состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным
процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных
состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное
состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в
противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково;
парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или
сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют
положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за
которым следует полное тормозное состояние. Эта шкала несет тонический
"энергетический" характер. В психологии "энергетические" шкалы связаны в
основном с проблемой функциональных состояний, имеется огромное количество
методов, позволяющих оценить тонус человека.
Второй вид интенсивных характеристик касается эмоциональных состояний.
Один вариант - по степени активности аппарата эмоций. Второй вариант - по
уровню удовлетворенности. Хотя в этом случае немаловажную роль играют
экстенсивные характеристики, делались неоднократные попытки создать единую
шкалу. На наш взгляд, наиболее релевантным способом является биологический:
оценка содержания нейрогормонов. В последнее время внимание биологов очень
занимает проблема эндорфинов и энкефалинов - "эссенций счастья". К примеру,
есть данные о выраженном влиянии эндорфинов на депрессию и шизофрению.
В структуре подкорки выделены системы arousal-1 и arousal-2,
отвечающие соответственно за возбуждение-торможение и за положительные
эмоции - отрицательные эмоции. Ниже приводится рисунок отражающий
соотношение этих систем на примере четырех состояний (Таблица 1). Сходный
результат выявили зарубежные психологи, предложив двухфакторную концепцию
состояния: позитивный аффект (активность-деактивность) и негативный аффект
(неприятность-приятность).
|Состояние |Система | |
| |arousal-1 |Arousal-2 |
|Тревога |+ |- |
|Депрессия |- |- |
|Гипоманиакальное состояние |+ |+ |
|Эйфория |- |+ |
Таблица 1. Взаимоотношение систем неспецифической активности мозга при
разных эмоциональных состояниях человека (по Г.Ю. Волынкиной, Н.Ф.
Суворову).
Примером экстенсивной характеристики ПС может служить разделение
состояний двух систем: низшей (ведающей анализом и синтезом конкретной
информации) и высшей (ведающей анализом и синтезом абстрактной информации).
При общем ослаблении нервной системы у лиц с доминированием низшей системы
будет наблюдаться картина истерии; с доминированием высшей - психастении.
Согласно концепции Е.П. Ильина качественный характер состоянию придают
особенности личности (в первую очередь волевые качества). В особое
значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой
деятельного состояния человека. Производится также разделение состояний на
внешние (присущие объекту как целому) и внутренние (присущие элементам
объекта). Если первые вполне допустимо описать только количественно, то
вторые - как количественно, так и качественно.
Интересную концепцию предлагает Чирков В.И. С диагностическими целями
он выделяет в ПС пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха,
мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и
отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три
группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-
оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-
энергетическая (уровень бодрствования).
Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода,
разделяющие ПС по тому или иному признаку. Некоторые психологи разделяют ПС
на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на
праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие),
которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-
активация). Кроме этого предлагается разделение состояний на состояния
индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния
индивидуальности. На наш взгляд, классификации позволяют хорошо понять
конкретное ПС, описать ПС, но по отношению к прогностической функции
классификации несут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с
требованиями системного подхода рассматривать ПС на разных уровнях, разных
аспектах. Так предлагается рассматривать в трех измерениях:
1. Социально-психологический, психологический, физиологический
психофизиологический и уровни;
2. Субъективные и объективные характеристики ПС;
3. Индивидуальные, особенные и общие характеристики ПС.
Подводя итоги этого параграфа, можно прийти к следующим выводам:
1. Среди интенсивных характеристик большинство авторов выделяют
следующие параметры ПС:
- уровень бодрствования,
- уровень удовлетворенности,
- уровень эмоциональности,
- уровень мотивированности,
- уровень разрешения-напряжения.
2. Экстенсивные особенности ПС характеризуются следующим:
- в структуре ПС выделяются внешнее состояние и внутреннее состояние,
- важной экстенсивной особенностью ПС является соотношение активности
коры и подкорки,
- внимание является важнейшей экстенсивной особенностью,
- психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные
характеристики.
Существует также другая классификация психических состояний. Ее
предложил В. А. Ганзен. По выдвинутой им гипотезе, параметры физического
пространства вызывают положительные или отрицательные мотивационные
состояния, энергетические параметры пространства - праксические состояния,
временные параметры пространства - эмоциональные состояния, информационные
параметры пространства - гуманитарные состояния.
1. Эмоциональные состояния - реакция на меру удовлетворения потребностей
организма в жизненных ресурсах ( вызываемые влиянием материальных факторов
внешней среды и организменных факторах внутренней среды - жажды, голода,
гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.).
Эмоциональные состояния, провоцируют завоевательские войны, географические
открытия, освоение новых земель и пр. включают в себя:
- Любопытство - скуку (состояние, вызываемое привлекательностью
материальных, человеческих или иных ресурсов);
- готовность - растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры
собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);
- дружелюбие - враждебность (состояние, вызываемое формой своего
включения в распределение материальных, информационных,
управленческих, эстетических ресурсов);
- сытость - голод (состояние, вызываемое мерой
удовлетворения ресурсами различных органических потребностей человека).
2. Праксические - как реакция на объем расходования рабочей силы для
достижения своих целей ( возникающие в процессе трудовой деятельности -
утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс, функциональный
комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное состояние). Праксические
состояния вызываются наличием целевого и материально-информационного
обеспечения расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности:
- энергичность - утомленность (состояние, появляющееся при
исполнении работы с ясно определенными целью и наличием средств
деятельности, но результат которой требует продолжительных усилий);
- расслабленность - напряженность (состояние, появляющееся при
исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но с
неопределенными средствами ее достижения);
- спокойствие - тревожность (состояние, появляющееся при исполнении
работы с известным результатом, но с неясно определенной целью и
средствами ее достижения);
- хладнокровие - стресс (состояние, возникающее в деятельности, где
точно определена ее цель, но ничего не известно о средствах ее
выполнения и результате, который может быть опасным для
работника).
3. Мотивационные - как реакция на характер межличностных отношений
в обществе между участниками политического процесса ( связанные с
осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему
обществу и конкретному человеку: атараксия и волнение, радость и
горе, наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и ярость и
др.); Психические состояния этого вида появляются в процессе
межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии,
обнаруживаемой в его процессе. В группу мотивационных состояний
входят:
- симпатия - антипатия (состояние, вызываемое восприятием
гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности:
соотнесения статики и динамики проявления его природных и
культурных характеристик с проявлением своих собственных
характеристик );
- синтонии - асинтонии (состояние, вызываемое восприятием
гармоничности партнера с точки зрения принципа соразмерности его
чувств, представлений, мыслей, восприятия действительности со
своими собственными чувствами, представлениями, мыслями,
восприятием);
- восхищения и возмущения (состояние, вызываемое восприятием
гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его
движений, мимики, речи, в манере держаться, со своей собственной
пластикой и тональностью );
- любовь и ненависть (состояние, вызываемое восприятием
гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая
проявляется в соизмеримости кратности усилий в совместных действиях и их
согласованности во временном масштабе).
4. Гуманитарные, как реакция на качества политической информации,
сопровождающие процесс познания политической картины мира. По нашей
классификации, к психическим состояниям, обусловленным интенсивными
поисками информации, установлением ее истинности, доказательством ее
валидности и т.п., относятся антонимичные пары состояний:
- терпимость - принципиальность (состояние, вызываемое реакцией на
прагматичность информации, необходимой и достаточной для получения
реального результата);
- расположенность - критичность (состояние, вызываемое реакцией на
доказательность информации, ее достоверность и ясность для
получателя);
- общительность - замкнутость (состояние, вызываемое реакцией на
конструктивность информации, организованной по согласованным
правилам и предназначенной для праксической реализации);
комформность - фанатичность (состояние, вызываемое реакцией на
рациональность информации, представляющую из себя полную систему для
достижения конкретной общественной цели.
1.3. Психические состояния и психические свойства.
По своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение
между процессами и свойствами. Между процессами и состояниями, с одной
стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют
сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы
(например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут
рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют
развитию соответствующих свойств личности. Нас в первую очередь интересует
взаимосвязь между ПС и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что
свойства в гораздо большей степени поддаются непосредственному
распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того, что, на наш
взгляд, неврожденные свойства человека являются статистической мерой
проявления тех или иных параметров ПС, либо их совокупностей (конструктов).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|