реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Экспериментальный метод в психологии

реферат

индуктивные гипотезы и дедуктивные гипотезы.

Индуктивные гипотезы.

Они рождаются из наблюдения за фактами — наблюдения, которое может

осуществляться во всех вышеописанных условиях. Гипотеза в таком случае

представляет собой возможный ответ на вопрос, который поставил перед собой

исследователь, и состоит в предположении существования какой-либо

зависимости между фактами, например такой зависимости, когда наличие или

изменение одного из них влечет за собой появление или изменение другого и в

некотором роде служит его объяснением.

Возьмем пример, на который мы будем многократно ссылаться. На

основании многочисленных наблюдений в разнообразных условиях мы могли

заметить, что поведение людей в ситуации ожидания весьма различно. Почему?

Вот вопрос, который лежал в основе наших систематических наблюдений.

Очевидно, поведение в ситуации ожидания во многом зависит от обстоятельств,

условий, цели ожидания, то есть от ситуации (S), но нас в этом случае будут

интересовать связи, существующие между этим поведением и характерными

чертами личности (Р).

Недостаточно, конечно, сказать, что различия в поведении (от

невозмутимости до агрессивности, от спокойствия до волнения) зависят от

различия личностей. Гипотеза возникает только тогда, когда устанавливается

связь между наблюдаемыми фактами. Так, в ряде исследований (Фресс и Орсини,

1955 и 1957) мы попытались установить связь между поведением в ситуации

ожидания и эмоциональной устойчивостью. Исходя из наших наблюдений, мы

пришли к следующей гипотезе: чем больше эмоциональная устойчивость

субъекта, тем реже ожидание является источником неадекватных ситуации

реакций.

Дедуктивные гипотезы.

На более поздней стадии исследования гипотеза может быть выведена

из уже известных отношений или теорий, которые она обобщает. Приведем еще

один пример, заимствованный из наших исследований. Разработка

теоретического синтеза о роли установок в восприятии привела нас к

сопоставлению двух следующих законов:

а) порог узнавания слова (или минимальное время экспозиции,

необходимое для идентификации) тем меньше, чем больше частота слова в

языке;

б) порог узнавания любого стимула меньше, если у испытуемого есть

адекватная доперцептивная установка, то есть если он имеет какую-либо

информацию о природе того, что будет ему вскоре предъявлено.

Исходя из этих двух законов, можно вывести следующую гипотезу:

порог узнавания слова при равной частоте снижается благодаря адекватной

доперцептивной установке, то есть к эффекту частоты прибавляется эффект

установки (Фресс и Бланшто, неопубликованное исследование). Мы видим, что

эта гипотеза ничем не обязана наблюдению, а выведена, исходя из уже добытых

знаний.

В дедукции можно пойти еще дальше. На достаточно развитой стадии

науки можно выработать ряд постулатов, из которых выводятся доступные

проверке следствия, причем основа теории будет подтверждаться путем

последовательного приближения. Халл (1951) дал этому методу, которым он не

безуспешно пользовался в области обучения, название гипотетико-дедуктивного

метода.

Основные признаки правильной гипотезы.

Хорошая гипотеза — это, разумеется, такая гипотеза, которая

окажется плодотворной и позволит сделать в науке (часто совсем маленький)

шаг вперед. Исходя из этого и думая главным образом о начинающих

психологах, можно определить некоторые формальные признаки всякой хорошей

гипотезы.

А) Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

Прописная истина, которую трудно объяснить. Однако «адекватная» не значит

исчерпывающая. Гипотеза чаще всего объясняет только часть фактов, но в

науке не следует бояться длинных путей.

Б) Гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания и быть, с

этой точки зрения, правдоподобной. Конечно, лучшие гипотезы открывают новые

пути, но они никогда не противоречат полученным научным образом

результатам.

В) Гипотеза должна быть доступна проверке. Этот критерий является

самым важным из всех и наиболее чреватым последствиями.

а) операциональный характер гипотез: гипотеза формулирует

зависимость между двумя классами фактов. Другими словами, гипотеза является

концептуализацией, которая как таковая имеет всеобщее значение. Так обстоит

дело с зависимостью, установленной нами между адаптацией к ожиданию и

эмоциональной; устойчивостью. Однако подобная зависимость не может быть

проверена на этом уровне обобщения. Эксперимент изучает частные ситуации и

частные ответы. Он устанавливает зависимость между поведением, наблюдаемым

в одной или, в лучшем случае, в нескольких ситуациях ожидания, и

результатами испытуемого в одном или нескольких опытах, позволяющих

получить приблизительное определение его эмоциональной устойчивости. Так, в

одном из наших экспериментов мы изучали: ( — какое влияние оказывает

ожидание на скорость реакции и ( — результаты испытаний прожективной

природы, при которых испытуемый должен был истолковывать образы и

заканчивать историю, воспроизводящую ситуации ожидания. В отношении

эмоциональной устойчивости мы также пользовались двумя совершенно

различными критериями: во-первых, возрастными различиями, поскольку

известно, что в среднем эмоциональная устойчивость возрастает по мере

развития ребенка; а во-вторых, критерием, установленным в испытаниях на

достижение, например: ухудшение результатов при выполнении задачи на

ловкость движений в условиях, когда ошибки вызываются сильным шумом.

Гипотеза, имеющая общее значение, проверяется только на частных

типичных случаях. Только новые эксперименты позволяют доказать типичность

случаев и общий характер данной зависимости. Мы снова встретимся с этой

проблемой на стадии обработки результатов. Практически повторение

экспериментов, разнообразие ситуаций дают возможность постепенно проверять

общий характер какого-либо закона: вот почему наука развивается только

благодаря усилиям многочисленных исследователей, осуществляющих очень

многие и часто очень близкие друг другу эксперименты. В каждом эксперименте

проверяется лишь одна какая-то зависимость между частными ситуациями, даже

если вначале гипотеза была более многообещающей. Между мыслью исследователя

и его экспериментами, идущими от общего к частному, существует,

следовательно, диалектическое движение. Гипотеза никогда полностью не

проверяется, но приближение становится все большим и большим. Это скорее

относится к гуманитарным наукам, нежели к наукам биологическим или

физическим, где легче выделить типичный случай.

б) Проверка может быть прямой или косвенной: проверка является

прямой, когда оба члена гипотетического отношения могут стать объектом

прямого наблюдения. Таким был вышеприведенный пример, когда эффект

установки прибавлялся к эффекту частоты при определении порога узнавания.

Но очень часто гипотеза является более сложной и предполагает существование

промежуточной переменной, которая не может стать объектом прямой проверки.

Так, гипотезы о природе колбочек, связанных с цветным зрением, до

сих пор могут быть только объектом косвенных проверок. Самая правдоподобная

гипотеза должна исходить из всех известных фактов. По мере развития наших

знаний поле нашего выбора постепенно сужается. В примере с цветным зрением

прямая проверка станет возможной тогда, когда это позволят успехи

гистологии и биохимии.

Другие гипотезы, в частности те, которые вводят факторы или черты

личности, мотивации, общие признаки какого-либо поведения, например силу

навыка у Халла, всегда будут в принципе доступны лишь косвенной проверке,

то есть проверке, основанной на тех следствиях, которые можно из них

вывести. Теоретическая гипотеза становится все более и более правдоподобной

по мере того, как увеличивается число предсказанных ею фактов.

в) Проверка практически всегда частична. Мы уже дважды подчеркивали

этот аспект, но нужно еще раз к нему вернуться. В физиологии возможно

доказательство. Удаление, рассечение, повреждение органов позволяют

определить точную функциональную роль какой-либо части организма. В

психофизиологии животных можно приблизиться к этому идеалу. В психологии он

недостижим. Поведение зависит, как мы видели, от двух типов переменных:

ситуации и личности. Но в каждом этом типе число переменных очень велико,

и, несмотря на все предосторожности (о которых мы будем говорить в

следующем параграфе), наблюдаемое поведение зависит только с одной стороны

от данной переменной. Проверка прогноза выражается чаще всего посредством

статистического критерия: гипотеза проверена, например, на уровне 0,05, —

это означает, что есть только пять шансов из 100, что установленное

различие (или корреляция) не относится к частным признакам используемой

выборки наблюдений. Это означает, что данная переменная играет какую-то

роль, но в связи с другими переменными, усиливающими или ослабляющими ее

действие.

Частичная проверка какой-либо гипотезы исключает противоположную

гипотезу, но не роль других переменных, которые могут играть дополнительную

роль. Так, в теории научения одни авторы смогли проверить значение

ассоциаций, возникающих между различными сигналами какой-нибудь ситуации, и

создали основу гипотез, обозначаемых S — S. Другие исследователи доказали

важность связей, устанавливающихся между сигналами ситуации и ответом

посредством так называемого процесса подкрепления. Эти гипотезы,

обозначаемые S — R, конечно, не исключают первых. Процессы научения

включают, по нашему мнению, эти сложные аспекты, причем главную роль играют

то одна, то другая система в зависимости от ситуаций.

Часто именно благодаря сопоставлению гипотез и попыткам синтеза их

наука достигает своих самых замечательных успехов. Об этом свидетельствует

как физическая, так и психологическая теории.

Независимая и зависимая переменная.

Экспериментирование имеет своей целью проверить существование какой-

либо связи между двумя рядами фактов. Основной принцип остается всегда

одним и тем же. Изменение данного, и наблюдение за тем, как сказывается это

изменение на поведении.

Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой

переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная,

называется зависимой переменной. Мы будем постоянно пользоваться этой

терминологией.

Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.

Это различие, введенное Клодом Бернаром, очень полезно в

психологии. Спровоцированный эксперимент является самым частым и самым

классическим. Исследователь воздействует на независимую переменную и

наблюдает результаты. Эксперимент называется экспериментом, на который

ссылаются, когда изменение независимой переменной осуществляется без

вмешательства экспериментатора. Так обстоит дело с мозговыми повреждениями,

вызванными ранениями или болезнями, с различиями в культурном уровне,

связанными с неравенством условий жизни, или с биологическим тождеством

однояйцевых близнецов. К этим случаям нужно отнести и все те случаи, когда

в той или иной форме проис ходит изменение в личности и когда оно может

быть использовано как независимая переменная. Эти случаи очень ценны, так

как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы

медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на

человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные или необратимые

физиологические или психологические нарушения. Эксперимент может быть

одновременно экспериментом, на который ссылаются, для одной переменной и

спровоцированным — для другой.

Эксперимент и лаборатория.

Эксперимент должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он

сопровождается стремлением проверить как можно большее число переменных и

как можно точнее зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне

очевидно, что этот идеал легче достигается в лаборатории, где оборудование

и помещение специально приспособлены для этой цели. Лаборатория не

предполагает, однако, сложного оборудования, помещающегося в особых

зданиях. Роль лаборатории часто может выполнить спокойная комната в школе,

госпитале или казарме. Существуют даже грузовики-лаборатории. Лаборатория

разными способами создает искусственную среду. Ее целью не является,

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.