реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Функции эмоций в жизнедеятельности человека

реферат

человека, как упражнения для физического развития.

3.6. ЭМОЦИИ И СЕКС.

Еще в 1935 году Бич в опытах на животных продемонстрировал, что

совокупление и страх являются несовместимыми. Его испытуемыми были крысы,

однако, этот факт может быть распространен и на область человеческих

отношений, о чем свидетельствуют не только здравый смысл, но и литературные

данные. Сексуальное влечение, в сущности, всегда связано с той или иной

эмоцией. Взаимодействуя с гневом и презрением, оно может привести к садизму

или насилию. В сочетании с чувством вины - может иметь результатом

импотенцию или мазохизм. В любви и супружестве секс, сопровождаясь

радостным возбуждением, может вызывать острые переживания, как чувственного

удовольствия, так и эмоций.

3.7. ЭМОЦИЯ, СУПРУЖЕСТВО И РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧУВСТВА.

Индивидуальные способы выражения эмоций и эмоциональных ответов

являются определенным фактором в ухаживании и выборе партнера совместной

жизни. К сожалению, роль эмоциональных черт в ухаживании и супружестве не

изучена в достаточной мере. Однако исследования в других областях указывают

на то, что субъект либо выбирает товарища, чьи эмоциональные переживания и

экспрессия дополняют его собственные, либо подбирает партнера, который

имеет сходный эмоциональный профиль - такие же пороги переживания различных

эмоций и такие же способы их выражения.

Эмоции влияют не только на половую жизнь и супружество, но и на

родительские чувства. Индивидуальные пороги для возбуждения, радости,

отвращения или страха играют важную роль в реакциях на интерес ребенка, его

радость, отвращение или страх.

3.8. ЭМОЦИИ И СОЗНАНИЕ.

То мнение, что эмоция может рассматриваться как отдельное или особое

состояние сознания, не является новой точкой зрения в науке. Великий биолог

девятнадцатого столетия Герберт Спенсер описал «центрально-инициируемые

эмоции» следующим образом: «... их начало и окончание во времени

сравнительно не определенны, и они не имеют четкой локализации в

пространстве. Иначе говоря, они не ограничены предшествующими и

последующими состояниями сознания с какой-либо определенностью, и нет

границ между ними и сосуществующими с ними состояниями сознания».

Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются

как измененные состояния, или, более точно, как специфические или особые

состояния сознания. Индивид, совершив какую-либо нелепость, часто объясняет

свое поведение, говоря: «я был вне себя», или «я не помнил себя». Любой,

кто испытал сильную эмоцию, представляет, что эмоциональное переживание -

это необычное состояние сознания.

Идея различных состояний сознания существует со времени античной

философии. А с середины ХIХ столетия биологи предполагают возможность и

находят некоторые доказательства того, что каждое отдельное полушарие мозга

контролирует совершенно отдельное сознание. Современный невролог Газанига

заключает: «Данные указывают на то, что разделение полушарий создает две

независимые сферы сознания в пределах одного черепа, иначе говоря, в

пределах одного организма».

К тому мнению, что может быть больше, чем один тип или состояние

сознания, относится давняя идея о существовании множества путей познания. В

ХIII столетии Роджер Бэкон говорил о двух способах приобретения знания

через доказательство и через опыт. Об этих различных способах познания

говорят и некоторые современные ученые и философы. Один из этих способов,

доминирующий в современном мышлении, описывается как логический и

рациональный. Другой - как познание интуитивное, не вербализуемое, или

«рецептивное». Особые состояния сознания, возникающие благодаря

специфическому интересу или радости, или их некоторой комбинации, и

направляют стадии интуитивного, невербального рецептивного познания.

Определенные эмоциональные состояния организуют стадии аналитических,

критических, логических, рациональных процессов. Таким образом, эмоция, как

процесс постоянно взаимодействует с процессами, характеризующими другие

состояния сознания, что обуславливает многочисленные взаимосвязи между

эмоциями и разумом.

4. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ

ТЕОРИЙ.

Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения

Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений

млекопитающих Дарвин дал биологическую концепцию эмоций, согласно которой

выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент

целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой

биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически

значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Впоследствии многие ученые посвящали свои труды исследованию эмоций. На

этот счет существует множество теорий. Остановимся на некоторых из них.

4.1.ТЕОРИЯ П.К. АНОХИНА.

Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere - возбуждать, волновать) -

физиологическое состояние организма, имеющие ярко выраженную субъективную

окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от

глубоко травмирующих страданий и переживаний до высоких форм радости и

социального жизнеощущения.

На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций

организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то

положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного

приспособления животных к окружающим условиям. Первичные ощущения

примитивных животных не могли бы удержаться в процессе эволюции и развиться

в столь многогранные и утонченные эмоциональные состояния человека, если бы

они не послужили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В

противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность,

его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям.

Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека

определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию

(объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и

в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного

воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации

воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это

свойство организма - определять благодаря эмоции качество воздействия с

помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на Земле -

выживаемости - придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к

окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и

другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой

отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального

состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю:

полезно или вредно для него данное воздействие.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека в

частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые,

непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию

можно было бы назвать стадией формирования потребностей и основных

влечений, а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Таким

образом, если проблему эмоций рассматривать с биологической точки зрения,

то надо будет признать, что эмоциональные ощущения закрепились как

своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных

границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка

каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции

возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта

совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот,

недостаток реального результата, несовпадения с ожидаемым ведет к

отрицательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный

процесс и тем самым способствующий сохранению, как отдельной особи, так и

всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной

эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные

неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение

неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов

достижения цели.

4.2. ТЕОРИЯ П.В. СИМОНОВА.

Информационная теория эмоций основана на Павловском направлении в

изучении высшей нервной деятельности мозга.

Павлов открыл ключевой механизм, благодаря которому в процессе условно-

рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека

вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию

эмоций.

4.2.1.Отражательно - оценочная функция эмоций.

Согласно П.В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом человека и

животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и

вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на

основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение

между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически

необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности

(Н), и наличной информацией, которая может быть использована для

целенаправленного поведения (С), выражается формулой:

Э = П (Н - С)

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если

потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности - если

система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации

появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума при полном

отсутствии информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная

информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной

потребности.

П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между

жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при

недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения

цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и

дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают

эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так,

эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты,

как ожидание и предсказание неудачи при совершении действиях, которое

должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в

ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек

погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка

информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать

как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между

предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении

внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на

предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет

преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его

причин.

4.2.2. Переключающая функция эмоций.

Эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых

структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или

максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция

свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная

эмоция - об удалении от него, субъект стремиться максимизировать (усилить,

продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать,

предотвратить) второе.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм

поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности,

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.