затоплены водой. Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное
море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского
народа.” Затем, правда, убедившись, что это технически невозможно, было
решено оставить в кольце окружения проход, чтобы дать возможность
окруженным уйти на восток, а самим занять Москву. Предпринимая последнее
наступление, немецкое командование отдало приказ опоясать Москву плотным
кольцом войск по линии окружной железной дороги.
Новый план фашистских захватчиков заключался же в том, чтобы
превратить Москву в руины, обрушив на нее тысячи тонн артиллерийских
снарядов и авиационных бомб. При этом любая форма капитуляции окруженных
войск и населения отвергалась.
В период до декабря 1941 года фашистами было предпринято еще немало
попыток захвата Москвы. Так, 15-16 ноября было произведено наступление
немецко-фашистских войск на Москву ударами 3-й и 4-й танковых групп, 18
ноября 2-я танковая армия возобновила наступление юго-восточнее Тулы. Удар
огромной силы, обрушенный в первые дни наступления, принес врагу успех.
Советские войска вынуждены были отойти на широком фронте к Волге юго-
восточнее г.Калинина (Твери) и с рубежа реки Ламы южнее Московского моря. В
результате противник получил возможность развить успех на клинском
направлении. Немцы рассчитывали прорвать оборону, вырваться на
Волоколамское шоссе и двинуться к Москве. Группа истребителей танков 1077-
го стрелкового полка 316-й дивизии совершила 16 ноября свой бессмертный
подвиг у разъезда Дубосеково. 28 человек приняли на себя удар 50 вражеских
танков. Их ружейно-пулеметным огнем атака была отбита. Брошенные в бой
противником 20 танков и новая группа автоматчиков также были остановлены.
Гранатами, бутылками с горючей смесью и огнем из противотанковых ружей
отважные панфиловцы подбили 14 танков, остальные повернули назад. После
этого предпринималось еще две попытки преодолеть этот рубеж, но прорвать
оборону так и не удалось. Этот бой длился 4 часа, враг потерял здесь
18танков и десятки солдат. Впоследствии в Москве улица была названа именем
Героев Панфиловцев.
Немцы были остановлены также на многих рубежах под Москвой и, даже
учитывая, что перевес в орудиях и снарядах был на стороне фашистов, к
началу декабря наступление гитлеровцев под Москвой было остановлено.
Надежды врага захватить Москву не сбылись. Измотав и обессилив врага,
советские войска перешли в контрнаступление и, разгромив группу армий
Центр, вынудили его перейти к обороне. Победа под Москвой имела огромное
стратегическое и политическое значение. Фронт был отодвинут на запад на 100-
250 километров. Битва под Москвой оказала большое влияние на изменение
обстановки на других фронтах Великой Отечественной войны и на весь ход
второй мировой войны.
Стоит упомянуть о том, что в эти суровые для нашей столицы дни ни на
секунду не прекращалась рабочая и культурная жизнь столицы. Когда враг
стоял у ворот города, деятельность государственных органов страны и города
крайне затруднилась, но в Москве по-прежнему оставались и Политбюро ЦК, и
Государственный комитет обороны, и Ставка Верховного Главнокомандования, и
минимально необходимый для руководства страной и Вооруженными силами
правительственный и военный аппарат. Центральные газеты (“Правда”, “Красная
звезда”, “Известия”, “Комсомольская правда”, “Труд” и другие) по-прежнему
регулярно выходили в эти дни. Они были немаловажным фактором в обеспечении
спокойствия и дисциплины москвичей, высказывали твердую уверенность в том,
что Москва не будет сдана врагу.
Правительство Москвы, проявляя особую заботу о сохранении творческих
кадров и художественных ценностей, эвакуировало коллектив Большого театра в
город Куйбышев (Самару).
В эвакуации коллектив работал год и девять месяцев. Здесь 5 марта
1942 года впервые в стране оркестр Большого театра под управлением Самуила
Самосуда исполнил Седьмую симфонию Д.Шостаковича. Исполнение симфонии
стало выдающимся событием в музыкальной жизни страны и всего мира.
28 октября 1941 года в 4 часа дня прорвавшийся к Москве
бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, которая
прошла между колоннами под фронтоном портика, пробила фасадную стену и
разорвалась в вестибюле. Полностью разрушенными оказались скульптуры в
нишах, лепнина, капители колонн портика, дубовые двери, оконные рамы,
художественные торшеры. Была пробита и частично обрушилась стена главного
фасада, разрушено перекрытие портика главного входа, обрушилось перекрытие
вестибюля, повреждены балюстрада и ступени парадных лестниц, появились
трещины на своде главного фойе, повреждена штукатурка, живопись свода и
стен, появилась мелкая сеть трещин на плафоне зрительного зала. Воздушной
волной были выбиты все стекла, разрушена сантехническая система и
асфальтовое покрытие у театра площадью 250 квадратных метров. К счастью
уникальная люстра театра в это время была спущена вниз и закрыта щитами.
Театр стоял темный, завешенный маскировочными сетями и казался
мертвым. Но внутри холодного и неотапливаемого помещения сразу же начались
ремонтные и реставрационные работы. Уже в феврале 1942 года здесь работала
группа художников под руководством П.Корина. Реставраторы трудились по 10-
12 часов в сутки, работая на строительных лесах под потолком над
восстановлением живописного плафона зрительного зала, осторожно, стараясь
не повредить авторский слой росписи, а также уникальную акустическую деку,
находящуюся под плафоном. Всего за 240 дней, в тяжелых условиях военного
положения, работы по реставрации плафона были закончены.
В 1941 году восстановили также роспись плафона главного фойе, провели
позолотные работы в зрительном зале и его интерьерах, отделку дверей “под
французский лак” и другие работы. Бригадой позолотчиков руководил известный
мастер И.Пашков, работами по лепнине - скульптор Г.Мотовилов. Словно маг и
волшебник, творил в это время чудеса архитектор театра А.Великанов: он
делал бра из гипса, ввиду нехватки металлла - из простого железа гнул
красивые декоративные ручки. Выполненные им отдельные детали так вписались
в интерьер Кавоса, что иногда нельзя было отличить подлинный,
первоначальный, и восстановленный декор. Были восстановлены фасад здания и
скульптуры в нишах.
Летом 1943 года в Москву вернулась часть коллектива, работавшая в
Куйбышеве, а 26 сентября того же года спектаклем “Иван Сусанин” Большой
театр вновь открыл свои двери для зрителей.
День 22 июня 1941 года грозовым аккордом ворвался в мирную
деятельность Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Охваченые
патриотическим порывом, многие ее студенты и преподаватели записались в
народное ополчение, военнообязанные были призваны в ряды действующей армии.
Консерватория свято чтит память тех, кто отдал жизнь за свободу и
независимость своей Родины. Имена хормейстера Г.П.Лузенина, певца
А.И.Окаемова и других 65, павших в войну, навеки запечатлены на
мемориальных досках, установленных в холле третьего этажа старого учебного
корпуса.
С приближением неприятельских войск к столице в октябре 1941 года
консерватория была эвакуирована в Саратов, где продолжала свою работу. В
доме на улице Герцена, 13 оставалось только небольшое число сотрудников,
которым поручили охрану здания и имущества.
Здание консерватории находилось под постоянной угрозой бомбардировок.
Сотрудники и студенты консерватории, все, вплоть до директора, регулярно
дежурили на крышах. На дом упало 17 фашистских зажигательных бомб; все они
были обезврежены. Однажды огромная фугасная бомба поразила одно из соседних
строений. Взрывной волной были выбиты все стекла консерваторного здания.
С ливидацией непосредственной угрозы в столице в марте 1943 года
открылось московское отделение консерватории, состоявшее из студентов
старших курсов. С конца 1942 года консерваторцы группами стали возвращаться
из Саратова в Москву. В сентябре 1943 года вся консерватория начала
очередной учебный года в своем здании.
О суровых военных буднях консерватории писал органист Л.Ройзман:
“Вспоминается зима 1942 года в Москве. Консерваторское здание не
отапливается (хотя с марта этого года начали заниматься 4-й и 5-й курсы),
на концертах в Большом зале все сидят в зимних пальто, военных шинелях.
Афиши маленького размера, на плохой бумаге. Концерты начинаются в 6 часов
вечера и нередко прерываются воздушными тревогами.” В течение всех военных
лет коллектив вел интесивную военно-шефскую работу: фронтовым бригадам
приходилось выступать перед бойцами неподалеку от передовой, под угрозой
вражеских бомбежек и обстрелов. Большое количество концертных бригад
регулярно обслуживало воинсие части Московского гарнизона, аэродромы,
раненых в госпиталях, коллективы оборонных предприятий. Консерваторская
муза не замолкала даже в самые суровые дни войны, помогая людям ковать
победу.
К сентябрю 1945 года - началу нового учевного года - все службы
консерватории были полностью восстановлены. В ряды студентов влилась
большая группа молодых людей, демобилизованных из армии.
Не прекращалась в годы войны и подготовка научных кадров. Только в
МГУ за 1941-1945гг. было защищено 106 докторскиз и 520 кандидатских
диссертаций. За эти же годы вузы столицы подготовили десятки тысяч
различных специалистов.
В Москве уже с 1942г. действовали Музыкальный театр имени
К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Театр драмы, Театр имени
Евг.Вахтангова, Центральный театр транспорта, Областной театр юного зрителя
и некоторые другие. Вскоре возобновили свою работу МХАТ, Театр
им.Моссовета, Театр имени М.Н.Ермоловой и многие другие театры, вернувшиеся
в 1943 году из эвакуации. Широкой популярностью пользовалась в это время
пьеса К.Симонова “Парень из нашего города”, поставленная Театром имени
Ленинского комсомола. В 1942г. на страницах газеты “Правда” были напечатаны
драма К.Симонова “Русские люди” и пьеса А.Корнейчука “Фронт”. Сам по себе
факт опубликования двух этих пьес в центральном органе партии
свидетельствовал о том, какое большое значение имели произведения
К.Симонова и А.Корнейчука для всей советской общественности. Эти пьесы, а
также драма Л.Леонова “Нашествие” заняли самое заметное местов театральном
репертуаре военных лет.
В Москве продолжала работать киностудия документальных фильмов,
ставшая своеобразным штабом фронтовой кинохроники. Сюда стекались
материалы, отснятые более, чем сотней операторов, снимавших боевые действия
Красной Армии и партизан, и здесь монтировались киножурналы,
короткометражные очерки, полнометражные документальные фильмы о важнейших
сражениях Отечественной войны, такие как “Разгром немецких войск под
Москвой” (1942 г.) режиссеров Варламова и Копалина, “Битва за нашу
Советскую Украину” (1943г.) режиссеров Довженко и Ю.Солнцевой, “Народные
мстители” (1943г.; фильм, составленный из съемок, сделанных в тылу врага)
режиссера В.Беляева, “Сталинград” (1943г.) режиссера Л.Варламова, “Берлин”
(1945г.) режиссера Райзмана и другие.
Был возобновлен выпуск фильмов для детей. Больших успехов в создании
рисованных фильмов для самых юных зрителей достигла в эти годы киностудия
Союзмультфильм.
В годы войны московские композиторы создали большое количество
различных музыкальных произведений. Особенно большой популярностью как на
фронте, так и в тылу пользовались песни: “Священная война” А.Александрова
(на слова В.Лебедева-Кумача), “В лесу прифронтовом” М.Блантера (на слова
М.Исаковского), “В землянке” К.Листова (на слова А.Суркова), “Шумел сурово
брянский лес” С.Каца (на слова А.Софронова), “Жди меня” М.Блантера (наслова
К.Симонова) и многие другие.
МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943 ГОДА
В Москве с 19 по 30 октября 1943 года проходила конференция министров
иностранных дел СССР, США и Англии, которая имела большое значение для
упрочнения союза против Германии и для согласования ряда важных воросов
Страницы: 1, 2, 3, 4
|