международные гарантии;
Хартия — это документ, который отражает ценности, объединяющие народы всех
государств. Благодаря Хартии, Конгрессу местных и региональных властей Европы
возможность эффективно взаимодействовать получили не только государства, их
центральные органы, но и население, граждане в лице своих органов местного
самоуправления.
Таким образом, Хартия дает мощный толчок развитию местной демократии в
Российской Федерации, поиску наиболее оптимальных и эффективных форм
самоуправления с учетом лучшего европейского опыта.
5. Муниципальное право РФ как наука отрасль публичного права и его
особенности.
Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука
муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является
изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает
специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального
права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.
Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права,
особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и
спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки
муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие:
понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с
государственным управлением; соотношение и содержание федерального,
регионального и локального правового регулирования организации и деятельности
муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного
самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и
разграничение их с органами государственной власти; характер и формы
взаимоотношений муниципальных органов с государственными
органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его
самостоятельности, надежности, достаточной финансово-материальной
обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности
местного самоуправления как в России, так и за рубежом.
Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как
науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний,
теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его
осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.
В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно
понятия и предмета муниципального права РФ.
Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным)
самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного
самоуправления, местное (локальное) право.
Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает
как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного
самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в
данной сфере, но на локальном (местном) уровне.
И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг
общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного
самоуправления в городских и сельских поселениях.
6. Предмет, метод и система муниципального права.
Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового
регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет
определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных
отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.
Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего,
вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений,
которые регулируются нормами муниципального права.
Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно
сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с
организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по
решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного
значения.
Методы муниципального права
Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть
специальные юридические средства и способы воздействия норм права на
общественные отношения.
Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы,
присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли
права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного
характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования
сочетание публично-правового (императивного) и частноправового
(диспозитивного) методов правового регулирования.
В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-
правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых
методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового
регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности
его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере
управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п.,
используются, как правило, частноправовые методы.
Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы
правового регулирования, к которым теория права относит дозволение,
обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли
права, характерно использование в механизме
правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение
и обязывание
10. Источники муниципального права: понятия, виды.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном
и в формальном юридическом смыслах.
В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые
определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего.
материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические
отношения.
В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в
которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и
общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ
соответствующие нормативные правовые акты.
Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле,
являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы
муниципального права.
Виды источников МП
Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-
правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.
Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три
иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.
К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня,
содержащие нормы муниципального права.
Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней
содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного
самоуправления.
Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для
муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не
ее главным источником’.
Следующую группу источников муниципального права федерального уровня
составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы,
содержащие нормы муниципального права.
Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95
№ 154 <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>,
подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1
сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в
данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным
источником муниципального права РФ.
По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим
законом федеральный законодатель определил основы местного самоуправления в
РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных
образований в нашей стране.
Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие
федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:
<Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ>, <О милиции>.
<Об основах налоговой системы РФ> <Об охране природной среды>,
<О недрах>, <О закрытом административно-территориальном
образовании> и другие.
К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:
1 ) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и действующие в
настоящее время (например. <Об основных направлениях реформы местного
самоуправления в РФ>
2) нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам местного
самоуправления (например, постановление ГД РФ <Об обеспечении
конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах
субъектов РФ> и др.):
3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права
(например, <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки
местного самоуправления в РФ>);
4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся местного
самоуправления .
Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные
правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права.
Это: конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном
самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и
другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в
том, чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в
части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного
самоуправления в РФ.
Наконец, к третьему уровню источников муниципального права относятся
локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы
муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо
регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного
самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований
(путем местного референдума).
8. Европейская Хартия местного самоуправления
была открыта для подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в сентябре
1988 года. К началу 1996 года Хартию подписали 25 государств. В связи с
принятием в начале 1996 года РФ в качестве полноправного члена Совета Европы,
она подписала 27 февраля данную Хартию и обязалась в течение года ее
ратифицировать и соблюдать. Подписавшие Хартию страны - члены Совета Европы
исходили из того, что построение Европы должно базироваться на принципах
демократии и децентрализации власти. Одним из важнейших условий для этого
является защита и укрепление местного самоуправления, которое может
обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление.
Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы в том, что касается
формулирования прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет
необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и
иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и
концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб
их правомочности.
По своей структуре Европейская Хартия местного самоуправления состоит из
преамбулы, трех частей и 18 статей.
В преамбуле сформулированы цели и основопола-гающие идеи, в соответствии с
которыми разработана настоящая Хартия. Главная идея состоит в том, что органы
местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического
строя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами,
как один из важнейших демократических принципов, непосредственно может быть
осуществлено именно на местном уровне.
В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том
порядке и в объеме, как это преду смотрено статьей 12.
Часть 1 Хартии называется <Конституционные и законодательные основы
местного самоуправления>. которая включает статьи с 3 по II. В этих
статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения,
касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий,
финансовая основа, правовая защита и др.
Часть II включает так называемые <Особые положения> (статьи 12-14).
Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства
сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в числе
которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|