Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности.
Дипломная работа студентки 5 курса химического факультета Якуниной Виталины Ивановны Направляется на рецензирование_____________ Зав. Кафедрой ___________________________ к. биол. н. , доц. А. А. Коробецкий “___” ___________ 1998 г “Допускается к защите” Зав. Кафедрой ____________________________ к. биол. н. , доц. А. А. Коробецкий “___” ______________ 1998 г. Научный руководитель: __________________________ к. псих. н. , доцент А. В. Серый Работа защищена “___” _______________ 1998 г с оценкой__________________ Председатель ГАК: __________ Члены ГАК: ________________ _________________ _________________ Кемерово, 1998 Аннотация.
Дипломная работа посвящена исследованию профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы 66 страниц, из них основная часть - 63 , которая включает 1 таблицу, 2 схемы и 2 рисунка. В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы. Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов. Первая глава посвящена проблеме теоретического исследования профессиональной направленности личности. Во второй главе исследовалось место профессионально важных качеств в структуре профессиональной направленности личности. В третьей главе речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. В конце главы сделаны выводы, полученные из результатов исследования и представлены рекомендации. Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые включают в себя графическое представление результатов и сводные таблицы. Содержание.
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности. 1. 1 Процесса профессионального самоопределения личности в психолого – педагогической литературе. 1. 2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности. 1. 3. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости).
1. 4 Выводы.
Глава 2. Место профессионально важных качеств в структуре профессиональной направленности личности. 2. 1. Взаимосвязь ценностно–смысловых и индивидуально–психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности. 2. 2. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. 2. 3 Педагогическая направленность и профессионально значимые качества учителя. 2. 4. Исследовательская направленность и профессионально важные качества ученого.
2. 5 Выводы.
Глава 3. Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности. 3. 1. Методы и ход исследования.
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение. Выводы Заключение Литература Приложение 4 6 6 14 19 22 24 25 28 32 39 45 47 47 50 60 61 63 67 Введение.
В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах и исследовательских лабораториях. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы и в исследовательские лаборатории может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя и научного работника. Актуальностьвыбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов. Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не подготовленных морально и профессионально. По мере развития науки научная деятельность все больше превращается в массовую и приобретает руководящую роль в системе общественного производства, причем эта роль все возрастает вместе с дальнейшим развитием НТР. Но какие бы количественные и качественные изменения ни проходили в научной деятельности, этом специфическом процессе, ученый, то есть человек, является и всегда будет главной фигурой, приводящей в действия орудия и средства труда, "производителем научных знаний. В процессе этой творческой деятельности именно человек-субъект активно отражает действительность и производит новые духовные ценности. Актуальность проблемы усиливается когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения в ВУЗе. Поскольку одним из основных направлений деятельности Кемеровского университета является подготовка учительских кадров, цельюнастоящей работы явилось исследование профессиональной направленностью личности студентов химического факультета на профессии педагога и исследователя профессий педагога и исследователя . Объект исследования: профессиональная направленность студентов. Предмет исследования: ценностно - смысловые компоненты профессиональной направленности. Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотезаисследования: предполагаем, что профессиональная направленность на профессию педагога и исследователя имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора. Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи: Выявление профессионально значимых качеств педагогов и исследователей (теоретический анализ). Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющие профессионально значимые качества педагогов и исследователей. Выявление взаимосвязи ценностно - смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов третьего курса химического факультета. Теоретическое значение и новизнаисследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, которыми должны обладать будущий или уже работающий учитель и ученый, но не исследованы те качества, которые обеспечивают предрасположенность к данной профессии. Практическая значимостьнастоящей дипломной работы заключается в выдаче рекомендаций психологической службе КемГУ и деканату химического факультета. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. 1. 1. Процесса профессионального самоопределения личности в психолого педагогической литературе. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двухсторонностью самой ситуации выбора профессии. Ряд исследователей [35, 68] придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой- характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности [1, 2]. Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего. В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность [17, 49]. Несомненно, этот подход более продуктивен, тат как утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается в далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа "Я", определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни [28, 14, 62, 26]. Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т. п. ). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности [62]. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л. И. Божевич обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т. п. [10]. Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие "отношение к профессии" само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление нашей активности и указывает на ее объект. В основе положительного положения нескольких человек к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальном психологическом содержании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|