реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Акцентуации характера как одна из предпосылок девиантного поведения

реферат

сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в

результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных

сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным

расстройствам кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена

неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать

сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего

возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное

половое созревание подростка происходит при заметном отставании в

социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-

психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании

самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет

интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения;

появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается

оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их

действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление

подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка

снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит

перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует

себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и

спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где

собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со

взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего

ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому

взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной

конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но

при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер

отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в

позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со

сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что

в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося

поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может

приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через

стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания

взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя

кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся

спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику,

манере поведения.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком

младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой

деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость

интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового

возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение

контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в

удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание

самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально

возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования

ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и

взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой,

и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в

отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях

требованиям общественных норм и правил.

Глава 3.

Акцентуации характера у подростков.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых

отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается

избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных

воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности было выделено две степени

акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним

вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт

определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при

действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего

сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в

поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно

выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к

крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты

определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и

психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту

наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые,

не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить

типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не

приводит к заметной социальной дезадаптации.

Краткие сведения о группировках типов психопатий и акцентуацийй

характера

Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая

предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко. Приводим сопоставление

этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким.

|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |

|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |

|Лабильный |Лабильный циклоид |

|Сверхподвижный |Лабильный |

|Эмотивный | |

|Демонстративный |Истероидный |

|Сверхпунктуальный |Психастенический |

|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |

|Неуправляемый | |

|Интравертный |Шизоидный |

|Боязливый |Сенситивный |

|Неконцентрированный или |Астено-невротический |

|неврастенический | |

|Экстравертный |Конформный |

|Слабовольный |Неустойчивый |

|— |Гипертимный |

| |Циклоидный |

Акцентуации характера у подростков.

(классификация Н.Я. Иванова, А.Е. Личко.)

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП.

Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка

повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией,

неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом

неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью

интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств.

Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество,

размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную

обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное

безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно

оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их

активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким

вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются

показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП.

При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены

не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться

длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность,

ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами,

избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются

Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на

мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к

суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится

крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п. ).

В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов.

Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и

"плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП.

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое

меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для

окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и

работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и

глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и

заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе

окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов

избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или

эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается

искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера.

АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП.

Главными чертами является повышен ная утомляемость, раздражительность

и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при

умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные

вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает

ипохондрические установки.

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП.

У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и чувство

собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в

области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и

застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С

незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми,

к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к

алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной

оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом

неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень

или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается

высоким уровнем объ ективности

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП.

Главными чертами являются нерешительность, склонность к

рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – свое

и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения

навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах

школы – при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя

и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной

тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные

приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать

самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В

самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов,

включая совершенно несвойственные.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП.

Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе

общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты – эта

неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте

побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется

неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о

невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.