реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Человек в психологической науке - (лекции)

реферат
p>Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительости (т. е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (т. е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, т. е. от амплитуды коле бания источника звука и от высоты звука.

Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.

Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода.

    Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы
    Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.

Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм.

В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.

Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.

Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализатора

шение своих жизненных проблем. Этому способствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересованное, эмпатическое слушание, установле ние близких межличностных отношений.

Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и воспитания. Критикуя существующую научно обоснованную педагогическую практику, А. Маслоу указывал, что "99% того, что написано по так называемой теории научения, просто не применимо к развивающемуся человеческому существу".

Негативную оценку современному образованию дает видный представи тель современной гуманистической психологии Т. Грининг: "Традиционное образование с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса ориентировано исключительно на под готовку производителей материальных ценностей и формирует людей, кото рые должны заполнить заранее предназначенные для них "ячейки" в об ществе. Такое образование уже давно стало тормозом, мешающим эффектив но развиваться новому типу обучения, и, следовательно, воспитывать че ловека во всей полноте его уникальности и своеобразия, его возможнос тей активно и творчески учиться на всех возрастных этапах". Гуманистическая психология выступает в качестве мировоззренческой и практической основы педагогики, которая исходит из идеи самоактуализа ции личности, раскрытия творческих возможностей каждого человека, ис пользования творческих форм групповой работы, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия, настаивает на необходимости учета уни кальности каждого учащегося в процессе обучения. Приоритет в таком обучении отдается собственному движению учащихся в знании, переживанию радости открытия нового знания, ценности межличностных взаимоотношений в процессе обучения, а не техникам эффективного управления учебной ра ботой.

Гуманистическая психология представляет собой одно из наиболее перспективных направлений современной науки о человеке.

    Человек познающий в когнитивной психологии

Против бихевиористских представлений о человеке выступила и когни тивная психология, которая как научная школа оформилась в США в сере дине 60-х гг. Видным представителем ее является У. Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в по ведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является ис следование процессов приобретения, сохранения и использования челове ком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии состав ляют познавательные процессы - восприятие, память, мышление, воображе ние, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психо логии рассматривается как активный преобразователь информации, анало гом которого в современной науке и технике является компьютер. Когнитивная психология накопила уникальный и разнообразный факти ческий материал, который существенно дополняет и уточняет закономер ности, выявленные ранее в психологии. В частности, был сделан вывод об уровневой организации познавательной деятельности по переработке, хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, перера ботка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако пред лагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от ре альной жизни человека. "Изучение процессов переработки информации, пишет теоретик когнитивной психологии У. Найссер, - становится все бо лее распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе приме нение за пределами лаборатории".

Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой "человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды".

    Общественно-историческая и деятельностная сущность
    человеческой психики в советской психологии

Советская психология представляла собой развитую, сложно расчленен ную систему научных представлений о психическом. Охватить единой фор мулой советскую психологию невозможно: внутри ее существуют свои нап равления и научные школы, она дифференцирована в многочисленных струк турных отраслях. Различия в научных школах касаются принципиальных вопросов предмета и метода психологии, воззрений на ее фундаментальные проблемы и подходы к их решению.

Советская психология имела единую философско-методологическую и ми ровоззренческую основу - марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Видный представитель советской психологии А. Н. Леонтьев писал: "Методологическому плюрализму советские психологи противопоставили единую марксистско-ленинскую ме тодологию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека". Существо марксистского подхода к пониманию психо логии человека сводилось к утверждению общественно-исторической и со циальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования.

Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л. С. Выготский. Он создал культур но-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др. ) как о специфически человеческих формах психики и сформулировал закон их развития: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимо действия, как средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального по ведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая". Иначе го воря, индивидуальные психологические способности первоначально сущест вуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид осваивает их, "пе реносит" внутрь. Механизм формирования индивидуальных способностей интериоризация.

Учение об общественно-историческом происхождении человеческой пси хики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралистических теориях взаимоотношения че ловека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологиза торские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума.

Еще один аспект общественно-исторического подхода к изучению психи ки человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С. Л. Рубинштейн. "Основной за кон исторического развития психики человека, - писал он, - заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяет ся сам; порождая в своей деятельности практической и теоретической предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу". С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-психологические проблемы человека рассматриваются С. Л. Ру бинштейном в его фундаментальном труде "Человек и мир".

Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А. Н. Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию "меняет весь понятийный строй психологического знания". А. Н. Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в кото ром субъект осуществляет преобразующие действия с предметным миром; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие человека - по А. Н. Леон тьеву - это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Общепсихологические представления о социальной и деятельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психо логии. Известный психолог В. В. Давыдов пишет: "Диалектико-материалисти ческое понимание процессов исторического и онтогенетического развития деятельности, психики и личности человека, сложившиеся в советской фи лософии и психологии, является основой психолого-педагогической теории развивающего обучения и воспитания подрастающих поколений". Централь ным для этой теории является положение о том, что "всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в ко торых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством".

В целом для советской возрастной и педагогической психологии харак терным является утверждение о решающей роли обучения и воспитания в становлении человеческой личности, о безграничной возможности развития человека в благоприятных социальных условиях. В педагогической практи ке эта оптимистическая позиция проявилась в единообразных учебных программах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индиви дуальных различий среди школьников (в том числе и трудно воспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались. Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии позволяет сделать определенные выводы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.