реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История Таганского района

реферат

мастерской института «Моспроект-3». Ведя археологические раскопки

сотрудникам музея и реконструкции Москвы были найдены многоцветные поливные

изразцы конца XVI века, кувшины разбитые и целехонькие, кубышки для

хранения денег...

На уровне белокаменного цоколя исследователи наткнулись на древние

захоронения (надгробия 15-18 веков).

Восстановлены многие детали, первоначальная кровля, выявлено декоративное

убранство фасадов. Внутри здания специалистами «Росреставрация» приведены в

порядок кирпичные стены и своды, восстановлены фрагменты живописи 18-19

веков, сохранился портал с белокаменными деталями.

Большая работа была проведена архитектором-художником О. Збровской по

восстановлению красок фасадной части. Только сличив и исследовав все слои,

она пришла к выводу, что детали фасадов были ярко-зелеными и белыми, а сами

стены красными. Полностью работы были завершины в 1991 году. Здание-

памятник передано православной церкви.

Славянская площадь (б. Варварская, которая свое древнее название получила

в 1820 году по имени церкви Св. Варвары).

В Петровские времена на Варварской площади стояли небольшие строения

«Бражные тюрьмы» для пьяниц, подбираемых на улицах Москвы. В 1872 году

здесь был открыт Народный театр на 1800 мест, где играли провинциальные

артисты. Театр открылся спектаклем «Ревизор» Н. В. Гоголя. Просуществовал

театр недолго, был закрыт, т. к. пользовался большой популярностью у

простого люда. С 1830 года до конца XIX века на площади действовал

водоразборный фонтан.

Не менее древнюю историю имеет микрорайон улиц Солянки и Яузской.

Рядом с Китай-городом расположена одна из старейших улиц района Солянка.

Свое название она получила по размещавшемуся здесь в XVII веке (между Б.

Ивановским и Подколокольным переулками) Казенному соляному двору, в амбарах

которого хранилась соль, составляющая значительную часть богатства царской

казны.

Торговля солью вплоть до XVIII века была царской монополией и продавалась

по ценам установленным царем, часто не доступным трудовому народу.

Интересна улица Солянка архитектурными памятниками:

Солянка, 14

В старину здесь находился большой «Васильевский сад» устроенный царем

Василием III. Позже здесь был построен Воспитательный дом (ныне академия

им. Петра Великого). Мысль основать на этом месте дом для

незаконнорожденных детей принадлежала одному из Екатерининских вельмож И.

И. Бецкому.

В 1763 году он обратился к Екатерине II с проектом создания этого дома, а

в 1764-1772 годах монументальное здание было сооружено по проекту

архитектора К. И. Бланка, при участии М. Ф. Казакова.

Здесь воспитывались безродные дети, подкидыши, которых бросали у ворот

Воспитательного дома, на папертях церквей, монастырей. Из этих безродных

вышло много известных людей, хороших мастеров.

Дети, попавшие в Воспитательный дом, если они были крепостными,

становились при выходе — свободными людьми, если женились или выходили за

крепостного, то тот, также освобождался от крепостной зависимости.

После постройки Воспитательного дома Екатерина II не тратила на него ни

копейки. Он существовал на взносы благотворителей, богатых купцов,

промышленников, за что они получали большие льготы, а также на средства от

налогов игорных и питейных заведений. Галерея благотворителей висела в

актовом зале и это считалось большим почетом. Просуществовал дом до 1917

года, а потом здание перешло в ведение государства.

В 1826 году для управления Воспитательным домом был создан Опекунский

Совет (архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев) — Солянка 14а.

Ансамбль зданий Опекунского Совета был одним из крупнейших произведений

Московского ампира. Он имел большое градостроительное значение: его

монументальная композиция была одним из определяющих факторов в застройке

улицы.

Слева от Солянки наш район проходит по Подколокольному переулку, ведущему

к бывшему Хитрову рынку, в ночлежках которого ежедневно ночевало 5-6 тысяч

нищих, воров, личностей, скрывавшихся от полиции.

Сюда в 1881 году приходил из Хамовников Лев Николаевич Толстой, чтобы

увидеть воочию картины столичной нищеты. Живой натурой для изучения

«Московского дна» были обитатели Хитровки для Станиславского, работавшего

над постановкой пьесы М. Горького «На дне».

Рынок был своеобразной биржей труда. Здесь производился наем поденных,

сезонных и постоянных рабочих. Сотни людей целыми днями толкались на

площади в ожидании удачи.

Применительно к населению вокруг рынка вырос комплекс хищнических

промыслов. Явные и тайные кабаки, игорные притоны, жалкие и мрачные

ночлежки — способствовали нравственному разложению попавшего сюда бедняка и

создавали питательную среду для уголовщины. Особой известностью пользовался

«Поляков-трактир», где собирались воры, грабители, делили награбленное и

продавали его скупщикам.

Городские власти дореволюционной Москвы упорно не хотели видеть

социальных причин, породивших это явление.

Только после свершившейся революции 1917 года Хитровка исчезла. Рынок был

снесен, площадь и улица застроена каменными домами. По берегу Яузы тянется

Серебряническая набережная, где в XII веке находился Монетный двор, на

котором чеканили серебряную монету, а в переулках жили серебряных дел

мастера. На углу Серебрянического переулка в XVII веке была сооружена

церковь каменная с деревянным куполом и названа «в старых денежных

мастерах». Из этой церкви священник Троицин день ходил к царю в Кремль со

святой водой, за что был жалован на три алтына.

В 1812 году во время нашествия французов церковь горела, но внутри ее

сохранилась ниша на стене которой был написан образ Усекновения (отсечения)

главы Св. Ионна Предтечи. На этом месте была построена колокольня и образ

бы признан Чудотворным. Церковь стала называться Св. Ионна Предтечи (в

древних книгах), позже церковь была переименована в «Храм Троицы в

Серебряниках».

Недалеко от Яузы начинается Яузский бульвар. Это одно из звеньев

бульварного кольца, на месте которого был Белый город, стена, окружавшая

Москву с ее Кремлем, Китай-городом, посадами. Стена Белого города имела 28

башен 9 ворот. У входа теперешнего Яузского бульвара находились Яузские

ворота, существовавшие до царствования Елизаветы Петровны.

Яузский бульвар, свое название получил от реки Яузы расположенной рядом.

Это самый тихий, узкий и укромный уголок Садового кольца. Особенности

рельефа и изгибы придают бульвару своеобразную живописность, хотя флорой о|

небогат — одни клены, тополя и ряды акаций.

Местность, окружающая бульвар, очень древняя. По преданию, в IХ-ХII

веках, еще до основания Москвы, вблизи по реке Яузе проходила торговая

речная дорога, и между Яузой современным бульваром, на «Гостине-горе»,

находили» склады купеческих товаров. В ХIV-ХV веках через Яузские ворота

проходила большая сухопутная дорога в Коломну. Рязань и другие города, а

севернее ее тянулись к реке Яузе большие великокняжеские сапы Ивана III.

Среди них, возле нынешнего бульвара лежала в XVII веке Стрелецкая слобода

полка Воробина. При изучении этого бульвара было выявлено, что в конце

XVIII века здесь стояли дворы светлейшего князя Г. А. Потемкина-

Таврического генерала-майора М. Г. Спиридова и другие.

До революции весь квартал Яузского бульвара принадлежал чаеторговцу

Филипову, который построил очаровательный особняк радующий глаз пропорциями

и деталями для профессора Московского университета С. А. Смирнова (Яузская

улица, дом 1). В 1900 году он воздвиг на бульваре для своей семьи

миниатюрный «романский замок» с угловой башенкой, итальянскими окнами и

большим, украшенным мозаикой кокошником (архитектор С. В. Красильников),

Интересны своей архитектурой дворянские усадьбы конца XVIII века (дома 10

и 16). В доме 10 в 1880 году снимала квартиру семья Брюсовых, где провел

свое детство поэт

В. Я. Брюсов.

С бульвара хорошо виден памятник архитектуры, образец нарышкинского

барокко начала XVIII века — церковь Петра и Павла, с колокольней 1771 года

— Певческий (б. Петропавловский) переулок, 4.

В наше время застройка Яузского бульвара начинается массивным корпусом N

2/16, прорезанного с угла большой аркой. Это жилой дом построенный в 1936

году по проекту советского зодчего профессора И. А. Голосова. По сторонам

арки — статуи рабочего с отбойным молотком и колхозницы со снопом и

винтовкой работы скульптора А. М. Лавинского. Вторая секция возведена в

1941 году, облицована в 1958 году.

С Яузского бульвара попадаем на улицу Воронцово поле (быв. ул. Обуха),

которая свое название получила в 1935 году в память о выдающемся деятеле

Советского здравоохранения В. А. Обухе). Название — Воронцово поле —

связано с именем боярина Воронцова-Вельяминова, которому принадлежали

обширные земли от Москвы реки по Солянке, Яузскому бульвару, берегу Яузы до

Сыромятников.

В конце улицы Воронцова поля сохранилась старинная церковь Святого Ильи

Пророка, построенная в 1514 году Алевизом Фрязиным (прежде именовалась под

сосенками, потому, что около церкви росли громадные сосны), перестроена в

1702 году. Церковь замечательна своей красивой архитектурой, в особенности

колокольней. В храме два придела:

Пророк Илья (в честь коего и названа церковь) и мученицы Параскевы

Пятницы. При церкви некогда были погребены — Прокофий Ляпунов и Иван

Ржевский (убиты при освобождении Москвы в 1671 году. Тела их потом были

перенесены в Троицкую Лавру).

Долгое время здесь размещался музей искусств народов Востока, сейчас он

переехал, но запасники музея хранятся в помещении церкви.

На этой улице находились дома, в которых родились замечательный русский

трагический актер Н. С. Мочалов и композитор С. И. Танеев, в 1775 году

находился дом и двор великого русского зодчего В. И. Баженова, а в середине

19 века была усадьба русского драматурга А. И. Островского.

Улица Воронцово поле выводит нас на улицу Земляной вал. В старину

Земляной вал служил таможенной границей Москвы, а его ворота - заставами,

на которых осматривали товары, привозили в Москву.

Там на горке, что над Яузой рекою,

Обширный парк, красивый дом.

Раскинулось поместье здесь такое,

Что каждый взор задержится на нем.

Здесь классицизм российский, строгий

Воздвиг Жилярди, для заяузских купцов.

Он украшает этот холм отлогий,

И всем понятна красота без слов.

В доме 53 на улице Земляной вал расположена усадьба, которая представляет

собой образец русской садово-парковой архитектуры. Местность же, где

расположена усадьба, известна еще с XIV века, когда здесь, возле Яузы шумел

еще сосновый лес и на высоком берегу находилось село, принадлежавшее

знатным боярам Воронцовым-Вильяминовым, окруженное полем. Вот почему, вся

местность долгое время называлась «Воронцово поле».

Здесь же при царе Иване III были разведены великокняжеские сады и

поставлен его загородный дом, в котором он жил с 1493-1504 гг. Район

Воронцово поле и окружающие его леса всегда были охотничьими угодьями

великокняжеского и царского двора.

Пожар 1547 года уничтожил дворец.

В XVII веке здесь был загородный дом «дядьки» царя Алексея Михайловича —

боярина В. И. Морозова. В начале XVIII века дом перешел к князьям

Гагариным, затем к Ф. К. Лопухину.

После пожара 1812 года богатый купец— чаеторговец Усачев скупил участки

на высоком берегу Яузы. Здесь в 1829-1831 годах была построена обширная

усадьба с прекрасным парком, спускающимся к Яузе, беседками, ротондами,

знаменитым зодчим Д. И. Жилярди, для купца Усачева.

В 1840 году участок переходит к купцу Хлудову, который оставил его в

наследство трем своим дочерям, одна из которых была замужем за Н. А.

Найденовым.

После национализации в усадьбе был организован санаторий «Высокие горы».

А с 1964 года в нем разместился Московский городской врачебно-физкультурный

диспансер №1.Расположенный на одном из самых красивых мест Москвы» парк

усачевской усадьбы можно почесть за один из лучших городских парков. Он не

отворачивается от города, наоборот, всячески обращается к нему. Автору

усадьбы с огромной силой удалось показать красоту родного города, величие

его новых и древних памятников.

В конце XVII века Москва из центра ремесленного производства стала местом

возникновения первых мануфактур. Москва была уже большим городом. В

обширном богатом городе были и «посады, деревни, палаты, дворцы».

Иностранцы, послы и путешественники, оставившие свои записки о Москве,

считали ее по пространству и населению городом, превосходящим Лондон,

Париж. Но это был по преимуществу деревянный город. Среди деревянной Москвы

выделялись немногие каменные здания, большей частью церкви. Но, наконец, на

рубеже XVIII и XIX веков градостроительные указы о каменном строительстве в

Москве, начали достигать свои цели. Началось строительство усадеб, дворцов,

домов купцов и промышленников.

Пройдем по улицам района,

Мы много встретим здесь чудес:

Вот дом — старинный и огромный,

Здесь раньше пышный был дворец.

Миллионеры знатно жили

И крепостные им служили,

Когда пришел Наполеон,

Был штаб французский размещен.

И вот уж более 100 лет,

Вельмож в усадьбе больше нет.

Она народу отдана,

Больница в ней размещена.

В 1798 году на бывшей Николо-Болвановской (ныне Интернациональной) улице

в обширном владении богатейшего заводчика того времени Ивана Родионовича

Баташова, на территории около 3-х гектар, был построен великолепный дворец,

до сих пор являющийся архитектурным украшением не только Интернациональной

улицы, но и всей Москвы.

В создании замечательного памятника русской архитектуры принимал участие

крепостной архитектор М. Кисельников по проекту выдающегося зодчего Р.

Казакова, построенный в стиле классицизма. Главное здание усадьбы, боковые

флигели, ограда, ворота со львами поражают своей гармоничностью, строения

оформлены лепными украшениями, роскошным тонким орнаментом. Особое внимание

обращает на себя стилевое разнообразие элементов декора. Так, например,

маски под окнами главного фасада второго этажа и женская головка несут

типично русские черты, тогда как в рельефах, фигурах черты римских

патрициев. Чем это вызвано? Известно, что на заводах Баташова широко

поощрялось создание своих кадров художников. Имелась своя художественная

школа, по окончании которой, ученики посылались в Италию для продолжения

образования и, таким образом создавались кадры лепщиков-скульпторов,

вносивших при выполнении работ в классические сюжеты чисто русские

элементы.

Во время оккупации Москвы наполеоновским войском в 1812 году, дворец

сильно пострадал, т. к. в нем расположился Маршал Мюрат со своим штабом.

На восстановление усадьбы было потрачено 300 тысяч, по тем временам сумма

огромная.

В 1818 году (единственная наследница) внучка Баташова вышла замуж за

генерала Д. Шепелева, получив в приданое дворец, который в архивных делах

первой половины XIX века стал называться «Шепелевским дворцом».

Дочь Шепелевых Анна вышла замуж за Льва Голицина и этой усадьбой они

владели до 1876 года, потом усадьба Голициным была передана Совету

общественного призрения, «который преобразовал усадьбу в Яузскую больницу,

а в 191 году переименовали в «Медсантруд» (название профсоюз медицинских

работников того времени).

С первых дней своего существования больница оказывав помощь бедному

населению Москвы.

В конце XIX века отмечалась высокая заболеваемость особенно инфекционными

болезнями, это заставило в 1882 год на территории больницы построить три

двухэтажных корпус для «эпидемических больных».

История больницы сохранила имя блестящего организатора больничного дела

врача Ф. И. Березкина, который в 190. году в течение многих лет был

основным хирургом и главным врачом Яузской больницы. По его инициативе на

деньги, пожертвованные миллионером Неокладновым А. В., в 1911 году была

выстроена амбулатория, а в 1913 году открыто хирургическое отделение и

операционная в 3-х этажном здании, пристроенном к главному корпусу. В том

же году открыли паталого-анатомическое отделение.

Необходимо вспомнить и о том, какую роль сыграла больница в годы Великой

Отечественной войны. В тяжелые годы больница стала передовым хирургическим

госпиталем площадью 1000 коек.

В 1943 году в госпитале впервые в Советском Союзе начали применять

пеницилин для лечения раненых, изучалось действие его при различных видах

ранений на органы больного.

Больница и сейчас продолжает строиться, построен терапевтический корпус,

в 1972 году — неврологический.

В настоящее время больница оснащена новейшим оборудованием, врачи

используют при лечении больных самые последние достижения медицинской

науки.

На улице домов старинных ряд,

Как памятники прошлого они стоят.

Всю улицу заветной зоной объявили

Чтоб мы наследие тех предков сохранили.

Участок между нынешними Б. Коммунистической (бывшей Алексеевской),

Таганской (бывшей Семеновской) улицами принадлежал крупнейшему Московскому

купцу-откупщику М. И. Гусятникову, который в начале XIX века застраивается

каменными 2-х этажными рядами, домами с лавками внизу и проездами во двор.

В нашем районе старых дворянских владений почти не было, строительство

вели сами купцы, которые строили на «господский манер». Это отразилось и в

архитектуре зданий.

В конце XIX века и в начале XX века большинство домов района принадлежало

двум богатейшим семьям: Морозовым и Алексеевым. Почти каждый дом на Большой

Коммунистической улице представляет собой архитектурную ценность и стоит

под Государственной охраной.

Станции Метро

«ТАГАНСКАЯ»

1). Станция метро Кольцевой линии открылась в 1950 году. (арх. К. Рыжков.

А. Медведев). Вестибюль имеет выход на Таганскую площадь. Эскалаторные

туннели разделены промежуточным залом, купол которого украшен панно «Салют

Победы» (худ. А. Ширяева). Пилоны станционного зала облицованы светлым

мрамором и украшены майоликовыми скульптурами, отражающими эпизоды Великой

Отечественной войны.

2). Станция метро Таганско-Краснопресненской линии открыта в 1966 году

(арх. Н. Алешина. Ю. Вдовин). Сооружена по типовому проекту. Пилоны

станционного зала облицованы розовым и красным мрамором, стены — белой и

черной глазурованной плиткой. В оформлении зала использованы чеканные панно

на тему покорения космоса — «Икар», «Космонавт» (худ. Э. Ладыгин). Пол

выложен серым и красным гранитом. Станции связаны подземными переходами со

станцией «Марксистская».

«КИТАЙ-ГОРОД»

3 января 1971 года была открыта первая очередь станции метро «Китай-

город» (бывшая «Площадь Ногина»). Полностью вступила в строй 18/ХII 1975

года (арх. А. Ф. Стрелков).

Станция состоит из двух залов, соединенных переходным мостиком, ведущим к

выходу коридором. Колонны и стены залов отделаны светлым мрамором желтого и

серого цвета. Полы выложены гранитом и мрамором.

«ПРОЛЕТАРСКАЯ»

Станция метро Таганско-Краснопресненской линии открылась в 1966 году.

Архитекторы Ю. А. Коменикова, Ю. В. Вдовин. Выходы со станции — по

подземным переходам, расположенным на площади Крестьянской заставы, вблизи

Крутицкого вала у начала Волгоградского проспекта.

В отделке станционного зала использован белый мрамор. Путевые стены

облицованы белой и черной глазурованной плиткой и декорированы вставками из

анодированного под бронзу алюминия. Пол выложен серым и черным гранитом. В

декабре 1998 г. открыт переход на станцию Крестьянская застава.

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Это станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1966 году.

Архитекторы — В. Г. Поликарпова, А. А. Марова. Сооружена по типовому

проекту. Выходит на станции — по подземным переходам по обе стороны

Волгоградского проспекта. В отделке станционного зала использован розовый

мрамор. Путевые стены покрыты глазурованной плиткой, украшены

металлическими панно, сюжеты которых посвящены Сталинградской битве 1942-

1943 годов (скульптор Э. М. Ладыгин). Пол выложен серым гранитом.

«РИМСКАЯ»

Это станция метро Люблинской линии открыта в декабре 1995 года.

Архитекторы Л. Н. Попов, Н. В. Ростегняева, Дж. П. Имбриги и А. Куатроччи

(итальянские специалисты). Выходы по подземным переходам на площадь

Рогожская застава.

Станция новой конструкции без подплатформенных помещений в среднем зале,

с устройством сплошной монолитной плиты, на которую опираются колонны и

стены. Для облицовки колонн и пилонов использованы мрамор различных пород,

алюминиевый профиль, которым подшит подвесной потолок. Тема оформления

станции «Римские достопримечательности». Итальянскими художниками и

скульптором Л. Л. Берлиным выполнены 4 медальона и композиция «Фонтан».

Южный торец платформы соединен лестницей и 4 эскалаторами с подземным

вестибюлем, связанным с существовавшим и ранее переходом, ведущим к станции

метро «Площадь Ильича» Калининской линии.

«ПЛОЩАДЬ ИЛЬИЧА»

Эта станция метро Калининской линии открыта в 1979 году. Архитекторы — Л.

Н. Попов, В. И. Клоков. На станции сооружены вестибюли (арх. И. Г.

Петухов), переходы ведут к выходам на площадь Энтузиастов, к площади

Рогожская застава. Стены станционного зала облицованы красным, цоколи

путевых стен — светлым мрамором. Пол выложен серым, черным, красным

гранитом. На станции установлен барельефный портрет В. И. Ленина (ск. Н. В.

Игомский). Со станции переход ведет на станцию «Римская» Люблинской линии.

Использовавшаяся Литература:

«Обзорно-историческая справка по Таганскому району» М., «ВИКРА»,2000г.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.