реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Строгино

реферат

Строгино

Реферат

по москвоведению

на тему:

Строгино

выпускницы 11 класса

школы №85

СЗУО

Лукиной Елены

Москва 1999 г.

Содержание

o Предисловие

Село Троицкое-Лыково

o Князья Лыковы

o Нарышкины

o Разумовские

o 1812 год

o Бутурлины

o Купеческий род Карзинкиных

o Отпуск «по приказу»

o Туркменский дом просвещения

o Строгино

o Список использованной литературы

А главное все-таки: люби,

люби и люби свое отечество!

Ибо любовь эта даст тебе

силу, и все остальное без

труда совершишь.

М.Е. Салтыков-Щедрин

О любви, верности и преданности отечеству говорили многие русские писатели,

поэты, деятели науки, но, к сожалению, в наше время ни каждый может назвать

себя патриотом своей Родины. Это и не странно, как можно любить и

гордиться страной , которую не знаешь?

Я заинтересовалась историей Строгино, так как именно в этом районе я живу

уже двенадцатый год. Для меня Строгино – это маленькая Родина, живя на

которой я взрослею, познаю окружающий меня мир. Собирая материал для

реферата, я все сильнее проникалась чувством гордости и уважения к земле,

на которой сейчас находится, пожалуй, самый красивый московский район –

Строгино. Теперь, осознав, что за каждым клочком земли таится своя история,

свой маленький кусочек российской культуры, я уверенно могу сказать, что

я люблю свой район, люблю свой город, люблю свою страну.

Cело Троицкое-Лыково

Князья Лыковы

Настоящее село Троицкое-Лыково возникло так. Село Троицкое с деревней

Черепковою на Москва-реке Московского уезда в Сетунском стане – жалованная

вотчина князю Б.М. Лыкову при царе Василии Шуйском «за его службу из его же

прежнего поместья». Князь Лыков ставит в деревне Черепково (до XIX века

называли Черевково) деревянную церковью имя Живоначальной Троицы и называет

деревню Новым Троицким, а крестьянские дворы из деревни Черепковой

переносят старое село Троицкое и называют деревню «Новое Черепковая».

Межевая грамота 1627 года свидетельствует, что Троицкое с трех сторон было

окружено землями дворцовых сел Павшино, Щукино с деревней Острогино,

Хорошево с деревней Татарово, которые в том время принадлежали матери царя

«великой государыне инокине Марфе Ивановне».

И было в ту пору, кроме церкви, «в селе Новом Троицком… двор чиновников, а

в нем живут деловые люди, и пять дворов людских, и в них пять человек. В

деревне Новой Черепковой на пруде, что было село Старое Троицкое, 17 дворов

крестьянских и 5 дворов бобыльских». (писцовая книга, 1627). В той же

писцовой книге 1627 года значится: «в селе Новом Троицком церковь

Живоначальной Троицы, да предел Николы Чудотворца, да предел Флора и Лавра,

деревянная клетцки, а во церкви образа, и книги, и ризы, и всякое церковное

строение вотчинниково - боярина князя Б.М. Лыкова.

Простояла эта деревянная церковь до новых хозяев – Нарышкиных – около 100

лет, когда была перенесена на другой участок усадьбы и переложена заново.

У Лыковых было трое детей – сын и две дочери, но все они умерли во

младенчестве между 1615 и 1624. Так как передавать «отчину» было некому, то

после смерти Лыкова село было «взято на великого князя» и находилось в

дворцовом ведомстве. К этому моменту, согласно писцовой книге 1646 года, «в

селе Троицком-Лыкове находился двор боярский, да двор скотный, 16 дворов

задворных людей, а в них 27 человек, да вместе с деревнями Черепково и Луки

47 дворов крестьянских и один двор бобыльский, а в них – 18 человек».

Сошел на нет род Лыковых, но до сих пор живет он в названии села.

Осиротело Троице-Лыково почти на полвека.

Нарышкины

После кончины в 1646 Бориса Михайловича Лыкова его вотчина поступает в

дворцовое ведомство на целых 44 года. Возможно, что селом Троицким-Лыковым

какое-то время владел родной брат матери Петра I Иван Кириллович Нарышкин,

сочетавшийся браком с княжной Прасковьей Алексеевной Лыковой, который, надо

полагать, получил в приданное это поместье. Во время Стрелецкого бунта,

бедственного для Нарышкиных, Иван Кириллович был зверски убит 15 мая 1682

года. Но в подписи на постной триоди, данной в церковь в 1689 г. по указу

государеву, село это названо уже государевым дворцовым Троицким селом.

Давались земли из дворцового приказа скупо и редко, но в 1690 г. речь шла

о Нарышкиных – не только родственниках молодого царя, но прежде всего

партии, которая могла помочь ему удержаться у власти, несмотря на

неизменное сопротивление родственников первой жены царя Алексея Михайловича

– Милославских, а также царевны Софьи и ее сторонников.

Поэтому сразу же после лишения правительницы власти именно из дворцового

приказа братья царицы Натальи Кирилловны, будущей матери Петра I, получили

из дворцового ведомства в вотчинное владение села : Лев Кириллович – Фили,

и Черкизово; Мартемьян Кириллович – село Троицкое-Лыково с деревнями

Черепково, Рублево, Чашниково Луки (два года спустя, в 1692 г., Мартемьян

Кириллович добавил к ним деревни Острогино да Мякинино); Федор Кириллович

получает село Медведково. Дворянский род Нарыжкиных в старой допетровской

Руси не отличался особенной древностью или знатностью и возвысился лишь в

XVII веке. Таким образом, недавние средней руки служилые дворяне сразу

становятся крупнейшими землевладельцами, да еще на особо ценных

подмосковных землях.

И вот 1 сентября 1690 года за Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным

утверждены отказною книгою деревни Черепково, Рублево, Троицкое. В

приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1693 год под статьей о

Троицкой церкви отмечено: « сию церковь впредь писать в вотчине за боярином

Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным, а прежде село было Великого Государя

Дворцовое. Дани 120 алтын 5 денег да езда гривна». 11 января 1698 года по

Именному Указу село Троицкое-Лыково с деревнями отдано во владение боярину

Льву Кирилловичу Нарышкину с его матерью, вдовою боярыней Анной Леонтьевной

(матерью царицы Натальи Кирилловны).

Обосновавшись в селе Троицком-Лыкове, в 1698 г. они решают построить

парадный каменный храм на месте старой деревянной церкви, поставленной

здесь еще Б.М. Лыковым. Для этого деревянную церковь очень осторожно и

бережно разбирают и переносят в глубину сада на новое место, где и освящают

во имя Успения Пресвятой Богородицы (она простояла 238 лет и сгорела в

1936 году). А на прежнем высоком месте над Москвой-рекой подсыпается

песчаный холм, чтобы храм стоял выше и был виден издалека, и земля

освящается под строительство новой, еще невиданной москвичами чудной церкви

во имя Живоначальной Троицы. (Этот храм изначально планировался как летний,

то есть не отапливался, и был открыт от весеннего праздника Святой Троицы

до осеннего праздника Покрова. Ныне это так называемый летний храм в

глубине парка.)

Строительство нового храма поручается крепостному мастеру окольничего М.Ю.

Татищева – Якову Бухвостову. Это был признанный зодчий, который создал

целый ряд значительных архитектурных сооружений. На имена строителей храма

указывает запись в синодике церкви: «Михаила, да Митрофана, да Якова, их

господина». Следовательно, его строила та же артель, что и Спасскую церковь

в Уборах, - Михаил Тимофеев и Митрофан Семенов во главе с Яковом

Бухвостовым.

Существует легенда о том, что в день закладки новой церкви на торжество

были приглашены племянник Льва Кирилловича – царь Петр I, и его мать

Наталья Кирилловна. В знак уважения к дяде Петр I согласился заложить

камень в основание будущего храма.

Воссоединение Украины с Россией способствовало проникновению в архитектуру

и искусство Москвы южных мотивов, заимствованию многих элементов

украинского зодчества для применения в декоративном убранстве строившихся

церквей. Особенность этого стиля состоит в том, что впервые во внешнем и

внутреннем убранстве церквей появлялись изображения (в резьбе по камню и

дереву) винограда, ананасов, гранатов и других растительных орнаментов.

Первые постройки в таком обновленном стиле ставятся в подмосковных имениях

Нарышкиных по заказу, а потом подобное направление в зодчестве стало

называться “Нарышкинским” или “Московским барокко”. Семья Нарышкиных в

течение 90-х годов XVII в. построила целый ряд превосходных зданий

подобного рода: Спаса в Уборах, Знамения на Шереметьевом дворе, церковь

Покрова в Филях.

Троицкая домовая церковь была выстроена в том же стиле. Как внешний облик,

так и внутреннее убранство храма представляют собой замечательный образец

искусства российских зодчих.

Строительство было завершено в 1704 году, и в этом же году церковь была

освещена.

Это домовая церковь стала известна в литературе как памятник архитектуры,

который искусствовед В.Н. Под ключников сравнивает с драгоценностью,

усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в

лучах солнца, - так велико ее декоративное богатство. Это один из последних

памятников древней Руси и может быть с полным правом назван «лебединой

песней».

Село Троицкое-Лыково становилось крупным центром всей местности. В

переписных книгах на 1704 года значится: «За боярином Львом Кирилловичем

Нарышкиным село Троицкое на Москве-реке, а в селе церковь каменная во имя

Живоначальной Троицы, да другая церковь деревянная во имя Успения Пресвятой

Богородицы, да в селе двор боярский, двор приказчика, двор конюшенный, двор

скотный, двор птичий; людей в них 19 человек и 33 двора крестьянских, в них

105 человек. Да еще деревни Черепково, Рублево, Мякинино, Мерки да

Острогино с часовнею на старом кладбище».

После смерти Л.К. Нарышкина село Троицкое-Лыково должно было перейти во

владение Натальи Мартемьяновны – племянницы Льва Кирилловича, но, предвидя

близкую кончину, она составляет завещание о разделе своих имений, которое

было утверждено государем. По этому завещанию село Троицкое-Лыково с

деревнями переходит сыновьям боярина Льва Кирилловича. Однако из-за

малолетства братьев вотчина тогда не была поделена и долго оставалась в

общем владении. Лишь в 1732 году братья Нарышкины разделили между собой

свои недвижимые имения. «Лето 1732 января 31 дня тайный советник коммерц-

коллегии президент Александр Львович с братом своим родным от флота

капитаном Иваном Львовичем сыном Нарышкиным учинили между собой полюбовный

раздел в том, что в прошлом 1705 году блаженныя памяти отец наш, боярин Лев

Кириллович Нарышкин, при животе своем, определил нам недвижимое свое

имение…да брату моему Ивану Львовичу в Московском уезде село

Черкизово…деревня в Пскове, село Троицкое, деревня Черепково, деревня

Рублево, деревня Луки, деревня Острогино, деревня Мякинино…».

Долгие годы имение Троицкое-Лыково принадлежала клану Нарышкиных. Последней

из этого рода хозяйкой 1749 г. стала Екатерина Ивановна Нарышкина –

двоюродная племянница Петра I. После свадьбы в качестве приданного она

дарит имение своему мужу – Кириллу Григорьевичу Разумовскому. И с этого

момента у села снова меняются хозяева.

Разумовские

27 октября 1746 г. во дворце с пышностью и церемониями, присущими только

особам царского дома, была сыграна свадьба Е.И. Нарышкиной и К.Г.

Разумовского, на которой, помимо самой императрицы и всего двора,

присутствовали и иностранные посланники. Молодые толком не знали друг

друга, никаких взаимных чувств не испытывали, но тем не менее ревниво

наблюдавшая за решением их судьбы будущая Екатерина II в своих «Записках»

принуждена написать, что «они, казалось, жили хорошо».

В 1746 году Троицкое-Лыково обрело новых хозяев.

Многочисленные и не слишком старательно скрываемые любовные похождения не

мешали К.Г. Разумовскому быть заботливым отцом многочисленного семейства:

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.