реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Олигополия - (курсовая)

реферат
p>Подставив этот объем выпуска в уравнение цены спроса на продукцию лидера, найдем равновесную цену:

    P* = (a + (b + 2) l) / (2(b + 2)) = a / (4 + 2b) + l / 2.

Иной характер приобретает лидерство на олигопольном рынке гетерогенного блага. Дифференциация продукта ослабляет взаимозависимость олигополистов. Специфическое положение олигополиста на рынке гетерогенного блага связано, в частности, с двумя обстоятельствами. Во-первых, спрос на его продукцию представляется ломаной линией, показанной на рис. 4. При изменении цены в интервале{Р’, Р’’}монополистический конкурент находится в положении монополиста. Но если он поднимет цену на свою продукцию вышеР’’, то часть его покупателей уйдет к конкурентам, т. е. будет покупать другую разновидность данного блага. Поэтому по ценеP2 у него купят не Q2, a Q1. Соответственно, если цена будет ниже Р’, например P1, то за счет привлечения части покупателей своих конкурентов рассматриваемая фирма сможет продать не Q3, а Q4. Во-вторых, конкуренция между олигополистами, производящими дифференцированные блага, сопровождается вертикальным смещением кривой спроса на их продукцию. Обнаружив уменьшение спроса на свою продукцию, олигополисты в отличие от монополистических конкурентов снижают не объем выпуска, а цену. Когда одна из фирм опускает цену нижеР, тогда ее конкуренты, обнаружив отток покупателей, тоже снизят цену и вернут потерян

    Рис. 4. Кривая спроса олигополии
    на рынке гетерогенных благ в
    коротком периоде.

ных покупателей. В результате инициатор снижения цены по цене Р1 (рис. 4) сможет продать только Q3. Это означает, что кривая спроса на его продукцию сместилась вниз. Поэтому олигополист на рынке гетерогенного блага видит перед собой постоянно смещающуюся ломаную кривую спроса (рис. 5). Таким образом, если на рынке монополистической конкуренции воздействие конкурентов на рыночную позицию отдельной фирмы проявляется в виде горизонтального смещения кривой спроса на ее продукцию, то на олигопольном рынке гетерогенного блага влияние конкурентов на рыночную позицию отдельного производителя выражается в виде вертикального сдвига кривой спроса на его выпуск. Остановимся на этом подробней.

В алгебраическом виде функция спроса на продукцию олигополиста, производящего гетерогенное благо, записывается так:

    a - bP + c (P’’ - P), если P > P’’,

Q^D = a - bP, если P’’ >= P >= P’, a - bP + c(P’’ - P), если P’ > P

    Рис. 5 Кривая спроса олигополии
    на рынке гетерогенных благ в
    длинном периоде.

На олигопольном рынке гетерогенного блага зависимость спроса на продукцию одной фирмы от цен на продукцию ее конкурентов проистекает из взаимозависимости границ монопольных участков кривых спроса, т. е. от взаимозависимости значений Pi’, Pi’’. Рассмотрим это на примере двух фирм: А и В. На рис. 6 изображены кривые спроса на их продукцию. До тех пор пока фирма меняет цену в своем интервале {Р’, Р’’}, объем выручки ее конкурента не изменяется. Но если, например, фирма В снизит цену до РB, 1 < рв', то увеличение спроса на ее продукцию в размере, представленном отрезком h, произойдет за счет части бывших клиентов фирмы А. Поэтому при системе цен pa, o, pb, i объем продаж фирмы А сократится на величину h. На рис. 6 это отображается тем, что фирма А“соскочила” со своего монопольного участка кривой спроса. Чтобы возвратить покинувших ее покупателей (возвратиться на монопольный участок кривой спроса), фирме Анужно снизить цену на свою продукцию. Так объясняется смещение кривой спроса на продукцию фирмы вниз(da, o —>^ da, 1).

Поскольку приращение объема спроса за счет “чужих” покупателей у одной фирмы равно сокращению объема спроса у другой, то выход за пределы монополистического участка кривой спроса одной

фирмы сопровождается аналогичным выходом другой. По мере того как цена на продукцию одной фирмы приближается к своему нижнему значению Р’, кривая спроса второй фирмы смещается так, что исходная цена на ее продукцию приближается к своему верхнему значению Р’’. Но если при установлении равенства РB = РB’ одновременно достигается и равенство РA = РA’’, то границы монопольных участков кривых спроса на продукцию фирм находятся в следующем соотношении: (PA’’ - PA) / (PA - PA’) = (PB - PB’) / (PB’’ - PB)

Это соотношение определяет расстояние сдвига кривой спроса на продукцию одного производителя гетерогенного блага при изменении цены на продукцию его конкурента.

Смещение кривых спроса на продукцию олигополистов отражает тот факт, что в ходе “войны цен” фирмам удается сохранить свой контингент покупателей. В результате смещения кривых спроса цена равновесия на олигопольном рынке гетерогенного блага всегда оказывается внутри интервала{Р’, Р’’}, т. е. на монопольном участке кривых спроса. При такой рыночной структуре нет постоянного лидера, доминирующего над остальными конкурентами по объему производства или средним затратам. Лидером выступает та фирма, которая лучше других ориентируется в конъюнктуре рынка и предлагает цену, наиболее выгодную для производителей в данный момент. Такое лидерство, в отличие от доминирующего, называется барометрическим. Барометрический лидер не приобретает долговременных преимуществ перед другими фирмами, функционирующими в отрасли.

    1. 6. Твердость цен и ломаная кривая спроса.

Неизменность цены можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что их соперники не последуют за любым приростом цены. В то же время они предполагают, что те последуют за любым снижением их цены. При этих обстоятельствах кривая спроса, как ее воспринимает каждая отдельная фирма, имеет странную форму. Берется уже установленная цена. Допустим, что фирмы отрасли, думают, что спрос на их товар будет весьма эластичным, если они поднимут цены, т. к. их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Однако они исходят и из того предположения, что, если они понизят цены, то спрос станет неэластичным, т. к. остальные фирмы тоже понизят цену. Резкое изменение эластичности спроса фирмы при установленной цене дает кривую ломаной формы.

    Рис. 7
    Р
    А МС2
    МС1
    D
    Q`
    MR

Рис. 7 изображает ломаную кривую спроса и предельного дохода. Отметим резкое падение предельного дохода, когда цена опускается ниже Р, т. е. установленной цены. Это происходит из-за резкого падения поступлений, когда фирма снижает свою цену в ответ на снижение цены конкурентов. Фирма, которая понизит цену потеряет в валовом доходе, т. к. предельный доход становится отрицательным, т. к. спрос неэластичен при ценах ниже установленной цены.

На рис. 7 максимальные прибыли соответствуют размеру выпуска, при котором MR=MC Кривая предельных затрат - МС1. Следовательно, максимизирующим прибыль выпуском будет Q` ед. , а ценой - Р`. Теперь предположим, что цена одного из ресурсов, необходимого для производства товара, возрастает. Это смещает кривую предельных издержек вверх с МС1 до МС2. Если после увеличения предельных издержек кривая МС2 все еще пересекает MR на участке ниже т. А, то фирма не изменит ни цену, ни выпуск. Точно также сокращение предельных издержек не приведет к каким-либо изменениям.

Устойчивость цены будет поддерживаться только при приростах затрат, которые не смещают кривые предельных издержек вверх настолько, чтобы пересекать кривую предельного дохода выше т. А, т. к. больший прирост предельных издержек приведет к новой цене. Тогда будет существовать новая кривая спроса с новым изломом. Излом сохраняется, только если фирмы остаются при своих убеждениях относительно реакции их конкурентов на цены после того, как установится новая цена.

    Лидерство в ценах
    Рис. 8.
    Гр. А
    MC
    Pl
    Dn D
    MRn
    ql qd
    Гр. В
    MC=Sf
    Pl
    qf

Лидерство в ценах - обычная практика на олигополистических рынках. Одна из фирм (не обязательно самая крупная) действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, что и лидер, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.

Лидирующая фирма предполагает, что другие фирмы на рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Они решат максимизировать свои прибыли при цене, установленной лидером как данную. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, т. к. лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную.

Рис. 8 показывает, каким образом определяется цена при частичной монополии. Лидирующая фирма определяет свой спрос, вычитая то количество товара, которое продают другие фирмы при всех возможных ценах, из рыночного спроса. Кривая рыночного спроса D показана на рис. 8 на гр. А. Кривая предложения всех прочих фирм - Sf показана на гр. В (рис. 8). Количество товара, предлагаемое конкурентами фирмы-лидера, будет возрастать при более высоких ценах. Фирма-лидер реализует менее значительную долю рыночного спроса при более высоких ценах.

На рис. 8 видно, что при цене Pl выпуск составляет qd ед. При этом кривая спроса на гр. В показывает, что количество товара, предлагаемое другими фирмами, будет равно qf=qd- ql. Количество товара, на который есть спрос на рынке, оставшееся для господствующей фирмы (“чистый спрос”), составляет ql ед. Эта точка находится на кривой спроса Dn. Кривая спроса тогда показывает, какой объем продаж может надеяться осуществить лидирующая фирма при любой цене после вычета продаж, произведенных другими фирмами.

Фирма -лидер максимизирует прибыли путем выбора цены, которая делает предельный доход от удовлетворения чистого спроса, MRn, равным ее предельным издержкам. Следовательно, цена лидера равна Р1, и фирма-лидер продаст ql ед. продукции по этой цене. Прочие фирмы принимают цену Р1 как данную и выпускают qf ед. Лидерство в ценах можно также объяснить опасениями части меньших фирм насчет ответной реакции лидирующей фирмы. Это верно, когда лидирующая фирма может производить при более низких издержках, чем ее менее крупные конкуренты. Когда такое положение дел имеет место, то меньшие фирмы могут колебаться - снижать ли цену ниже лидера. Они понимают, что, хотя от снижения цены они выигрывают временно в продажах, но они проиграют войну цен, которую развяжет более крупная фирма, т. к. у них более высокие издержки и, следовательно, их минимальная цена выше, чем у более крупной фирмы.

Меньшие фирмы на олигополистических рынках пассивно следуют за лидером иногда и потому, что они полагают , что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Они не уверены насчет будущего спроса на свою продукцию и рассматривают изменение цены лидером как признак изменения спроса в будущем.

    1. 7. Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль.

Фирмы на олигополистических рынках могут устанавливать цены таким образом, что потенциальным новым производителям на рынке было невыгодно начать на нем торговлю. Для достижения этой цели фирмы на рынке могут устанавливать цены, которые не максимизируют их текущие прибыли. Вместо этого они устанавливают цены с таким расчетом, чтобы удержать новых производителей от входа на рынок и оказания понижающего воздействия на будущие прибыли.

Фирмы либо сговариваются, либо следуют примеру других фирм при установлении таких цен, которые могли бы предотвратить вступление на рынок “чужаков”. Для достижения этой цели они оценивают минимально возможные средние издержки любого нового потенциального производителя и предполагают, что любой новый производитель примет цену, установленную существующими фирмами, и будет ее придерживаться.

График А на рис. 9 показывает кривую LRAC потенциального нового производителя на олигополистическом рынке. Если фирма не может надеяться на цену на свой товар, равную по меньшей мере P`=LRACmin, то она сможет получать экономическую прибыль, войдя на рынок. График В (рис. 9) показывает рыночный спрос на товар. Предположим, что существующие в отрасли фирмы организуют картель, чтобы максимизировать текущую прибыль. Тогда они установят цену Pm, соответствующую выпуску, при котором MR=MC. При этой цене продавалось бы Qm штук товара, и существующие фирмы делили бы общий выпуск между собой. Однако, поскольку Pm > LRACmin потенциальных новых производителей, то картель обречен на провал, если только не существует барьера для входа на рынок. Следовательно, фирмы знают, что устанавливать монопольную цену тщетно. При монопольной цене больше фирм войдет на рынок и предлагаемое для продажи количество товара возрастет, следовательно, цена и прибыли упадут.

    Рис. 9.
    гр. А
    P`=
    LRACmin
    Гр. В
    Pm MC
    P`
    MR D
    Qm Ql

Ценой, ограничивающей вход на рынок, является цена, достаточно низкая, чтобы предотвратить появление на рынке в качестве продавцов новых потенциальных производителей. Предположим, что кривые средних издержек фирм выглядят так же, как и у новых производителей. В этом случае любая цена выше P` спровоцирует вход “чужаков”. Следовательно, фирмам отрасли придется удерживать цену на уровне P`=LRACmin. По этой цене они продадут Ql продукта, что больше, чем они продали бы, если бы цена была достаточно высокой, чтобы способствовать вступлению на рынок новых фирм, но тогда они получают нулевую экономическую прибыль.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.