эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства
сопереживания.
Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным
потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его
личностная структура. Однако и владение эмоциями - одно из достоинств
человека.
Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным, это означает
управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко переносятся теми,
кто не допускает при этом внешних проявлений. Не очень храбрый человек,
вставший в гордую позу и с воинственным видом принявший вызов противника, -
уже победитель своей робости.
Смелый человек не лишен чувства страха - он одарен властью над
страхом. Владение своими чувствами - не подавление, а включение их в
сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целесообразной
направленности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
"Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием
головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с
изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов
отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований" (6. -
242-243 с.).
Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая
программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так
называемую лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние
части среднего, промежуточного и переднего мозга.
Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и
ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и
обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).
Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя
потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного
мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они
расшифровываются в виде ощущений и восприятий.
Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.),
где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым
потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.
Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе)
особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия,
агрессии и успокоения.
В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом
сначала случайно нажимала на рычаг, Который, замыкая электроцепь, вызывал
возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага,
делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи (5. – 325 с.).
Х.М.Р. Дельгадо обнаружил центры "агрессивности и успокоения". Вживляя
электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность
животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное,
бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только
радиосигнал возбуждал "центр успокоения" (3. – 67 с.).
Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий.
Предполагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого
полушария мозга.
Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические
функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.
Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений:
изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета
сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не случайно
считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в
работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные
эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение
работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной
активности.
В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на
многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек
преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.
Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно
была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в
судопроизводстве.
Так, в Древнем Китае подозреваемый во время судебного разбирательства
держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он вынимал
рис сухим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает
прекращение деятельности слюнных желез.
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества
(положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности
влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как
относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того,
насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность,
различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства
подразделяются на стенические (от греч. sthenos - сила) и астенические.
Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы
человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к
энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека,
парализуют его силы.
В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие
цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них
операциональные эмоции.
Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а
операциональные - его отношение к различным условиям деятельности, реальным
достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные
эмоции, то, что препятствует, - отрицательные.
Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных
потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации -
они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.
Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении
поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.
Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха-неуспеха.
Эмоция успеха усиливает исходные побуждения к цели, эмоция неуспеха
тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления
радости, восторга, удовольствия, с одной стороны; огорчения, расстройства,
стресса и аффекта - с другой, представляют собой модификации базовой эмоции
успеха - неуспеха.
Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и
неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт
своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с
определенной мерой достоверности определить, "стоит ли игра свеч". В
экстремальных ситуациях эмоция успеха - неуспеха трансформируется в аффект
восторга, страха или гнева.
Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или
социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.
По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие
виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3)
настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект,
фрустрация; 5) высшие эмоции - чувства.
Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас
приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения - это
наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных
свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба
при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное
отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по
стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по
наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным
объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий,
закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и
представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную
роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной
информации.
Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие
изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж -возникает
эмоциональный отклик). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной
возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов
эмоционального оклика является синтония - сопереживание эмоционального
состояния других людей - важнейшее социальное качество человека.
Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.
Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта
либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к
эмоциональному сопереживанию.
Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное
состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение
- эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус
(строй) его жизнедеятельности.
Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны
индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной
или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми,
самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина
его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их
влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие
эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь
определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции
или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией.
Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная
отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности.
Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что
после "черной полосы" неизбежно наступление радости жизни и подъема
творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано
простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными
атмосферными явлениями или эмоциональными циклами данного индивида.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных
воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к
трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью
(от лат. tolerantia - терпение).
В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее
настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить
хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной
плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми.
Человек может в известной мере регулировать свое настроение,
сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее
улучшения.
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое
перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на
которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся
ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из
очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным
условиям.
Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать
крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль попал в аварию... -
таковы типичные картины стрессовой ситуации.
Сверхсильные раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения
(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм
подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|