реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальное психологическое консультирование

реферат

Индивидуальное психологическое консультирование

Индивидуальное психологическое консультирование.

Содержание.

Введение.

1. Особенности проведения первичной консультации.

1. Теоретические принципы первичной консультации

2. Начало консультации

3. Середина консультации

4. Конец консультации

2. Особенности консультации клиента в состоянии кризиса.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Что такое психологическое консультирование

и психотерапия?

Психологическое консультирование и психотерапия - это виды психологической

помощи, ориентированные на преодоление проблем психологического характера.

Психологическое консультирование направлено на решение различного рода

психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных

проблем. В трудный, критический момент в Вашей жизни, психолог-консультант

может помочь Вам преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого

человека, а также лучше понять Вашу жизненную ситуацию и принять верное

решение.

Психологическое консультирование (counselling) - это внелечебная

психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью

коррекции отношений и повышения качества жизни.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных

инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная

практика применяется в любой сфере, где используются психологические

знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в

педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее

время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и

опыт практического использования различных техник консультирования, который

может быть полезен для специалистов других сфер практики.

В России сегодня не достаточно развита культура обращения за

профессиональной психологической помощью. Этот феномен объясняется

историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В

течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к

практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной

процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также

множеством мифов, существующих в нашей культуре.

Вот некоторые из них:

. "Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)";

. "Все необходимо выстрадать самому";

. "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится";

. "Каждый у нас - сам себе психолог"

и другие.

Что это дает?

В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые

устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор:

справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо

обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.

1. Особенности проведения первичной консультации.

1.1. Теоретические принципы первичной консультации

Существуют разные модели психологического консультирования, разные

теоретические подходы, поэтому существуют самые разные способы проведения

первичной консультации. Здесь я хотел бы представить сформулированный в

виде простых принципов обобщённый вариант проведения первичной консультации

с клиентом, своего рода алгоритм, который может использоваться в

независимости от теоретических предпочтений консультанта.

Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём

основным, тесно взаимосвязанным друг с другом, задачам первичной

консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую

задачи.

В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений

с клиентом. Клиент прежде всего нуждается увидеть искреннее и естественное

в своих проявлениях стремление консультанта войти с ним в контакт.

Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и

консультантом является качество присутствия, то есть способность

невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Кроме того,

вследствие того, что конгруэнтность и естественность - это прямая

противоположность демонстрации фасада, данное поведение консультанта служит

моделью, призывающей клиента к спонтанности и открытости в

самопредъявлении. Наряду с этим, ничто так не стимулирует самораскрытие как

безусловное позитивное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное

позитивное отношение подразумевает безоценочное принятие опыта клиента, а

также проявление эмоциональной теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает

клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания

переживания клиентом собственной жизненной ситуации.

В диагностическом измерении задача консультанта состоит в определении

проблем клиента и рабочих гипотез касательно их природы. Существует мнение,

что в независимости от образования и теоретической ориентации консультант

не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента

и принятия решения относительно того, что нужно сделать для улучшения

состояния клиента. Иначе говоря, для того чтобы вести себя терапевтически,

консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, на мой

взгляд, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения,

расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в

течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением

консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента и

собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также

анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать

рабочую модель клиента и пригодную для данного случая терапевтическую

стратегию.

Терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в

консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает

возможность решения его психологических проблем. Терапевтическая же цель

первичной консультации направлена на демонстрацию консультантом

терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности

клиента. Даже тогда, когда это не проявляется в явной форме, стоит помнить

о том, что очень часто клиент приходит за психологической помощью

вследствие переживания кризисной ситуации. Неоднократные попытки клиента

самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение,

болезненное переживание чего привело его за психологической помощью. Клиент

приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации

он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в

удовлетворении его насущных потребностей, но, одновременно с этим,

опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и

повторению так знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Наличие надежды и

страха влияет на поведение клиента: он одновременно, и открывает и скрывает

свои потребности, причём и то, и другое может осуществляться как на

сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит

в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на

психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям

сопротивления их выражению.

Начало консультации

Представьтесь

Сообщите о имеющемся в распоряжении времени

Используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное

Используйте открытые вопросы

Используете активное слушание, повторение и прояснение

Отмечайте и суммируйте жалобы

Планируйте степень контроля и активности

Середина консультации

Используйте прямое проявление контроля

Представляйте каждую новую тему

Начинайте каждую тему с открытых вопросов

Используйте закрытые вопросы в конце темы

Суммируйте, если потеряно направление

Обращайте внимание на новую информацию

Избегайте жаргона

Для выражения гипотез используйте интерпретацию

Если существуют противоречия, используйте конфронтацию

Для стимуляции выражения эмоций используйте

отражение чувств и обратную связь

Конец консультации

Суммируйте содержание беседы

Продемонстрируйте готовность услышать насущную потребность

Спросите о соответствии произошедшего ожиданиям клиента

Дайте информацию или профессиональную рекомендацию

Обсудите следующий шаг

1.2 Начало консультации

Способ, каким можно начать первую встречу завит от обстоятельств и

состояния клиента. В любом случае в начале стоит представиться, по

возможности сообщить о цели встречи, а также времени, которое она может

занять. После этого можно задать вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ о

себе начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить “да” или

“нет”, например, “По какой причине вы решили обратиться к психологу? или “С

чего бы вы хотели начать?” Если ответ на первоначальный вопрос недостаточно

подробен, можно сформулировать следующий открытый вопрос “Не могли бы вы

больше рассказать об этом?”

Хорошим средством установления контакта с клиентом являются позитивное

поощрение. Поощрение - как невербальное (кивки, доброжелательное и

заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальное (фразы типа “Да”,

“Я слушаю”, “Расскажите мне больше о Вас”) могут казаться банальными, но

при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь

клиента и поощряют его к самораскрытию.

Начальная фаза консультации - это время активного приглашения клиента к

рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит,

что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы

действительно нежелательны, так как могут продуцировать тревогу и агрессию.

Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете об их

проблеме и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти

естественные перерывы полезно обозреть то, что вы уже узнали, что помогает

спланировать ваш следующий шаг.

Внимательное слушание изложения клиентом собственных проблем и понимание их

субъективной картины является одной из основных задач начальной стадии

консультации. Вы поможете клиенту изложить его точку зрения, если

посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных сообщений

будете последовательно демонстрировать ваше намерение как можно более

точнее и полнее их понять. Повторение сути сказанного или лишь ключевых

слов эффективно стимулирует клиента к выражению более глубоких уровней

проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы.

Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту стоит уделить

отдельное внимание. Внутренняя готовность к рассмотрению новой информации

создаёт предпосылку тому, что подлинная причина обращения за помощью -

насущные потребности клиент - не будут упущены. Отмечая, проясняя детали и

связывая между собой жалобы клиент и консультант совместно продвигаются к

более обобщённой формулировке проблемы, вбирающей в себя все её, ранее

высказанные измерения. Время от времени бывает весьма полезно сверить

собственное понимание, формулируя сказанное клиентом своими словами и давая

ему возможность поправить ваше восприятие.

Кл: Я хотела бы быть взрослой и зрелой, чтобы совершать свой собственный

выбор и следовать ему. Но мне нужен кто-то, кто бы подталкивал меня в

верном направлении.

Кон: Вы хотели бы двигаться в верном направлении, не сомневаться и ценить

себя за это.

Такого рода высказывания обычно называют перефразированием, отражением

содержания или прояснением.

В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали о основных жалобах

клиента и спросите: “Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?” После этого

бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить высказанные

клиентом жалобы, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция

суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и

тех причинах, которые были высказаны клиентом.

Тесно связанной с техникой суммирования является проблема записи во время

сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то

есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно

используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечённым в контакт.

Однако это удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая безусловна

могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд

ли способствуют установлению контакта с клиентом - пожалуй основной задаче

первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который

больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому, пожалуй,

следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения

записи, по крайней мере в течение первой встречи. Если появляется что-то

очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно

прервать клиента и сказать: “Вы не будет возражать если я запишу эти

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.