реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Билеты

реферат

разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение

человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и

творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и

духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень

творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень

способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные

способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой,

знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,

обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей,

обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и

своеобразие деятельности и общения.

Задатки.

Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга,

составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по

отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они

многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что 3. совсем “нейтральны” по

отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора

скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а

особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах

деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом,

индивидуальные 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к

разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия

в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических

различий как условий развития психических свойств остается еще не

выясненным. Конкретно-научные сведения о 3. стали накапливаться в советской

психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их

значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. М. Теплова}.

Предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный

фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.

Потребности.

форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с

которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных

форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение

направлены инстинкты в которых заданы и свойства релевантных потребности

предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.

Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с

задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей

животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в

зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие

человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного

развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности

(оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная,

коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде

эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в

виде оценочных эмоций.

Направленность.

это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей

и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и

деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе

в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная,

коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного

благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек

чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и

мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы

сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде

всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от

интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки

человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать

хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет

интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному

выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение

групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой

деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к

познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек

стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а

поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для

выполнения поставленной задачи

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты

характера:

- больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

- делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других

людях, также ведут себя в дискуссиях

- пытаются навязать свою волю группе

- окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Люди с направленностью на взаимные действия:

- избегают прямого решения проблемы

- уступают давлению группы

- не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой

человек хочет выразить

- не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой направленностью:

- помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

- поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

- легко и доступно излагают свои мысли и соображения

- берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

- не уклоняются от непосредственного решения проблемы

Мотивация.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное

системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не

осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы,

будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться),

что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко

завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум

два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность

индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов,

детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов,

характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую

активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существуют несколько

концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из

них- теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом

межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и

развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение.

Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а)

человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других

людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;

в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности

внешними, а удачные – внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных

видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в

деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в

связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество

является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается

при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся

чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив

достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус

контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в

различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи –

относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных

ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности

и общения. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из

которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и

наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный

(внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в

самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля –

локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его

среде, судьбе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих

возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других

людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки

личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности

(общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как

потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи

людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное

значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация –

стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними

эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву

аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть

отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти – стремление

человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и

распоряжаться ими. Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать

помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные

личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам

других людей и социальных групп. Агрессивность – стремление человека

нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям,

причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека

есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,

связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и

неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Интересы личности

“Интерес – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его

жизненного значения и эмоциональной привлекательности”. Интерес -

психическое переживание, сопровождающее процесс удовлетворения

познавательной потребности и выражающееся в повышении уровня активности

субъекта, в сосредоточении ее на взаимодействии с объектом интереса.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности,

призвания или общественного долга. Интерес может проявиться стихийно и

неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом

осознаётся его жизненное значение, которое может определяться многими

причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.

Различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный

интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания,

овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это

интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному

служебному и общественному положению, учёному звания и т.д.

В.В. Богословский различает интересы и по уровню действенности. В этой

связи он говорит о пассивных и активных интересах.

Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек

ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку,

испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности,

чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в

интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда

человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом

интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности,

формирования знаний и навыков, способностей и характера.

Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-

либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

Желание — субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой

ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.

Намерение —мотивационная основадеятельности, связанная с сознательным

выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе

использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения

потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно

структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется

тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение

потребности невозможно, а требуется достижение каких–либо промежуточных

целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что

побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же

динамические свойства, что и непосредственные потребности.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.