реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Гештальттерапия

реферат

В крайней левой колонке таблицы перечислены возможный механизмы

избегания контакта. Далее через отношения «Я» - «Другой»схематически

изображены типы невротического контакта. В колонке «символический смысл»

сформулирована субъективная представленность взаимодействия у клиента.

«Символический образ» помогает объективировать субъективные переживания при

невротическом контакте. В следующей колонке прослежен путь импульса, не

достигающего контакта в силу его переориентации на «Я». Затем указаны

возможные вербальные и невербальные индикаторы действия защитных

механизмов. И последняя колонка описывает терапию каждого отдельного

защитного механизма.

1. Специфика работы с «воображаемым другим» заключается в том, что клиент

имеет возможность «сыграть» этого другого. Здесь используется техника

«пустого стула», на который клиент в своем воображении сажает кого-то из

своего реального окружения (прошлого или настоящего) и актуализирует свои

чувства по отношению к нему. Затем клиент пересаживается на этот стул и

«играет» этого «другого», решающим для клиента моментом является

осознание в себе чувств, которые ранее виделись им, как исходящие извне.

В том случае, если уходил от контакта с ними с помощью интроекции, т.е.

подавлял свой первичный импульс, заменяя слово «хочу» словом «надо»,

эксперимент выглядит следующим образом. Клиенту, повторяющему «Я должен»

предлагается пересесть на другой стул и изменив фразу на «Ты должен»,

обратиться с нею к воображаемому «себе». Ощутив эту фразу как свою

собственную, он обнаруживает, что за долженствованием стоит желание «Я

хочу, чтобы ты это сделал».

Теперь он может разобраться: «Кто этого хочет на самом деле – я или другой,

существующий в моем воображении?». При этом происходит трансформация

блокирующей энергии слова «должен» в конструктивную энергию слова «хочу».

В ходе подобной работы терапевт может разнообразить техническую сторону

эксперимента:

- Вводить в ситуацию новые «действующие лица», как в виде конкретных людей,

так и в виде абстрактных убеждений, оценок чувств, частей тела клиента;

- Усиливать телесное отреагирование, положив на стул подушку, которую можно

бить, гладить, царапать;

- Изменять расположение стульев в пространстве, расстояние между ними, угол

поворота;

- Самому попеременно изображать то «другого», то самого клиента, повторяя

наиболее значимые, с его точки зрения, фразы и т.д.

Таблица Механизмы избегания контакта «организм – окружающая среда» (на

примере «я - ты» - контакта)

|Название |Условно|Символи|Символи|Что происхо-|Индикаторы |Действия |

|механизма |е |чес-кий|чес- | | |терапевта |

| |изображ|смысл |кий |дит с | | |

| |ение | |образ |импульсом, | | |

| | | | |направлен- | | |

| | | | |ным на | | |

| | | | |достижение | | |

| | | | |контакта | | |

| |Верб|Невер-|Вербаль|Невер-б|

| |альн| |ная |альная |

| |ые |баль- |область|область|

| | |ные | | |

|Конфлюенция | |«Я» и |Двое |Импульс |Сло-|Специф|Предла-|Способ-|

| | |«ТЫ» - |влюб- |отсутствует,| |ичес- |гать |ствует |

| | |одно и |ленных |т.к. есть |во Я|кие |заме- |усиле-н|

| | |тоже | |иллюзия | |индика|нять |ию |

| | | | |того, что |за- |торы |слово |невер-б|

| | | | |контакт |ме- |отсут-|МЫ |альной |

| | | | |состоялся |ня- |ствуют|словом |активно|

| | | | | |ется| |Я |сти, |

| | | | | | | | |сопро-в|

| | | | | |МЫ | | |ождающе|

| | | | | | | | |й |

| | | | | | | | |процесс|

|Интроекция | |Внутри |Камень |Импульс |Сло-|Телес-|Предла-|Способ-|

| | |себя я |в |направляется|во |ные |гает |ствует |

| | |слышу |желудке|вовнутрь |«хо-|напря-|заме-ня|усиле-н|

| | |голос | | |чу» |жения,|ть |ию (1) |

| | | | | |за-м|не |слова |соответ|

| | | | | |е-ня|находя|должен,|-ствую-|

| | | | | |-етс|щие |надо |щих |

| | | | | |я |разряд|словом |напряже|

| | | | | |сло-|ки |хочу |ний, |

| | | | | |ва- | | |(2)неве|

| | | | | |ми | | |рбально|

| | | | | |«на-| | |й |

| | | | | |до» | | |активно|

| | | | | | | | |сти, |

| | | | | | | | |направ-|

| | | | | | | | |ленной |

| | | | | | | | |на их |

| | | | | | | | |разряд-|

| | | | | | | | |ку |

|Ретрофлексия | |Я делаю|Змея, |Импульс |Сло-|Движен|Предла-|Способ-|

| | |с собой|кусаю-щ|обращается |во |ия, |гает |ствует |

| | |то, что|ая себя|на себя |те-б|направ|заме-ня|усиле-н|

| | |хочу |за | |я |ленные|ть |ию (1) |

| | |сде-лат|хвост | |за-м|на |слово |ретро-ф|

| | |ь с | | |е-ня|соб-ст|«себя» |лексивн|

| | |тобой | | |-етс|вен-но|словом |ых |

| | |или | | |я |е тело|«тебя» |движе-н|

| | |полу-чи| | |сло-| | |ий, (2)|

| | |ть от | | |вом | | |невер-б|

| | |тебя | | |себя| | |альной |

| | | | | | | | |активно|

| | | | | | | | |сти, |

| | | | | | | | |«разво-|

| | | | | | | | |рачиваю|

| | | | | | | | |щей» их|

| | | | | | | | |вовне |

|Проекция | |Вместо |Зеркало|Импульс |Слов|Специф|Предла-|Способ-|

| | |тебя я | |направляется|о Я |ичес-к|гает |ствует |

| | |вижу | |на другого, |за-м|ие |заме-ни|усиле-н|

| | |себя | |но на его |е-ня|индика|ть |ию |

| | | | |месте |ется|торы |слово |невер-б|

| | | | |оказываюсь я|сло-|отсут-|ТЫ |альной |

| | | | | |вом |ствуют|словом |активно|

| | | | | |ТЫ | |Я |сти, |

| | | | | | | | |сопро-в|

| | | | | | | | |ождающе|

| | | | | | | | |й |

| | | | | | | | |процесс|

|Дефлексия | |Я |Туман |Импульс |Лич-|Телес-|Предла-|Способ-|

| | |игнорир| |постоянно |ные |ная |гает |ствует |

| | |ую твое| |меняет свое |мес-|вя-лос|исполь-|усиле-н|

| | |сущес-т| |направление,|тоим|ть, |зовать |ию (1) |

| | |вова-ни| |пока его |е-ни|отсут-|личные |телес-н|

| | |е | |энергия не |я |ствие |местои-|ой |

| | | | |иссякнет |от-с|как |мения, |вялости|

| | | | | |ут-с|напря-|выра-жа|, (2) |

| | | | | |твую|жений,|ться |возника|

| | | | | |т, |так и |яснее |ющих |

| | | | | |речь|движе-| |вслед |

| | | | | |запу|ний | |за нею |

| | | | | |тана| | |напряже|

| | | | | | | | |ний и |

| | | | | | | | |движе-н|

| | | | | | | | |ий |

| |Реальный Я |

| | |

| | |

| | |

| |Иллюзорный Я |

| | |

| | |

| |Реальный ТЫ |

| | |

| | |

| | |

| |Иллюзорный ТЫ |

| |Импульс, первоначально |

| |направленный на достижение |

| |контакта |

| | |

Разнообразие технического аспекта зависит исключительно от фантазии

терапевта. Некоторые рекомендации, которыми он может при этом

воспользоваться, состоят в следующем:

1. Поддерживать наиболее энергетически заряженные высказывания и действия

клиента, идти за усилением чувств

2. Четко отслеживать перемещения «действующих лиц», маркируя при

необходимости «внешнего наблюдателя».

3. Способствовать восприятию клиентом ситуации «здесь и теперь», предлагать

ему высказываться при необходимости «внешнего наблюдателя».

4. Экспериментировать с ограниченным количеством переменных, относительно

которых возникают конкретные гипотезы. Не вводить без необходимости новые

переменные, чтобы не запутаться.

5. Отслеживать свое собственное влияние на процесс: выступать в роли

«зеркала», а не заинтересованного лица.

Две первые рекомендации по отношению к работе с полярностями. В любом

защитном механизме присутствую «два действующих лица»: тот, кто защищается

и тот, от кого защищаются, - импульс, направленный на непосредственное

удовлетворение потребности и импульс, этому противодействующий. Ситуацию,

когда внешнее противодействие отсутствует, а за актуализацией потребности

не следует поиск путей ее реализации, принято называть внутренним

сопротивлением клиента.

Техника «пустого стула» помогает клиенту найти внешние формы внутреннего

сопротивления. Тот или иной «персонаж», занимающий место воображаемого

«другого», может явиться тем самым агентом, которому клиент приписывает

свое внутреннее сопротивление. Поощряя клиента двигаться в сторону разрядки

первоначального импульса, терапевт способствует одновременно усилению

эмоциональной напряженности второй «сопротивляющейся стороны». Предложение

занять место «другого» и выразить сопротивление во вне ведет к еще большему

усилению другого полюса – полюса первоначального импульса. Следствием

попеременного усиления полюсов является ситуация взрыва и освобождение

заблокированной энергии. Итак, за конкретным событийным содержанием

взаимодействия различных «персонажей-субличностей» гештальттерапевт всегда

обнаруживает полярности. Мы уже отмечали, что в качестве «другого» могут

выступать как не персонифицированные убеждения, оценки, различные части

тела, так и сами чувства и конкретный человек, - здесь важно то, какую из

сторон полярного взаимодействия они отражают. Следует иметь в виду, что

«пустой стул» не обязательно является реальным стулом, - скорее это символ,

напоминающий терапевту о необходимости маркировать переменные, попадающие в

зону его внимания.

2. Особенность второй технической возможности, когда место «другого»

занимает терапевт, состоит в том, что любые аспекты психологического

взаимодействия клиента со своим реальным окружением могут быть проявлены

в контексте отношений «клиент-терапевт». Защитные механизмы личности

клиента, которые он регулярно использует вне рамок терапевтической

реальности, используются им и в отношении терапевта с сохранением всех

специфически - личностных аспектов их проявлений. Ключевой момент состоит

в том, насколько терапевт готов «испробовать» защитные механизмы клиента

на себе, и насколько открытым при этом будет оставаться его восприятие

происходящего. Несомненное преимущество данной техники состоит в том, что

ее использование избавляет терапевта от необходимости уточнять

инструкцию, в которой клиент «при желании» может запутаться, дискуссий по

поводу артистических способностей клиента, на отсутствие которых тот «при

необходимости» может сослаться, рассуждений относительно «игровой

ситуации, не переносимой в реальную жизнь» и т.п.

Для проведения эксперимента в подобной психотерапевтической ситуации

достаточно действий самого терапевта. Выявив на предыдущих этапах наиболее

значимые переменные, он может манипулировать ими при контроле за своими

собственными проявлениями. Исходя из гипотез о том, что происходит с

клиентом в зависимости от той или иной реакции на него «другого», терапевт

имитирует подобные реакции, чтобы убедиться в справедливости своих

предложений или опровергнуть их.

Другим преимуществом является изначально большая эмоциональная заряженность

реального терапевтического контакта по сравнению с воображаемым, что ведет

к ускорению психотерапевтического процесса в целом. Это обстоятельство

вплотную связано с основной идеей предлагаемой нами пятишаговой структуры

психотерапевтического процесса – сведения к минимуму теоретических

конструкторов, о которых должен помнить терапевт в терапии, и максимального

раскрытия возможностей его восприятия и интуиции «здесь и теперь». Другими

словами, данная ситуация полностью описывается излагаемой нами концепцией

«воспринимающего терапевта». В отличие от других этапов, на стадии

эксперимента терапевт расширяет фокус своего внимания по отношению к своим

собственным реакциям и варьирует ими в экспериментальных целях.

Если терапевт выбирает подобный путь работы, то у него отпадает

необходимость введения в терапевтический контекст дополнительной

«воображаемой реальности», поскольку внешненаблюдаемые проявления клиента

дополняются реальностью внутренних чувств и ощущений терапевта.

Рассматривая последние как реакции «реального другого», терапевт включает в

свое восприятие все области действительности, доступные его сенсорному

опыту в ситуации «здесь и теперь».

Однако, подобный атеоритично-эмпирический подход к экспериментальной стадии

психотерапевтического процесса несет в себе и существенную трудность. Она

заключается в том, что данный метод работает в том случае, если терапевт

«пуст» по отношению к своим личным проблемам на протяжении всего

психотерапевтического сеанса. Единственной мотивацией его действий должен

являться безусловный исследовательский интерес ко всему происходящему в

терапии. Тогда терапевт может ограничить контекст рассмотрения своих

собственных эмоциональных состояний теми реакциями, которых бессознательно

добивается от него клиент с целью сохранения для себя ситуации

психологического «статус кво». При появлении у терапевта дополнительной

мотивации, его восприятие существенным образом искажается, и он рискует

превратить терапию в процесс удовлетворения собственных потребностей.

Примером может служить сильное желание терапевта помочь своим клиентам.

Подобная мотивация с легкостью может вести к интроецированию клиентом

оценок терапевта. В этом случае встает вопрос, чьим представлениям будет

соответствовать данная помощь? Если к тому же «помощь» будет подкреплена

благодарностью клиента, бессознательно проигрывающего незавершенную

ситуацию своих детско-родительских отношений (благодарность – именно то, к

чему бессознательно стремится терапевт), то любая дальнейшая терапия

становится бессмысленной.

Вместе с тем, «пустой» в мотивационном отношении терапевт является неким

идеалом. В действительной терапевтической ситуации неизбежны случаи, когда

терапевт «ловится» свои личные потребности и на бессознательное желание

увидеть в клиенте очередное подтверждение своих теоретический выкладок.

Поэтому мы коротко остановимся на том, каким образом можно обнаружить

«ловушки» и выбраться из них.

1. Четко очертить границу своих проблем и потребностей и использовать

данный подход лишь за ее пределами. Пример: если терапевт не выносит

пристального взгляда, то работать с клиентом, обладающим данной

особенностью в технике «пустого стула».

2. В случае необходимости возвращаться к более ранним стадиям

психотерапевтического процесса. Пример: если терапевту не удается забыть

про негативную оценку клиентом его работы, он может вернуться к стадии

обратной связи и отреагировать на собственные, подчеркнув перед клиентом

субъективный характер этих переживаний.

3. Использовать возможности позиции внешнего наблюдателя, предлагая клиенту

рассмотреть вместе с ним происходящее со стороны. Пример: если терапевт

запутался в происходящем, он может предложить клиенту пересесть вместе с

ним на другое место и попросить клиента описать ситуацию, какой она

видится ему со стороны.

4. Использовать помощь супервизора или своего личного терапевта при

разрешении наиболее сложных ситуаций, возникающих в ходе

психотерапевтической работы.

В заключение мы хотим еще раз подчеркнуть, что гештальттерапия не является

сводом правил, схем, приемов, подобно «слону», не являющемуся суммой

круглого, плоского, мягкого и жесткого одновременно. Гештальттерапия

начинается там, где на месте страха теоретической некомпетентности

терапевта возникает живой интерес исследователя-практика, а место научных

концепций занимают открытые глаза и уши терапевта. И это – лучший способ

обнаружить, что ответ относительно устройства внутреннего мира клиента

всегда дает не та, или иная теория, а он сам – важно лишь уметь не

пропустить его.

( Данные термины не относятся к специфическому языку гештальттерапии, а

приводятся в иллюстративных целях.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.