реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Детская психика - (реферат)

реферат
p>Все данные сравниваемых величин приводятся в табл. 4 приложения. Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим показателей “Я-концепция”(половому, возрастному, семейному, сводному) каждым испытуемым (см. табл. 4 приложения1).

Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10. Определяем расчётную общую сумму рангов:

    Эмпирическая сумма составляет:

70, 5+60, 5+83+56=270 , что совпадает с расчётной величиной.

    Сформулируем гипотезы:

: Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности являются случайными. : Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение:

    с = 4
    n = 27
    Для
    9, 838 >9, 567 Различия достоверны на уровне .
    отклоняется. Принимается .

Ответ: отклоняется. Принимается . Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не случайны (при ). На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что принцип семейного комплектования (место постоянного проживания детей) и принцип половой принадлежности несколько более значимы для детей-сирот, чем возрастной принцип и общеколлективный (см. табл. 4 приложения)

Данный вывод подтверждается многочисленными фактами, зафиксированными методом наблюдения.

На этом мы завершаем анализ данных, полученный формализованными методами и переходим к анализу неформализованных методик. Отнесение в конец по порядку описания совершенно не означает, что проективные методы вторичны по смыслу. Именно эти методы несут в себе значительную долю информации, неподдающейся формализации.

Анализ и интерпретация результатов по тесту “Автопортрет” (выборка 26 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 5) свидетельствует о следующем: Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем). Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности воспитанников.

Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает надежды на будущее.

Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не принимают и не любят себя (В прошлом– 6 “не-я” из 26 “Я”(23%); в настоящем – 8 “не-я” из 26 “Я”(31%); в будущем - 8“не-я” из 26 “Я”(31%)). Трое ребят вообще отказались от рисования на заданную тему, мотивируя отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае использовали механизм психологической защиты–избегание, который в свою очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.

Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл. 5а). Этот факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы (59; 64). Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского самосознания“Поло-возрастная идентификация” Н. Л. Белопольской (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 6) свидетельствует о следующем: У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне реально соотносят себя со своим жизненным путём.

При сопоставлении “Я-настоящего” с “Я-привлекательным” и “Я-непривлекательным” получилось следующее: Табл. II.

    №
    Образ
    Привлекательный образ (%)
    Непривлекательный образ (%)
    № 1
    Младенец
    39
    3
    № 2
    Дошкольник
    3
    0
    № 3
    Школьник
    10
    12
    № 4
    Юноша
    41
    8
    № 5
    Мужчина
    7
    19
    № 6
    Старик
    0
    58

Примерно равное процентное содержание несут в себе образы “Я-привлекательное-младенец” и “Я-привлекатальное-юноша”(39%и 41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие. Образ “Я-непривлекательное-старик”несёт в себе наиболее значимую негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот образ. Объяснением этого является страх перед смертью.

Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением к взрослению и чувством реальности у воспитанников.

Анализ и интерпретация результатов по методике “Проективный перечень” (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см табл. 7) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:

    Табл. III.
    Категория интерпретации
    Значения и количество
    Процентное содержание фактора
    1. Неодушевлённый предмет
    Стол – 7чел.
    25%
    Камень – 3 чел.
    10%
    Нечто деревянное – 4 чел.
    14%
    Бытовые приборы – 6 чел.
    21%
    Игрушки – 3 чел.
    10%
    Канцелярские принадлежности – 3 чел.
    10%
    Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) – 3 чел.
    10%
    2. Травянистое растение
    Цветок (в общем) – 4 чел. ; красный цветок – 1 чел.
    17%
    Роза – 11 чел. ; роза белая – 1 чел. ; цветок розы – 1 чел.
    45%
    Ландыш – 2 чел.
    7%
    Ромашка – 4 чел.
    14%
    Гвоздика – 2 чел.
    7%
    Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел. )
    7%
    Оригинальный ответ – крапива – 1 чел.
    3%
    3. Дерево
    Берёза – 12 чел.
    42%
    липа – 3 чел.
    10%
    дуб – 5 чел.
    17%
    тополь – 2 чел.
    7%
    Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1 (5 чел. )
    17%
    Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 чел. )
    7%
    4. Музыкальный инструмент
    Пианино – 10 чел.
    35%
    Гитара – 9 чел.
    31%
    Скрипка – 2 чел.
    7%
    Дудочка – 3 чел.
    10%
    Магнитофон – 3 чел.
    10%
    Оригинальные ответы: виолончель, барабан – по 1 (2 чел. )
    7%
    5. Сказочный персонаж

Русские народные персонажи (Иванушка, Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– по 1 (7чел. )

    24%
    Авторские сказки (Западные и отечественные авторы):
    Золушка – 4 чел.
    Белоснежка – 3 чел.

Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел. )

    14%
    10%
    17%
    Общемировые персонажи (герои мультфильмов и кино):
    Волк – 2 чел.
    Джери – 4 чел.
    Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 чел. )
    7%
    14%
    14%
    6. Амплуа артиста цирка
    Клоун – 15 чел.
    52%
    Акробат – 2 чел.
    7%
    Гимнастка – 3 чел.
    10%
    Фокусник – 3 чел.
    10%
    Обезьяна – 2 чел.
    7%
    Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел. )
    7%
    Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по 1 (2 чел. )
    7%

Из сгруппированных данных представленных в табл. III. мы видим, что в проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые свойственны значительному числу ребят.

При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-сиротам не достаёт. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный, архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).

При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы получили –пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это свидетельство возрастных предпочтений.

При представлении себя сказочными персонажами значительной дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению автора исследования, это плачевно. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна превысили половину выборки (52%). Это говорит о значимости качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ клоуна, а также о“недоигранности” этих детей. Анализ и интерпретация результатов по анкете “Мнение о себе” (выборка 25 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см. анкета приложение1 . ) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:

    Табл. IV.
    Вопрос анкеты
    Обощение данных по значимому признаку
    Процентное содержание фактора
    1. Что хорошего было у меня в прошлом

А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. Прошлое в них либо идеализируется, либо отвергается.

    54%

Б) Отрицательные ответы. Свидетельство работы защитных механизмов личности. 27%

    В)Функциональные ответы, связанные с радостями настоящего.
    19%
    2. Мои приятные воспоминания

А) Ответы, связанные с анамнезом, с семьёй, с маленькими детскими радостями. 32%

    Б) Приятные ощущения от прибывании в детском доме
    41%
    В) Просто положительные эмоции
    14%
    Г) Отрицательные ответы
    13%
    3. Моё самое тяжелое воспоминание о прошлом
    А) Ответы связанные с анамнезом прямо
    17%
    Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом:
    - физические наказания, травмы, страх
    14%
    - голод
    10%
    В) Боязнь лечения, больницы
    18%
    Г) Падения вниз
    14%
    Д) Отрицательные ответы
    27%
    4. Чего я боюсь в будущем
    А) Страх, боязнь; психическая или физическая травмы
    27%
    Б) Страх гибели, смерти, войны
    36%
    В) Страх приобщения к пагубным пристастиям
    10%
    Г) Негативная жизненная перспектива
    14%
    Д) Отрицательные ответы
    13%

Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и полноценной семьи) притязания на признание. Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего, —то звено самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.