реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Эмоции

реферат

гнев.

Ограничения эмоциональной системы.

Томкинс обнаружил, что существуют определенные врожденные ограничения

эмоциональной системы и они, в свою очередь, влияют на степень

детерминированности поведения человека. В то же самое время свобода присуща

самой природе эмоций и эмоциональной системы

(а) Эмоциональную систему по сравнению с двигательной человеку трудно

контролировать. Эмоциональный контроль, возможно, успешнее достигается с

помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими

когнитивными процессами, как воображение и фантазия.

(б) Эмоции, привязанные к влечениям и возникающие лишь благодаря им,

ограничены в свободе, например, как в случае, когда радость вызывается

только едой.

(в) Существуют ограничения эмоциональной системы благодаря синдромному

характеру ее неврологической и биохимической организации. Когда возникает

эмоция, вовлекаются все компоненты эмоциональной системы, причем с очень

большой скоростью.

(г) Память о прошлой эмоциональном опыте накладывает другое ограничение

на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого,

представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот,

побуждать человека.

(д) Другое ограничение свободы эмоций может налагаться природой объекта

эмоции, как, например, в случае безответной любви.

(е) Эмоциональное общение ограничено своего рода запретом смотреть в

лицо, особенно в глаза, друг другу.

(ж) Другой фактор, ограничивающий эмоциональное общение, — сложные

взаимоотношения между языком и эмоциональной системой. Мы не научены точно

выражать свои эмоциональные переживания.

Степени свободы эмоциональной системы.

Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна,

эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую

степень человеческой свободы». Хотя большинство людей не достигает точности

в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менее

способствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система

обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

o Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма

или цикла, как у побуждений.

o Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения

характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не

будут удовлетворены.

o Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует

(плотность эмоции — продукт ее интенсивности и продолжительности).

o Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-

за «вероятности события». Благодаря этому эмоция гарантирует

предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении.

Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который

когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные

события.

o Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции,

возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов,

которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с

объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов

положительных и отрицательных эмоций.

o Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта— мышлением,

ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

o Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции

и подавления.

o Существует большая свобода. В способе возбуждения и угашения эмоций,

как правило, большинство людей стараются сделать максимальными

положительные эмоции и минимальными — отрицательные, но даже

различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли

гасить и отрицательные и положительные эмоции.

o Эмоции относительно свободны в возможности замещения объектов

привязанности. (Именно трансформация эмоций, а не влечений,

связывается с фрейдовским понятием сублимации.)

o Эмоции обладают огромной свободой с точки зрения целевой ориентации

или возможных альтернатив реакций. Согласно Томкпнсу, «то, что

вызывает положительные эмоции, обычно имеет самоподкрепляющее

действие; и ситуации и объекты, которые вызывают положительные

эмоции, широко распределены в пространстве»

3. Причины вызывающие эмоции.

Эмоциональная система редко функционирует в полной независимости от

других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций фактически всегда

появляются и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной и двигательной

системами, и эффективное функционирование личности зависит от баланса в

деятельности различных систем и их интеграции. В частности, так как эмоция

любой интенсивности имеет тенденцию организовать действие организма как

целого, все физиологические; системы и органы до некоторой степени

включаются в эмоцию.

Активация эмоций нервной системой.

Активация представляет собой изменения в нервной системе, которые

порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации

субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от

тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые

рассматриваются обычно как «причины» или «детерминанты» эмоции.

Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с

помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые

эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые

— при ее уменьшении, а некоторые — при достижении, ею устойчивого уровня.

Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям,

могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию

определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие

действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития,

зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности

субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.

Причины эмоций.

В дополнение к проблеме активации встает вопрос о причинности эмоций в

более общем смысле: что же детерминирует эмоцию? Какие внутренние и внешние

явления и условия вызывают изменения в нервной системе, ведущие к

возникновению эмоции?

Три типа взаимоотношений субъекта и окружающей среды и пять типов

индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию эмоции,

представлены в следующем списке.

А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают

эмоцию:

o Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от

избирательной активности рецептора или чувственного органа.

o Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс).

o Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей

системе.

Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:

o Память (как активная, так и испытанная).

o Воображение.

o Образное и предвосхищающее мышление.

o Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной

активности.

o Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный

механизм эмоции.

4. Выражение эмоций.

Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых

форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и

внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая

эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь

латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные

проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании - существует только

повышенная готовность к эмоциональной реакции.

В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении. Сначала

это могут быть преимущественно "сопутствующие" экспрессивные изменения,

позднее эмоциональный процесс распространяется на все большее число

афферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению.

Одновременно происходит осознание протекающего эмоционального процесса и

связанных с ним изменений в процессах регуляции. Оно может опережать

появление внешних изменений, однако бывает, что человек длительное время не

отдает себе отчета в своих эмоциях, в лучшем случае наблюдает их

последствия в виде тех или иных непонятных проявлений своего поведения.

Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает

способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных

психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в

нескольких различных формах:

. в форме выразительных движений,

. в форме эмоциональных действий,

. в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,

. в форме определенного отношения к окружающему.

Мимическое выражение эмоций.

Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад.

Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии

специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина,

изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872).

Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались

из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением

эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное

значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных

движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений

(например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от

использования их в борьбе), либо их противоположность (например,

расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является

противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств),

либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь - это следствие

напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения).

Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит

от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно

связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы

возможным распознавание эмоций по мимическому выражению. Оказалось, что

теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не

полностью детерминировано врожденными факторами. Об этом свидетельствуют

многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество

исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек и в какой

мере правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих

исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических

реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного

выражения эмоций.

В экспериментах, проведенных Борингом и Титченером, испытуемым

показывали рисунки с вариантами мимического выражения. При предъявлении

этих вариантов испытуемым каждый из них казался вполне естественным.

Однако, когда нужно было назвать эмоцию, соответствующую этим изображениям,

мнения оценивающих обнаружили довольно большие расхождения; так, лицо,

которое должно выражать, по мнению авторов, презрение, описывалось такими

понятиями, как упрямство, рассеянность, неодобрение, пренебрежение,

отвращение; большинство (34% испытуемых употребили, однако, определение

"презрение".

Аналогичное исследование было проведено с фотографиями актеров,

изображавших различные эмоции. Лангфелд установил, что число правильных

оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до 58%, то

есть не выше, чем число правильных оценок профилей Пидерита.

Шлосберг предположил, что отдельные формы мимического выражения не

являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого

континуума, построив шкалу мимического выражения.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.