реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Эмоции и чувства

реферат

эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства

сопереживания.

Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным

потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его

личностная структура. Однако и владение эмоциями - одно из достоинств

человека.

Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным, это означает

управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко переносятся теми,

кто не допускает при этом внешних проявлений. Не очень храбрый человек,

вставший в гордую позу и с воинственным видом принявший вызов противника, -

уже победитель своей робости.

Смелый человек не лишен чувства страха - он одарен властью над

страхом. Владение своими чувствами - не подавление, а включение их в

сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целесообразной

направленности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

"Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием

головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с

изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов

отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований" (6. -

242-243 с.).

Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая

программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так

называемую лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние

части среднего, промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и

ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и

обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя

потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного

мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они

расшифровываются в виде ощущений и восприятий.

Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.),

где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым

потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе)

особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия,

агрессии и успокоения.

В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом

сначала случайно нажимала на рычаг, Который, замыкая электроцепь, вызывал

возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага,

делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи (5. – 325 с.).

Х.М.Р. Дельгадо обнаружил центры "агрессивности и успокоения". Вживляя

электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность

животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное,

бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только

радиосигнал возбуждал "центр успокоения" (3. – 67 с.).

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий.

Предполагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого

полушария мозга.

Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические

функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений:

изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета

сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не случайно

считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в

работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные

эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение

работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной

активности.

В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на

многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек

преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.

Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно

была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в

судопроизводстве.

Так, в Древнем Китае подозреваемый во время судебного разбирательства

держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он вынимал

рис сухим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает

прекращение деятельности слюнных желез.

СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества

(положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности

влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как

относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того,

насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность,

различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства

подразделяются на стенические (от греч. sthenos - сила) и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы

человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к

энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека,

парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие

цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них

операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а

операциональные - его отношение к различным условиям деятельности, реальным

достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные

эмоции, то, что препятствует, - отрицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных

потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации -

они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.

Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении

поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха-неуспеха.

Эмоция успеха усиливает исходные побуждения к цели, эмоция неуспеха

тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления

радости, восторга, удовольствия, с одной стороны; огорчения, расстройства,

стресса и аффекта - с другой, представляют собой модификации базовой эмоции

успеха - неуспеха.

Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и

неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт

своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с

определенной мерой достоверности определить, "стоит ли игра свеч". В

экстремальных ситуациях эмоция успеха - неуспеха трансформируется в аффект

восторга, страха или гнева.

Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или

социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие

виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3)

настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект,

фрустрация; 5) высшие эмоции - чувства.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас

приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения - это

наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных

свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба

при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.

К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное

отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по

стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по

наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным

объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий,

закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и

представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную

роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной

информации.

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие

изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж -возникает

эмоциональный отклик). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной

возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов

эмоционального оклика является синтония - сопереживание эмоционального

состояния других людей - важнейшее социальное качество человека.

Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.

Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта

либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к

эмоциональному сопереживанию.

Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное

состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение

- эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус

(строй) его жизнедеятельности.

Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны

индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной

или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми,

самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина

его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их

влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие

эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь

определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции

или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией.

Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная

отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности.

Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что

после "черной полосы" неизбежно наступление радости жизни и подъема

творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано

простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными

атмосферными явлениями или эмоциональными циклами данного индивида.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных

воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к

трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью

(от лат. tolerantia - терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее

настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить

хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной

плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми.

Человек может в известной мере регулировать свое настроение,

сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее

улучшения.

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)

Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое

перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на

которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся

ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из

очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным

условиям.

Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать

крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль попал в аварию... -

таковы типичные картины стрессовой ситуации.

Сверхсильные раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения

(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм

подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.