реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Шпора: Муниципальное право (шпоры)

реферат

междуна­родные гарантии;

Хартия — это документ, который отражает ценности, объеди­няющие народы всех

государств. Благодаря Хартии, Конгрессу местных и региональных властей Европы

возможность эффектив­но взаимодействовать получили не только государства, их

цент­ральные органы, но и население, граждане в лице своих органов местного

самоуправления.

Таким образом, Хартия дает мощный толчок развитию мест­ной демократии в

Российской Федерации, поиску наиболее оп­тимальных и эффективных форм

самоуправления с учетом луч­шего европейского опыта.

5. Муниципальное право РФ как наука отрасль публичного права и его

особенности.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука

муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является

изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает

специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального

права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права,

особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и

спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки

муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие:

понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с

государственным управлением; соотношение и содержание федерального,

регионального и локального правового регулирования организации и деятельности

муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного

самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и

разграничение их с органами государственной власти; характер и формы

взаимоотношений муниципальных органов с государственными

органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его

самостоятельности, надежности, достаточной финансово-материальной

обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности

местного самоуправления как в России, так и за рубежом.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как

науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний,

теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его

осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно

понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным)

самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного

самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает

как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного

самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в

данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг

общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного

самоуправления в городских и сельских поселениях.

6. Предмет, метод и система муниципального права.

Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового

регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет

определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных

отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.

Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего,

вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений,

которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно

сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с

организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по

решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного

значения.

Методы муниципального права

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть

специальные юридические средства и способы воздействия норм права на

общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы,

присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли

права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного

характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования

сочетание публично-правового (императивного) и частноправового

(диспозитивного) методов правового регулирования.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-

правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых

методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового

регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности

его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере

управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п.,

используются, как правило, частноправовые методы.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы

правового регулирования, к которым теория права относит дозволение,

обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли

права, характерно использование в механизме

правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение

и обязывание

10. Источники муниципального права: понятия, виды.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном

и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые

определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего.

материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические

отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в

которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и

общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ

соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле,

являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы

муниципального права.

Виды источников МП

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-

правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три

иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня,

содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней

содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного

самоуправления.

Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для

муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не

ее главным источником’.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня

составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы,

содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95

№ 154 <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>,

подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1

сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в

данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным

источником муниципального права РФ.

По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим

законом федеральный законодатель определил основы местного самоуправления в

РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных

образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие

федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:

<Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ>, <О милиции>.

<Об основах налоговой системы РФ> <Об охране природной среды>,

<О недрах>, <О закрытом административно-территориальном

образовании> и другие.

К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:

1 ) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и действующие в

настоящее время (например. <Об основных направлениях реформы местного

самоуправления в РФ>

2) нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам местного

самоуправления (например, постановление ГД РФ <Об обеспечении

конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах

субъектов РФ> и др.):

3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права

(например, <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки

местного самоуправления в РФ>);

4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся местного

самоуправления .

Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные

правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права.

Это: конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном

самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного

самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и

другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в

том, чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в

части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного

самоуправления в РФ.

Наконец, к третьему уровню источников муниципального права относятся

локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы

муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо

регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного

самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований

(путем местного референдума).

8. Европейская Хартия местного самоуправления

была открыта для подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в сентябре

1988 года. К началу 1996 года Хартию подписали 25 государств. В связи с

принятием в начале 1996 года РФ в качестве полноправного члена Совета Европы,

она подписала 27 февраля данную Хартию и обязалась в течение года ее

ратифицировать и соблюдать. Подписавшие Хартию страны - члены Совета Европы

исходили из того, что построение Европы должно базироваться на принципах

демократии и децентрализации власти. Одним из важнейших условий для этого

является защита и укрепление местного самоуправления, которое может

обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление.

Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы в том, что касается

формулирования прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет

необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и

иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и

концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб

их правомочности.

По своей структуре Европейская Хартия местного самоуправления состоит из

преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле сформулированы цели и основопола-гающие идеи, в соответствии с

которыми разработана настоящая Хартия. Главная идея состоит в том, что органы

местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического

строя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами,

как один из важнейших демократических принципов, непосредственно может быть

осуществлено именно на местном уровне.

В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том

порядке и в объеме, как это преду смотрено статьей 12.

Часть 1 Хартии называется <Конституционные и законодательные основы

местного самоуправления>. которая включает статьи с 3 по II. В этих

статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения,

касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий,

финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II включает так называемые <Особые положения> (статьи 12-14).

Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства

сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в числе

которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.