реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Детские страхи у детей младшего возраста - (курсовая)

реферат
p>2. 1 Методика выявления страхов у детей с помо – щью рисования страхов. Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увле- чения детей, особенности их темперамента, пережива ний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы : “В школе”, “На улице, во дворе”, “Семья”, “Что мне снится страш ное или чего я боюсь днём”, “Что было со мной самое плохое или самое хорошее”, “Кем я хочу стать”. Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисова нию дома, за месяц до этого, детей попросила принес–ти свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях бы ло предложено детям темы выбрать самим. Дети рисо вали : медведя, машины, деревья, лес, людей и т. д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводи – лись два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы. Анализ рисунков.

    Рисунки на тему “В школе”

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя ; другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня ; третьи же рисовали только себя в центре внимания.

    Таблица N1.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    В центре внимания
    Мало друзей среди
    Нет друзей среди
    сам ученик
    сверстников
    сверстников
    20%
    45%
    35%

В рисунках на тему “В школе”самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает прблемы взаимопони– мания со сверстниками. То же самое относится к рисун кам на тему “На улице, во дворе”. Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруд- нения в приобретении дружеских, устойчивых контак- тов и чрезмерную опёку в семье.

    Рисунки на тему “Семья”.
    Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
    Таблица N2.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Ребёнок между
    Ребёнок ближе к
    родителями
    маме или к папе
    35%
    65%

В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребён ка. Если ребёнок рисует себя между родителями- это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему “Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”. Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каж дый ребёнок должен выбрать его сам.

    Таблица N3.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Не нарисовали
    Нарисовали
    страх
    страх
    30%
    70%

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Дру- гие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усиле нию, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во мно гом реализован, как нечто уже происшедшее, фактичес ки случившееся ; остаётся меньше недоказанного, неяс ного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффек тивно-травмирующее звучание страха и психике ребён ка. Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисова–ние происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

Рисунки на тему “Самое хорошее или самое плохое” Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Таблица N4.

    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Хорошие, радостные
    Неприятные
    эпизоды
    события
    80%
    20%

Большинство детей предпочитают отображать в ри- сунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентирован ной беседы с ними.

Преобладание в рисунка серых тонов и доминирова ние чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнера–достности, пониженный тон настроения, большое коли чество страхов, с которымы не может справиться ребё- нок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштаб–ность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисо- вок, показывают уверенность и решительность. Повы шенная возбудимость и особенно гиперактивность на- ходят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможен– ности и беспокойстве. Такие дети предпочитают дру – гие виды деятельности. Следующий этап рисования-направленное устране- ние всех страхов, которым подвержен ребёнок. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясня-ется боится ли ребёнок одиночества, нападения (банди тов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изоб- разить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

    Таблица N4.
    Страхи, которым подвержен ребёнок.
    Ф. И
    Темнота
    Сказочные
    Кровь
    Стихии
    Врач
    транспорт
    Животные
    персонажи
    Ваня С.
    +
    +
    +
    +
    Таня М.
    +
    +
    Оля П.
    +
    +
    Катя И.
    +
    Олег Р.
    +
    +
    Саша К.
    +
    +
    Рома Т.
    +
    +
    Инга М.
    +
    +
    +
    Руслан Г.
    +
    +
    +
    +
    Илья П.
    +
    +
    Мирослав
    +
    Витя Н.
    +
    Саша Л.
    +
    +
    +
    Света М.
    +
    +
    +
    Олег Б.
    +
    Юра Б.
    +
    Таня Б.
    +
    Люда К.
    +
    Марина Т.
    +
    Юля Ч.
    +
    Исходя из данных таблицы составляется график
    страхов детей.
    Х
    70%
    65%
    60%
    55%
    50%
    45%
    40%
    35%
    30%
    25%
    20%
    15%
    10%
    5%
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    У
    Условные обозначения :
    Х- % количество детей, которые подвержены страхам.
    У- страхи, которым подвержен ребёнок.
    темнота
    сказочные персонажи
    кровь
    стихии
    врач
    транспорт
    животные

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвер жены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

2. 2. Методика выявления страхов удетей с помощью специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Тестирование проводится после окончания 1 четвер ти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью. Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах : для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисун - ков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное. Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания : 1. Игра с младшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка : весёлое или печальное ? Он (она) играет с малышами”.

2. Ребёнок и мать смладенцем. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом”.

3. Объект агрессии. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 4. Одевание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) одевается”.

5. Игра со старшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) играет со старшими детьми”.

6. Укладывание спать в одиночестве. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) идёт спать”.

7. Умывание... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) в ванной”.

8. Выговор... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 9. Игнорирование... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 10. Агрессивное нападение... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 11. Собирание игрушек... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) убирает игрушки”.

12. Изоляция... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 13. Ребёнок с родителями... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) со своими мамой и папой”.

14. Еда в одиночестве... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) ест”.

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказы- вания каждого ребёнка можно зафиксировать в специ- альном протоколе.

    Протокол выявления тревожности у детей.
    Имя : Роман Возраст: 7 лет Дата : 15. 10. 99.
    Рисунок
    Высказывание
    Выбор
    Весёлое
    Печальное
    лицо
    лицо
    1. Игра с младшими
    Мальчику надоело играть
    +
    детьми
    2. Ребёнок и мать
    Я люблю гулять с мамой
    +
    с младенцем.
    3. Объект агрессии
    Хочется ударить его стулом
    +
    4. Одевание
    Я люблю одеваться на прогулку
    +
    5. Игра со старшими
    Мама играет с ребёнком
    +
    детьми
    6. Укладывание спать
    Когда иду спать, беру игрушку
    +
    в одиночестве
    7. Умывание
    Потому что он умывается
    +
    8. Выговор
    Мама его ругает
    +
    9. Игнорирование
    Потому что тут малыш
    +
    10. Агрессивность
    Кто-то отбирает игрушку
    +
    11. Собирание
    Мама заставляет его собирать
    +
    игрушек
    игрушки
    12. Изоляция
    Дети не хотят с ним играть
    +
    13. Ребёнок
    Родители играют с ним
    +
    с родителями
    14. Еда в одиночестве
    Пьёт чай, я тоже люблю пить чай
    +
    В тестировании принимали участие 15 человек.
    Анализ данных.

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И. Т. ), который равен процентно му отношению числа эмоционально негативных выбо ров (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

    Число эмоционально негативных выборов
    ИТ=
    14
    100%

Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисля- ется индекс тревожности каждого ребёнка.

    Ф. И
    Вычисление ИТ
    ИТ(%)
    Роман Т.
    ИТ= 6 : 14*100%
    ИТ=42, 8%
    Катя И.
    ИТ= 3 : 14*100%
    ИТ=21, 4%
    Ваня С.
    ИТ= 1 : 14*100%
    ИТ=7, 1%
    Руслан Г.
    ИТ= 10 : 14*100%
    ИТ=71, 4%
    Юрий В.
    ИТ= 2 : 14*100%
    ИТ=14, 2%
    Таня М.
    ИТ= 4 : 14*100%
    ИТ=28, 5%
    Илья П.
    ИТ= 1 : 14*100%
    ИТ=7, 1%
    Мирослав Я.
    ИТ= 5 : 14*100%
    ИТ=35, 7%
    Марина Т.
    ИТ= 6 : 14*100%
    ИТ=42, 8%
    Инга М.
    ИТ= 4 : 14*100%
    ИТ=28, 5%
    Юля Д.
    ИТ= 7: 14*100%
    ИТ=50%
    Витя Н.
    ИТ= 1 : 14*100%
    ИТ=7, 1%
    Саша К.
    ИТ= 2 : 14*100%
    ИТ=14, 2%
    Света М.
    ИТ= 3 : 14*100%
    ИТ=21, 4%
    Олег Б.
    ИТ= 6 : 14*100%
    ИТ=42, 8%

На основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей.

    Х
    71, 4%
    А
    50%
    Б
    42, 8%
    35, 7%
    28, 5%
    21, 4%
    В
    14, 2%
    7, 1%
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    У
    Условные обозначения :
    У-количество учавствовавших детей.
    Х-индекс тревожности ребёнка.
    А-дети, обладающие высоким уровнем тревожности.
    Б-дети, обладающие средним уровнем тревожности.
    В-дети, обладающие низким уровнем тревожности.

В зависимости от индекса тревожности все дети под разделяются на три группы : А) Высокий уровень тревожности.

    (индекс тревожности выше 50%)
    Б) Средний уровень тревожности.
    (индекс тревожности от 20 до 50 %)
    В) Низкий уровень тревожности.
    (индекс тревожности от 0 до 20%)

Таким образом : из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высо- ким уровнем тревожности, 6 человек со средним уров- нем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревож- ности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, си–туации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного ис– следования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция. Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учеб- ной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни- каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают нас- тоящей школьной фобией.

Исследавания, которые были проведены показали, что работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспе ху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувст–вительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами ре- шить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, осо- бенно первых месяцев учёбы. Однако, после адапта–ционного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмо- циональное самочувствие стабилизируется. Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, уп- ражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком клас- се, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Вайзман Н. “Реабилитационная педагогика” - М. ,
    г.
    2. Изард К. “Эмоции человека” - М. , 1980 г.
    3. Левис Ш. , Левис Ш. “Ребёнок и стресс” –С-П. ,
    г.
    4. Макарова Е. Г. “Преодолеть страх или искусство
    терапия” – М. , “Школа-Пресс”, 1996 г.
    5. Овчарова Р. В. “Практическая психология” - М. ,
    Т. Ц. “Сфера”, 1996 г.
    6. Чистякова М. , “Психогимнастика”
    7. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.
    1989 г, -N 4.
    Приложение к курсовой работе

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.