реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальные свойства темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсия) учащихся - (курсовая)

реферат
p>Наблюдая за учащимися данной группы, отмечено, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что- либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку. Например, Саша В. , его поведение на уроке зависит от интереса к предмету. Он может увлеченно слушать учителя, проявлять большую работоспособность. На неинтересных же для него уроках, он занимается своими делами, разговаривает с соседом. Чувства и настроения у него очень изменчивы. Получив плохую отметку или выговор учителя, он расстраивается, но через некоторое время на лице нет и следа обиды. На перемене он уже забывает о неприятностях урока и весело играет с одноклассниками. Быстро привыкает к новой обстановке, к новой деятельности. Легко переключается с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой. Легко поддается дисциплине. На замечания учителя реагирует спокойно, перестает вертеться, начинает слушать объяснение, но через некоторое время забывает о замечании, начинает выкрикивать, крутиться, тянуть руку. В ходе исследования столкнулись и с некоторым несоответствием реального состояния практики и теории. Как правило, интровертирован-ность сочетается с высокой тревожностью и ригидностью, что соответствует, обычно, меланхолическому темпераменту (хотя меланхолик может быть и подвижным).

Подведя же результаты своего исследования, обнаружили, что в данной группе испытуемых, чаше встречаются интроверты, высоко тревожные, но пластичные.

Данное несоответствие могло быть вызвано рядом причин. Во-первых, дети могли неверно оценивать себя, выдавать желаемое за действительное, стремиться быть похожими на других, быть как все, что вполне естественно для данного возраста. В 10-И лет у детей происходят такие новообразования, как интеграция с новой общностью, наблюдается кризис "мы" (базовое напряжение - быть как все и добиться личных успехов). Если ребенок не может решить это, появляются неврозы, растет тревожность (что также отразилось в проведенной исследовании: тревожные составляют 1\3 часть (6 чел. ) от всей группы, в то время как учащихся с ярко выраженной не тревожностью - 1 человек). Тревожность высока в данном возрасте именно из-за неспособности совместить стремление "быть как все" и в то же время справиться с необузданным желанием, которое начинает проявляться в данном возрасте - желание добиться личных успехов, самосовершенствоваться, отличаться от других. Во-вторых, большую роль могла сыграть самооценка. Самооценка данного возраста строится, главный образом, на оценочных суждениях взрослых, т. к. в данный период мнение учителя и взрослого человека считается безапелляционным. Для данной группы (интроверт - высоко тревожный -пластичный) нехарактерно то, что обычно степень ригидности у интровертов высока (у исследуемых же данной группы - низкая), т. е. , возможно, что у данных испытуемых завышена самооценка, и они считают, что они могут довольно легко приспосабливаться к новым условиям, менять привычки. Возможно также, что они выдают желаемое за действительное. Зная свои трудности со сменой привычек, они пытаются скрыть их, чтобы походить на других. Или же сказывается желание данного возраста самосовершенствоваться. Они хотят быть такими и считают, что они таковы. Ригидность также зависит от эмоционально-волевых особенностей. Для данного возраста учащихся характерны эффективные состояния, причины которых могут быть в том, что возникает расхождение между уровнем притязания и возможностью их удовлетворения. Также для данного возраста характерно то, что понимание своих чувств и осознание чувств других ограничены, т. е. , испытуемые, отвечая на вопросы анкеты, могли не предугадать свои чувства, возможно, им было сложно предвидеть свое поведение в данной ситуации. Наблюдая за одной из испытуемых, можно сказать, что именно одна из выше перечисленных причин дала такой результат, т. к. у девочки явно высокая степень ригидности, что проявляется в ее поведении. Девочка трудно приспосабливается к новым условиям, требованиям, обстановке. Всегда сидит за одной и той же партой (хотя это и не строгое требование учителя). Когда ее место занимает кто-то из одноклассников, она просит его уступить, обижается, готова расплакаться. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. С трудом берется за что-то новое незнакомое. Выполнение любого задания требует у нее подготовки и раздумий. В данном классе учится с 1-го класса, однако, имеет одну близкую подругу, с которой вместе сидит, ходит домой.

Ярко выраженные свойства темперамента тревожность, ригидность, экстраверсия влияют также на поведенческие проявления учащихся на уроках. Некоторые ученики с ярко выраженной тревожностью выделяются среди одноклассников. Они постоянно находятся в состоянии эмоционального напряжения, беспокойства. Они очень чувствительны к неудачам и ошибкам. Например, Марина, получив двойку, готова расплакаться, с трудом сдерживает себя. После урока, на перемене сидит, опустив голову, и долго не может успокоиться. Оксана постоянно перебивает учителя, выкрикивает, нетерпеливо, тянет руку. Отвечает часто невпопад, после чего раздражается, теряет самообладание. Долго расстраивается и переживает, оказавшись в глупом положении перед классом. Все замечания и шутки принимает на личный счет, обижается. Изменяется состояние и поведение учеников и при какой-либо "угрозе". На обычном уроке в спокойном состоянии они слушают учителя. Когда же учитель объявляет о какой-нибудь контрольной работе, они начинают беспокоиться, ухудшаете их внимание. Они теряют уверенность в своих силах, возможностях, занижают собственные способности. Например. Володя, когда учитель дает задачу для самостоятельного решения, но не на оценку, углубляется в решение, работает спокойно и сосредоточенно над задачей. При выполнении же контрольной работы, зная об "угрозе" отметки, теряется, начинает беспокоиться, спрашивает у соседа, который учится намного хуже его, т. е. при малейшей "угрозе" у него возникает неуверенность в - своих силах. Он недооценивает свои собственные возможности. Никогда не поднимает руку на уроке, даже если готов к уроку. Когда же учитель его вызывает - отвечает всегда на 4 и 5, но очень неуверенно, скованно, заикаясь. Получив плохую отметку, винит себя, считает, что плохо подготовился, недостаточно прочитал не все выписал, хотя на самом деле это не так.

Анжела, получив тетрадь с контрольной работой, открывает ее не сразу, а перелистывает по странице, затем отворачивается в сторону, спустя некоторое время, нерешительно смотрит в тетрадь. Увидя там 5, облегченно вздыхает... Таким образом, можно заключить, что для тревожных детей характерно то что они глубоко переживают неудачи и ошибки, причем сводят их на свой счет. Озабочены, самоунижены, недовольны собой. Однако, любое задание учителя или поручение выполняют с особой тщательностью добросовестностью, аккуратностью, вниманием к деталям. На уроках Физкультуры тревожность, как правило, проявляется перед сдачей нормативов или зачетом на оценку. Дети волнуются, излишне напряжены, хотя прекрасно выполняли аналогичное задание на обычном уроке. Из-за "угрозы" показывают худшие результаты. Очень часто они не сдержаны эмоционально. Некоторые могут очень легко выйти из себя. Их очень легко огорчить. На любое критическое замечание учителя обижаются. Объяснение учителя слушают сосредоточенно, не отвлекаясь. В начале урока они более активны, к концу утомляются. При выборе формы ответа, в основном, стремятся к письменной, Ригидность также имеет свои проявления. Дети трудно привыкают к новым условиям, с трудом меняют привычки. Они очень медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Медленно усваивают, перестраивают свои навыки. Маша, когда учитель задает вопрос, сначала она теряется, долго икает, не может сориентироваться в ответе, хотя хорошо учится и всегда готова к уроку. Ей трудно переключится с одного вида деятельности на другой. Когда учительница русского языка, проведя половину урока, сказала: "А теперь достаньте литературу. Эту половину урока и следующий урок будете заниматься литературой". Маша долго не могла включиться в общую беседу по теме. Когда ее спросили, ответила невпопад. Долго что-то искала а сумке (как оказалось учебник литературы), доставала то один учебник, то другой, и -лишь к концу урока достала все необходимое к литературе.

    Ригидные с трудом привыкают к чему-либо новому…

Оля, по истории всегда имела только 5. Когда учительница заболела, и ее заменил другой учитель, она ответила материал предыдущего урока на 3. Это говорит о том, что девочка привыкла отвечать одному и тому же учителю. Смена привычки, вероятно, вызвало определенные волнения, переживания, это сказалось на результатах деятельности, Как правило, эти ученики всегда с трудом берутся за что-то новое, незнакомое. С трудом воспринимают новый материал при объяснении нового материала отвлекаются, занимаются посторонними делами. При повторении пройденного материала они более активны на уроке, отвечают лучше. Каждое малейшее препятствие, непредвиденное обстоятельство задерживает на себе их внимание.

Экстраверты. Они общительны, инициативны, подвижны, очень живые. На уроках очень непоседливы, ни минуты не сидят спокойно, постоянно меняют позу, вертятся, разговаривают с соседями, вертят что-нибудь в руках. Обладают, как правило, быстрым темпом речи. На каждый новый факт, новую задачу очень живо откликаются. На переменах никогда не сидят на месте, бегают по коридорам, шумят, кричат. Саша, явный экстраверт. На любой вопрос всегда быстро находит ответ. Любит все делать быстро, любит смену деятельности. Очень общителен, работать предпочитает в группах, с товарищами. Его фразы, брошенные как бы случайно, могут легко развеселить весь класс. На перемене всегда в окружении ребят, ни на минуту не остается один. Любит общественные мероприятия, КВНы, соревнования, в которых всегда принимает участие. Очень уверен в себе. Выделяется своей порывистостью, часто перебивает учителя различными восклицаниями. Из-за своей чрезмерной подвижности часто нарушает дисциплину, Быстро сходятся с людьми... В данном классе учится первый год, а между тем уже привык к новым учителям, сошелся с ребятами, имеет много друзей, вошел в актив класса. Явно стремится к лидерским позициям.

2. 4 Значение знания черт темперамента и его свойств для учителя. Педагогические рекомендации.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий. Например, отрицательная оценка педагога на ученика с сильной нервной системой оказывает стимулирующее действие, но у ученика со слабым типом нервной системы после отрицательной отметки замечены подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Следовательно, различные реакции учеников, требуют различной педагогической тактики. Учителям следует учитывать различия темперамента при составлении школьного расписания, замене одного урока другим, так как это может нарушить нормальную работу класса. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включаться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому. же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т. п. 3. В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Особо следует обращать внимание на детей холерического и меланхолического темперамента. Первым необходимо систематическое удерживание от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей.

Дети со слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиваться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях "тепличного" воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик рентабелен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны вырабатываться. Это предполагает и определенную само регуляцию, самовоспитание. Ребенка необходимо постепенно научить сознательно регулировать . свое поведение и деятельность. У представителей разных типов темперамента это происходит по-разному. Одному легче выработать быстроту и энергичность действий, другому легче выработать выдержку и хладнокровие. Свойства темперамента сказываются в том, что для одного ученика нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, а для другого - другие.

Черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени. Определенные проявления темперамента и его свойств могут ограничиваться, направляться в то или иное русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, свойства темперамента сказываются- на чертах во- . , ведения, но не предопределяюттаы первостепенное значение имеют -воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Черты темперамента, его свойства, т. е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека.

    Заключение

Проведя анализ литературы как наших, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, я сравнил предполагаемые ими результаты с получившимися в итоге моей экспериментальной деятельности и пришел к выводу, что они очень близки.

    В заключении проделанной работы, сделать следующее выводы:

Свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость. По результатам исследования видно, что уровень тревожности у мальчиков выше, чем у девочек. Уровень ригидности также у мальчиков выше, что говорит о том, что девочки более пластичны и быстрее приспосабливаются к новой обстановке; уровень экстраверсии как для мальчиков, так и для девочек низкий. С повзрослением школьников картина меняется: уровень тревожности у девочек становится выше, чем у мальчиков; уровень ригидности наоборот у мальчиков выше чем у девочек. Из этого следует, что девочки становятся более пластичными. Уровень экстраверсии как у девочек так и у мальчиков низкий. Для эффективного обучения необходимо учитывать индивидуальные свойства темперамента и их проявление на уроках для последующего выбора правильных методов обучения.

Я считаю, что поставленные в курсовой работе цели были достигнуты. Литература

Л. А. Венгер, В. С. Мухина “Психология” Москва “Просвещение” 1988. Гаиезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М. : Просвещение, 1986. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М. ; ФиС, 1978. Ю. Гиппенрейтер, В. Романова “Психология индивидуальных различий” Москва - Издательство Московского Университета - 1982 год. Ж. Годфруа “Что такое психология” Москва - “Мир” - 1992 год. Е. Жариков, Е. Крушельницкий “Для тебя и о тебе” Москва - “Просвещение” - 1991 год. Климов Ј. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Йзд-во Казанского государственного университета, 1969. Е. Кораблина, М. Ронгинский “Изучение индивидуально-психологических особенностей личности” Санкт-Петербург - 1992 год. В. А. Крутецкий “Психология” Москва “Просвещение” 1988.

    Мерлин B. C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.

Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - И. * Просвещение, 1966.

Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986.

    Педагогический журнал “Народное образование”.

Г. Смирнова “Психология психологического общения” Москва - 1993 год. А. П. Чехов “Темпераменты” Москва - Государственное издательство художественной литературы - 1960 год. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - И, ; Прогресс, 1982.

    Приложение

Методика изучения индивидуально-психологических свойств темперамента школьника, Цель: Изучение индивидуально-психологических свойств темперамента школьника. Ход исследования.

Инструкция: "Ребята, я попрошу вас ответить на ряд вопросов, которые не являются задачами или правилами, они не связаны со школьной программой. Все они очень простые. Отвечая на каждый вопрос, надо давать один из двух ответов: либо "да", либо "нет". Если вы захотите ответить на какой-нибудь вопрос "да", надо поставить в клетку на бланке для ответов плюс (+); если захотите ответить "нет", нужно поставить минус (-) Номер клетки на бланке для ответов соответствует номеру вопроса. Если вы захотите исправить ответ, сделайте это так, чтобы было понятно.

    Отвечая помните:
    1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов;

2. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ни одного не пропуская; 3. Отвечайте искренне и честно; не старайтесь своими ответами произвести хорошее впечатление. вопросы:

1. Когда тебя о чем-то спрашивают, ты чаше всего быстро находишь ответ? 2. Бываешь ли ты очень сердитым и раздражительным?

    3. Часто ли у тебя меняется настроение?

4. Беспокоят ли тебя различные перемены в жизни (например, переезды)? 5. Считаешь ли ты, что всегда надо покупать только очень надежные и прочные вещи?

    6. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?

7. Тебе понравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро? 8. Часто ли ты планируешь то, как ты будешь вести себя при встрече? 9. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят? 10. Когда ты что-то уже сделал, ты обычно говоришь себе: "В этой ситуации любой на моей месте поступил точно так же"? 11. Ты сильно привыкаешь к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что очень неохотно меняешь на что-то другое?

    12. Ты когда-нибудь говорил неправду?

13. Забываешь ли ты про все остальное, когда занят каким-либо делом? 14. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

15. Можешь ли ты сказать, что чуть-чуть более обидчивый, чем другие? 16. Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?

17. Тебе всегда очень трудно браться за какое-либо новое, незнакомое дело? 18. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе надоело все? 19. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте? 20. Охотно ли ты делаешь работу, которая требует сосредоточенного внимания на мелких деталях?

    21. Ты шумишь иногда в классе, когда там нет учителя?

22. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят? 23. Тебя легко огорчить?

24. Можешь ли ты иногда сказать про себя, что беззаботный человек? 25. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься? 26. Когда тебя о чем-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать? 27. Ты любишь часто ходить в гости?

28. Чувствуешь ли ты себя особенно неприятно, Если кто-то или что-то нарушает твои привычки, обычный уклад жизни?

    29. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?
    30. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?

31. Ты избегаешь иметь веши, которые ненадежны, непрочны, хотя и очень красивы? 32. Тебе бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

33. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое ты взялся? 34. Разговаривал ли ты когда-нибудь грубо с родителями?

35. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? Обработка. После ответов испытуемого на вопросы надо подсчитать сумму баллов за каждое свойство темперамента в отдельности, соотнести положительные ответы с ключом опросника.

    "Ключ" опросника.
    Искренность - 2, 12, 21, 29, 34;
    Тревожность - 3, 6, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 26, 32;
    Ригидность - 4, 5, 8, 10, 11, 13, 17, 20, 28, 31;
    Зкстраверсия - 1, 7, 9, 16, 22, 24, 27, 30, 33, 35.

При интерпритации данных изучения темперамента необходимо учитывать их объективность и степень выраженности. Объективность данных испытуемого устанавливается по "шкале искренности". Сумма менее 3 баллов показывает необъективность данных испытуемого. Степень выраженности свойств темперамента представлена в таблице.

    1 – тревожные пластичные;
    2 – нетревожные ригидные;
    3 – нетревожные пластичные;
    4 – тревожные ригидные.
    1 – тревожные пластичные;
    2 – нетревожные ригидные;
    3 – нетревожные пластичные;
    4 – тревожные ригидные.
    1 – тревожные пластичные;
    2 – нетревожные ригидные;
    3 – нетревожные пластичные;
    4 – тревожные ригидные.
    СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Степень выраженности свойств темперамента у исследуемой группы школьников Ф. И.

    Тревожность
    Ригидность
    Экстраверсия
    Искренность
    Сидорова Н.
    4
    4
    5
    5
    Сиготская М.
    10
    6
    3
    3
    Груздова Т.
    8
    5
    4
    4
    Сороченко А.
    4
    5
    4
    3
    Дубровская Т.
    3
    5
    6
    1
    Юкова Е.
    5
    3
    9
    5
    Фадеева Л.
    9
    7
    6
    4
    Попырина К.
    9
    7
    7
    5
    Дергачева А.
    5
    9
    7
    3
    Умрихина О.
    7
    6
    7
    4
    Пилисьин А.
    8
    7
    6
    1
    Догина Ю.
    4
    5
    7
    4
    Харченко М.
    5
    8
    4
    2
    Фролов М.
    5
    2
    3
    5
    Вальковский С.
    3
    3
    8
    5
    Малагин А.
    0
    4
    8
    3
    Брагина М.
    8
    5
    3
    3
    Комиссирова О.
    7
    4
    2
    3
    Золотырев В.
    4
    6
    7
    4
    Шеймергенов К.
    5
    6
    3
    4
    Чеботарев А.
    9
    4
    8
    4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.