реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Эмоции

реферат

предприятии более двадцати лет. Его отличали способности к анализу,

высокая коммуникабельность, организаторские способности. Он был на

хорошем счету и, хотя имел высшее техническое образование, был утверждён

на должность начальника отдела экономического анализа. А. Ф. хорошо

зарекомендовал себя в новой должности, но сам ощущал недостаток

профессиональных экономических знаний и решил получить второе высшее

образование. Однако, проучившись, год на экономическом факультете, А. Ф.

вынужден был прервать учёбу в связи с резким ухудшением здоровья. Затем

он, поскольку учёба давалась нелегко в силу возраста (45 лет), решил её

бросить и в университет больше не вернулся. Через год на предприятии

стали готовиться к реорганизации. На аттестации А. Ф. в порядке

пожелания посоветовали продолжить учёбу. Он воспринял это как намёк на

его «несостоятельность». Возникла мысль, что от него хотят избавиться».

А. Ф. стал чувствовать себя очень напряжённо. Любые замечания теперь

воспринимались очень болезненно, как несправедливые придирки. Так

продолжалось полгода. За это время эмоциональное напряжение выросло до

состояния стресса. А. Ф. был постоянно начеку в отношении своего

руководства: «Какую пакость они ему ещё готовят?» Если его отмечали за

успешно выполненное задание, то он считал это специально организованным

«актом», чтобы лишний раз «уколоть» его. Все разговоры А. Ф. сводились к

его неприятностям на работе. Реакция, наконец, приняла совершенно

болезненные формы: А. Ф. стал считать, что руководство организацией

ничем другим не занимается и ни о чём другом не думает, кроме как о том,

чтобы «выжать» его с работы. Постоянные переживания и тревоги привели к

тому, что реальная успешность деятельности А. Ф. действительно резко

снизились. Он стал допускать грубые ошибки в своей работе, что-то не

успевать, забывать. Периоды напряжённой суеты перемежались с

пассивностью, когда работа вообще не выполнялась («наплевать на всё!»).

А. Ф. стал раздражительным, подозрительным, пессимистичным. Наступил

жестокий стресс. Человек уже не мог работать в этой организации, так как

считал, что «все здесь против него». Здоровье тоже не выдержало.

Вернулась старая болезнь. После длительного лечения А. Ф. вынужден был

сменить работу. Этот типичный вариант «загона себя в стресс», когда

жизненные препятствия не преодолеваются человеком, а, наоборот,

осложняются внутренним эмоциональным «подогревом».

Третья модель. Иногда избыточное напряжение возникает у человека,

проявляющего сильное нетерпение в ожидании чего-то значимого для себя.

Часто оно соединяется со стремлением повернуть ситуацию в «правильном»

направлении.

Классическим примером подобной стрессовой модели поведения является

фальстарт в соревнованиях по бегу. Напряжение бегуна столь высоко, что у

некоторых возникает ситуативный стресс. Человек в своём воображении уже

бежит, и стремиться быть быстрее всех. В итоге на поведенческом уровне

это выражается в опережении сигнала к началу действия. В житейском плане

такое поведение выражается в нетерпеливом желании и стремлении во что бы

то ни стало сделать «по-своему» и быстрее. При этом человек старается

подчинить своему давлению всех других участников ситуации. Например,

пожилая женщина старается заставить сына и сноху подчиняться своим

требованиям в организации жизни и ведении хозяйства. В результате даже

их возможное стремление найти компромисс наталкивается на её

нетерпеливое желание делать только то, что она считает правильным. Опять

не убрали вовремя комнату, сноха не так готовит, штопает, ухаживает за

мужем и т. д. Хотя пожилая женщина осознаёт, что не надо обращать на это

внимание («пусть живут, как хотят»), но не может успокоиться. Внутреннее

напряжение не отпускает, перерастает в злость, обиду, отражается на

взаимных отношениях, которые, по меньшей мере, становятся скупыми,

холодными.

«Нетерпеливое желание» – это взвинченное состояние сознания. Мы хотим,

но не можем успокоиться. Мелким неприятностям придаём незаслуженно

большое значение, они «цепляются» одна за другую, выстраивая перед нами

жизнь из сплошных проблем. По меткому определению американского

психотерапевта К. Шрайнера, «большинство из нас увязли в порочном круге:

заметили проблему-напряглись-решили проблему заметили другую проблему-

напряглись-решили новую проблему заметили другую и т. д.».

На базе 11 классов было проведено тестирование, благодаря которому был

выяснен уровень стресса старшеклассников, и умение бороться с этим

эмоциональным состоянием. Результаты тестирования показали, что в

среднем уровень стресса высокий, а справляться с ним умеет очень

маленький процент опрошенных. Причиной этому являются экзамены,

окончание учебного года.

3.1.4 Способы противостояния стрессу.

Способность противостоять стрессу, справиться с ним достаточно быстро

(за несколько минут) – основное условие сохранения психического и

физического здоровья в настоящее время. Если мы не будем справляться со

стрессом, у нас возникнут психические нарушения, которые приведут к

болезни или, по крайней мере, не позволят чувствовать себя счастливыми.

К. Шрайнер предлагает перечень симптомов, которые возникают у человека,

если он не может справляться со стрессами.

1. Постоянная нехватка времени. Человек вечно не успевает со своей работой

и постоянно навёрстывает упущенное.

2. Постоянное беспокойство о своём здоровье. Налицо признаки переутомления

и физического напряжения.

3. Работа раздражает человека. Он воспринимает ее как цепочку сплошных

неприятностей.

4. Человек постоянно стремится противостоять своим дурным привычкам

(курение, переедание и т.п.), но безрезультатно.

5. Человек постоянно вспоминает и переживает прошлые обиды и неприятности,

и тревожится о будущем.

6. Человеку необходим алкоголь, успокоительное или снотворное, чтобы

расслабиться.

7. Расслабление не приносит удовольствия.

8. Человек воспринимает происходящие вокруг изменения как слишком

стремительные («голова идет кругом»).

9. Несмотря на любовь к семье, человек тяготится семейными отношениями.

Они утомляют его, приносят скуку и разочарование.

10. Человек не уверен в себе, он не чувствует удовлетворения и гордости,

хотя и достиг кое-чего в жизни.

Если вы чувствуете хотя бы половину этих симптомов, нужно

признать, что со стрессами вы справляетесь не лучшим образом и вам

пора срочно осваивать методы релаксации, позволяющие успокоиться,

расслабиться, приобрести жизненный оптимизм.

Вот некоторые правила, позволяющие нам более гармонично воспринимать

действительность, противостоять стрессу и просто чувствовать себя

счастливее.

Воспринимайте жизнь такой, какая она есть. Не усложняйте и не

преувеличивайте оценку событий. Не ищите в действиях окружающих подвоха.

У каждого из нас есть какой-то идеал счастливой жизни. Мы все имеем

мечты. Однако реальная жизнь не тождественна идеалу и чаще всего не дает

возможности полностью осуществить свои мечты. Люди по-разному относятся

к этому. Одни принимают ситуацию такой, как есть. Другие не могут

смириться с тем, что не воплощается их идеал, воспринимают жизнь, как

бесконечную цепь трудностей, несчастий и неудач. Напряжение таких людей

– на грани аффекта. Как сказал Шекспир: «В страданиях единственный исход

– по мере сил не замечать невзгод».

Не прогнозируйте собственные несчастья. Некоторые люди склонны

представлять себя постоянной жертвой, формируя этакий «комплекс

неудачника». Как выяснили психологи, если постоянно бояться и ждать

неудач, то они настигают человека значительно быстрее и чаще. Для

некоторых людей жизнь в роли жертвы обстоятельств становится привычной

и, в какой-то степени, удовлетворяющей. Такие люди (на самом деле)

отличаются инфантильностью, заниженной самооценкой, потерей интереса к

жизни.

Любите себя. Многие считают, что любить, хвалить себя несколько

неэтично. Это в корне не верно. Похвала себе выражает удовлетворенность

своим результатом, вызывает положительные эмоции и придает уверенность в

своих силах. Любить себя – это большое искусство: надо поверить в себя,

принять себя как ценную и состоявшуюся личность. Для тренировки

используйте следующее упражнение:

. Вспомните свой какой-нибудь особо хороший и ценный поступок.

. Похвалите себя за него.

. Назовите ваши положительные качества, которые помогли вам совершить

этот поступок.

. Еще раз похвалите себя за эти качества.

. Думайте о себе только хорошее.

. Подумайте в целом о себе с любовью.

Управляйте своими эмоциями, не растравляйте себя. Попав под влияние

отрицательных эмоций, человек не редко начинает многократно прокручивать в

голове ситуации, их вызвавшие. Тем самым он поддерживает в напряжении

эмоции, сопровождавшие эти ситуации и приносящие ему столько переживаний.

Скажите себе: «я понимаю, почему я так переживаю. Раз я понимаю причину,

то я должен прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно

ждать, когда время изменит ход ситуации)». Никогда не бываешь настолько

несчастным, как это кажется.

Есть ряд элементарных способов, чтобы отвлечься от неприятных

эмоциональных переживаний.

. Пройдитесь по магазинам, купите себе какую-нибудь мелочь, которая

доставит вам удовольствие.

. Навестите друга, приятельницу, а еще лучше устройте у себя вечеринку.

. Послушайте любимую музыку.

. Не торопливо прогуляйтесь в парке, где много цветов, приятных для глаза.

. Примите теплую ванну с приятным для вас ароматом и пеной.

. Просто поспите.

. Если вы верующий, сходите в церковь и помолитесь.

Но не в коем случае не ложитесь на диван, уставившись в потолок, и не

предавайтесь размышлениям о том, что «жизнь кончена!».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ – СПАСЕНИЕ ОТ ТРЕВОГИ.

Основа всех релаксационных методик заключена в трех основных правилах.

1. Необходимо осознать, что вы находитесь в состоянии стресса. Каждый

человек в состоянии стресса испытывает не только психическое, но и

физическое напряжение. У каждого человека свой физический признак

возникшего эмоционального напряжения или тревоги. Очень важно научиться

осознавать возникшее напряжение. Понаблюдайте за собой в тревожных

ситуациях и определите, какая мышца или группа мышц сигнализирует о

возникшем дискомфорте. Когда вы будете успокаиваться, напряжение начнет

спадать. Проследите, как расслабляются ваши мышцы. Научившись

фиксировать момент расслабления, вы легче выполните следующее правило.

2. Необходимо расслабиться. Процесс расслабления психологи называют

релаксацией. На первом этапе следует снять физическое напряжение. Для

этого сконцентрируйте свое внимание на неестественно напряженной группе

мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т. п. Затем вы можете

использовать одну из релаксационных техник.

Первая техника. Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов,

которые нужно повторять про себя в период волнения. Например:

. Все будет нормально!

. Сейчас я почувствую себя лучше.

. Я уже чувствую себя лучше.

. Я владею ситуацией.

. Без сомнения, я справлюсь с этим волнением!

. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на такое беспокойство.

Очень важным является повторение этих фраз. Если предлагаемый способ вам

помог недостаточно, попробуйте еще один вариант.

Вторая техника. Выберете из предыдущего упражнения подходящие

вам утверждения или придумайте свои. Теперь подойдите к зеркалу.

Внимательно посмотрите на себя. У вас хмурое и расстроенное лицо?

Попытайтесь изменить мимику на более спокойную и приветливую. Получилось?

А теперь вслух скажите своему отражению в зеркале выбранные утверждения,

сформулировав их в третьем лице, как если бы вам кто-то их сказал в

порядке одобрения. Например: «у тебя все будет в порядке!», «ты справишься

со своим настроением!», «ты уже чувствуешь себя лучше!». Результат, в виде

более оптимистичного взгляда на жизнь, появляется довольно быстро. Теперь

идите дальше: улыбнитесь себе в зеркале. Скажите: «я молодец!». Вы

почувствуете, как становитесь более спокойным.

Счастье не преподносят нам « на блюдечке». Быть счастливым – задача и

цель самого человека. Умение противостоять стрессу – одно из условий

счастья. Внутри нас множество воспоминаний о наших несчастьях и победах,

научиться концентрироваться на успехах, достижениях, научиться терпимости,

уверенности, спокойствию в восприятии экстремальных ситуаций – большое

искусство. Но только так можно «сделать» из себя достойную личность,

живущую радостной, полнокровной жизнью. Опыт многих людей показывает, что

это осуществимо.

3.2 Аффекты.

Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки которые

захватывают всю личность человека. Порой в состоянии аффекта, гнева,

страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть

над собой , весь передается переживаниям. Т. о. в состоянии аффекта у

человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим

поведением, он может совершать необдуманные поступки.

Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут

вызвать оцепенение , заторможенность речи и полное безучастие. Вызываются

сильными раздражителями.

Для того чтобы регулировать состояние аффекта, прежде всего, необходимо

воспитывать у себя выдержку и самообладание.

3.3 Настроение.

Настроение - это относительно ровное, оптимальное в своей выраженности

относительно устойчивое эмоциональное состояние. Его продолжительность

зависит от внешних и внутренних воздействий.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения своих внутренних

потребностей организма меняется и настроение. Наше настроение подвержено

колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями:

начиная формироваться в минуты утренней поездки в автобусе , оно

поддерживается на протяжении всего дальнейшего времени и завершается

вечером беседами в кругу родных и близких. На этот основной фон

наслаиваются эмоциональные реакции, вызванные изменениями самочувствия

(появлением головной или зубной боли, неприятными ощущениями в животе). В

существенной мере устойчивость нашего настроения определяется жизненным

тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической

работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с

тем настроение представляет фон для других эмоциональных реакций,

определяет их тональность.

4. Использование языка эмоций.

В нашей культуре каждый учится понимать и использовать язык эмоций,

однако не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.