реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формирование воли дошкольников

реферат

Отсутствие анализа социально-психологической составляющей школьной

зрелости, вероятно, связано с позицией, которую занимают социальные и

возрастные психологи. Исследовательские интересы первых распространяются, в

основном, на детей, начиная с подросткового возраста, и взрослых. Вторые

же, в свою очередь, мало уделяют внимания первым шагам ребенка в познании

своего социального окружения, нахождении своего места в социуме, механизмам

построения ребенком социального образа-Я.

Под языковой компетентностью следует понимать такой уровень речевого

развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно

использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно

рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко

- компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание

невербального языка общения, умение вступать в контакт, как со своими

сверстниками, так и со взрослыми. Наблюдения за детьми, изучающими в

дошкольном возрасте один или даже два иностранных языка, позволяют

выдвинуть предположение, что у этих детей коммуникативная компетентность

выше, чем у детей, которые обучались только родному языку. Известно, что

механизмы, лежащие в основе овладения иностранным языком, у взрослых и

детей различны. Но в обоих случаях при изучении другого языка происходит

расширение социокультурного контекста, своя культура и свое социальное

окружение воспринимаются уже не так изолированно. У ребенка (как и у

взрослого) появляется тенденция к сравнению, а позднее и к более глубокому

пониманию существующих сходств и различий.

У ребенка же в возрасте 6-7 лет только лишь возникает первый базис

мировоззрения, его способность к рефлексии еще слабо развита. Восприятие

информации в большей степени зависит от ее эмоциональной насыщенности,

привлекательности для ребенка. Она практически не подвергается анализу и

критике, возможно, исключение составляют лишь случаи резкой

противоречивости. Хотя, как показывает анализ детского воображения,

возможны даже самые противоречивые сочетания образов в детском сознании.

Все вышесказанное позволяет сформулировать гипотезу таким образом: у

ребенка-дошкольника в процессе изучения иностранного языка происходит

повышение компетентности, но в большей мере за счет структуры – знание,

т.е. ребенок запоминает некоторый объем информации, критичное отношение

(вторая структура) к которой чаще всего отсутствует, и использование этих

знаний в речевой практике (третья структура).

К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внутренняя позиция

школьника, которая представляет собой систему потребностей, связанных с

новой общественно значимой деятельностью ребенка - учением. Процесс

появления внутренней позиции школьника можно рассматривать как создание

необходимой предпосылки для последующего формирования у ребенка социальной

идентичности, т.е. отнесение ребенком себя к определенной группе – группе

школьников. Формирование - есть процесс, в данном случае идентификации, а

его результатом будет идентичность - личностная или социальная.

Наиболее важным шагом в процессе обретения ребенком социальной

идентичности является начало учебы в школе, непосредственное включение его

в тот социальный контекст, о котором у него существует некоторый образ,

сложившийся в результате рассказов взрослых о школе и учебе. У ребенка

появляется возможность действовать в этой новой для него социальной

ситуации.

Вероятно, использование понятия идентичности относительно ребенка 6-7

лет может показаться, на первый взгляд, не совсем корректным, хотя о первых

шагах в этом направлении, о процессе идентификации, пожалуй, можно

говорить. В современной социальной психологии выделяют два вида

идентичности – личностную и социальную.

Самосознание ребенка старшего дошкольного возраста еще не имеет того

уровня развития, чтобы ребенок мог в полной мере определить свои

характерные черты - физические, интеллектуальные, нравственные, а именно

это подразумевается под личностной идентичностью. На сегодняшний момент в

отечественной психологии не существует специальных исследований, хотя, как

это можно предположить, было бы полезно и интересно определить ту основу, с

которой ребенок вступает в новую для него социальную группу, социальный

институт, на время пребывания в котором приходится важный этап становления

личности ребенка – подростковый возраст и кризис соответствующего

возрастного периода.

О социальной идентичности, понимаемой “в терминах отнесения себя к

определенной социальной группе” следует сказать, что внутренняя позиция

школьника, т.е. желание ребенка пойти в школу, выполнять общественно

значимую деятельность, иметь определенные права и обязанности есть

предвосхищение своей социальной идентичности, которая сформируется позднее,

- отнесение ребенком себя к референтной группе детей, посещающих школу.

Что качается волевой готовности ребенка в школе, то для изучения

данного вопроса необходимо прежде всего рассмотреть, что же представляет

собой дошкольник в психологическом и психофизическом аспектах?

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет нам

систематизировать представления о психологическом портрете дошкольника.

Таким образом, дошкольную зрелость мы определяем как целостное психическое

состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью

развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в

дошкольный период детства и для которых этот период является сензитивным.

Наиболее важными параметрами, по которым идет определение уровня

готовности к школе являются следующие: сформированность приемов игровой

деятельности; развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода)

уровень нравственного развития; развитое воображение; высокий уровень

наглядно-образного мышления, памяти, речи; высокая самооценка. Наибольший

вес и значение принадлежит тем качествам и психическим процессам, которые

связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую

деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей

и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития

воли в рассматриваемый нами период являются процессы формирования

целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов. Важным фактом

является появления контроля в поведении, помимо этого развивается

способность в волевому усилию, ребенок осуществляет речевое планирование,

побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал, складывается

произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов

и общения со взрослыми.

Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства,

осуществляется за счет формирования сознательного контроля над

непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие

отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления,

воображения, - а как общее развитие личности – развитие воли, ума и чувств.

4. Значение ролевых игр в формировании воли

Они основываются на понимании развития человека с точки зрения его

ролевого развития. При этом важное место ролевые игры занимают в

стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников.

Причем, под ролью понимается та форма участия ребенка в тех ситуациях, в

которых присутствуют и другие люди. Соответсвенно ролевые игры предполагают

принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание

ролей, противоположных привычным, проигрывание своей роли в гротескном

варианте. Дети включаются в ролевые действия голоса (помяукать, как

испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок и т.п.), а

также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи). В

ходе ролевой игры ребенок научается ставить цели (пусть пока «игрушечные»,

связанные с правилами игры) и стремиться к их достижению. Ярким примером

подобных игр для дошкольников может послужить игра «Котенок» (для

дошкольников) Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому

страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди

превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

5. Феноменология волевых расстройств

Взгляд на свободу воли, как на присущую человеку функцию высшей

нервной деятельности, определяется критериями воли, выработанными

психологией и психиатрией, и опирающимися на естественнонаучные разработки.

Воля проявляется в волевых действиях, выборе мотивов и целей, регуляции

внутренних состояний человека, его действий и различных психических

процессов, волевых качествах личности. Это развивающаяся способность,

свойство личности, которое может страдать при патологии. Именно изучение

типологии этих расстройств может, методом от противного, позволить

сформировать естественнонаучную концепцию воли. К сожалению, встречаются

случаи волевых расстройств в любом возрасте.

Типология волевых расстройств

Клиническая психопатология относит все проявления психических

расстройств к трем группам в соответствии с отделами рефлекторной дуги:

поражения рецепторного отдела, поражения интрапсихической области,

нарушения эффекторного звена. Тогда, исходя из концепций воли, волевые

расстройства будут распределены между второй и третьей группами. В группу

интрапсихических расстройств неизбежно попадут расстройство сознания

свободы воли, нарушения преднамеренной регуляции психических процессов, в

том числе - мышления, эмоций, навязчивые явления и др. К нарушениям

эффекторного звена будут отнесены расстройства побуждений, в том числе -

ступорозные состояния, патология влечений, в том числе - парафилии,

импульсивные влечения и импульсивные действия и др. Таким образом, спектр

расстройств, объединенных нарушением волевых функций, очень широк. В

психиатрии существует и противоположная тенденция - сужать круг волевых

расстройств. М. О. Гуревич, относивший волевые расстройства к патологии

эффекторного звена, выделял следующие их формы: расстройства влечений,

расстройства воли, расстройства действий. В виде частных форм он

рассматривал понижение волевой активности (абулию, уже упоминавшуюся выше),

повышение волевой активности (гипербулию), извращение волевых функций и

действий, в т.ч. кататонию, и частично - расстройства внимания. Часто

встречающимся примером волевых расстройств является расстройство волевых

действий.

Волевые действия - действия, совершаемые без актуально переживаемой

потребности в самом действии либо в его результатах, но за которыми стоит

решение, направленное на удовлетворение потребности в отдаленном будущем

(действие не носит характера заведомо необходимого). Расстройство

проявляется клинически неспособностью фиксировать свое внимание и выполнять

действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым.

Расстройство связано и с прогностической функцией. Обнаруживающие

расстройство пациенты сообщают, что они не могут представить себе плодов

своего труда, разочаровываются в выполняемой ими работе прежде, чем

достигнут результат, либо саму долгую работу воспринимают уже как

отрицательный результат, неспособны мотивировать себя на длительный труд,

нуждаются в дополнительных стимулах - "вехах". В частности, они не могут

сделать накоплений на приобретение какой-либо ценной вещи, обучаться, если

их знания не находят практического применения. Создание объективных

ценностей на пользу общества или отдельных людей. Проявляется отсутствием

способности к альтруистическим поступкам, что нередко создает впечатление

черствости, сниженного энергетического и эмоционального потенциала.

Удовлетворение требований коллектива, ближайшего окружения (при отсутствии

собственной заинтересованности). Часто нарушается у психопатических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.