реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История ОАО "ГАЗ" - (реферат)

реферат
p>Достойный вклад в обеспечение победы советских воинов под Сталинградом внёс коллектив Горьковского автомобильного. 19 декабря автозаводцы рапортовали Родине о досрочном выполнении плана 1942 года. В оставшиеся дни фронт получил дополнительно значительное количество боевой техники и боеприпасов. В 1942 году автозаводцы выпустили продукции в 1, 5 раза больше, чем в 1941 году. Выработка на одного рабочего возросла на 35%.

Уже в первые дни войны на автозаводе, как и по всей стране, началось могучее движение по созданию фонда обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолётов, танков, пушек и другой боевой техники. Рабочие, инженеры, техники принимали решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в этот фонд вознаграждения.

Осенью 1941 года автозаводцы одними из первых в Горьковской области начали сбор тёплых вещей для воинов Красной Армии. 10 сентября“Горьковская коммуна” опубликовала письмо коллектива автозавода. “Мы, - писали автозаводцы, - обращаемся ко всем трудящимся области с призывом принять вместе с нами активное участие в обеспечении Красной Армии всем необходимым для ведения войны в зимних условиях. В каждой семье найдётся тёплая вещь, которая может быть полезна бойцу. Сдавайте её в фонд Красной Армии”. С сентября 1941 года по февраль 1942 года трудящиеся автозавода собрали для воинов 22 тысячи различных тёплых вещей и белья. К Новому году, Первому мая, 7 ноября автозаводцы посылали на фронт любовно приготовленные подарки, тёплые, сердечные письма.

Широкий размах приобрело на автозаводе патриотическое движение по сбору средств на строительство авиаэскадрилий и танковых колонн. “Пусть мои трудовые рубли тяжёлым молотом обрушатся на голову фашистского зверя, помогут Красной Армии нанести ему смертельную рану”, - заявил на митинге кузнец Елизар Васильевич Куратов. К середине января 1943 года автозаводцы собрали на строительство авиаэскадрилии имени В. П. Чкалова и танкового корпуса“Советский танкостроитель” 5 125 тысяч рублей.

    * * *

Лето 1943 года принесло тяжёлые испытания воинам Красной Армии и труженикам тыла.

4 июня 1943 года в 23 часа 40 минут была объявлена воздушная тревога. На завод, освещённый вражескими ракетами, упали фугасные и зажигательные бомбы. Горели кузнечные и литейные цехи, дома соцгорода, административные здания. Перебиты водопроводы, нечем было тушить возникшие пожары. На многих цехах вспыхнула маскировочная деревянная обшивка, рушились ажурные конструкции цехов. Осколком от бомбы выведена из строя подстанция, принимающая электроток от Горэнерго. Завод объят пламенем. Начальник 2-го термического цеха в годы войны К. Н. Шаганова вспоминает: “Ощущение, когда губят дело твоих рук, жизни твоей. Я даже не знаю, как вам это передать. Не думайте, что это приукрашено, - но мы о жизни тогда не думали. Первая бомбёжка сорок третьего меня застала дома, потому что мы жили уже более или менее спокойно: сорок третий год, немцы уже там, у Орла. И вот ночью - сигнал воздушной тревоги, а самое главное - огненно светило. От этого света мы и проснулись. Они повесили осветительные ракеты над заводом и над соцгородом.

Первое стремление - бежать на завод. Никто не заставлял, ничего не говорил, просто другого порыва не было… Подбежала когда к цеху - всё горит. Горит весь завод, горит мой цех. ” [2 “Горьковский Автомобильный”, Москва, изд. “Мысль”, 1981] А вот слова Пасхина Ивана Алексеевича, работника Горьковского автозавода с 1934 года:

“В июне месяце 1943 года сгорел колёсный цех. Тогда завод методично каждый день фашисты бомбили все цеха и литейные и шасси, а главный конвейер превратился в сплетение скрюченных конструкций. Особенно страшно горел цех шасси, где в каждом станке было залито масло. Но мы колёсный цех видели своими глазами как он горел. У него несущие конструкции крыши и стен были деревянные и от цеха остались одни столбы. Колёсный цех был союзного значения так как колёса делались на все типы автомобилей и потому на второй же день для восстановления цеха были брошены большие специалисты и монтажники и через 10 дней цех начал работать, крыши, стен нет, а оборудование работает и начали выходить колёса. Фашисты давно добирались до колёсного цеха, видимо разведка засекла этот цех как производящий не только колёса, но и снаряды для гвардейских миномётов и в феврале 1943 года в глухую полночь одиночный фашистский самолёт прорвался на завод и сбросил 6 бомб, одна из них попала в термичку цеха, одна в мотор №2 где погибло много рабочих. В колёсном убило молодую девушку и несколько человек ранило участок реактивных снарядов не пострадал. Травильное отделение колёсного цеха имело сплошь стеклянные стены и чтобы замаскировать освещение стены обшили тёсом ещё в начале войны и вот в 1943 году от сброшенной зажигалки этот тёс сухой как порох превратился в пылающую мишень для бомбёжки и опять посыпались бомбы на травилку где разбили цистерны с серной кислотой и на наш склад пробив в нескольких местах подкрановые пути и разметав штабели с металлом. Помещение конвейера также было разбито… Завод почти не оборонялся на высокой части ШИК стояла какая-то хлопушка с расчётом на девчат, около колёсного цеха стоял пулемёт на треноге. Он конечно самолёт сбить не мог, но светильники на парашютах сбивал ловко… За июнь месяц разбомбили много цехов осталась целой только ТЭЦ это к нашему счастью. ” [3 Пасхин И. А. “Горьковский автозавод в годы мирного развития и военное время 1934-1968 г. г. ”, архив ГАЗа (орфография и пунктуация автора сохранены). ] В первый день налёта на автозавод было сброшено более 100 фугасных бомб, были выведены из строя паровая кузница ковочных машин, цех шасси, главный конвейер, частично рессорный цех, кузница №3 и другие цеха. В автозаводском посёлке было разрушено несколько домов, детский сад, ясли, больница.

Ночь с пятого на шестое июня. Второй ожесточённый налёт воздушных пиратов. Новые разрушения, новые очаги пожара, новые жертвы.

Третья ночь. Третий раз - воздушная тревога. И снова над заводом гирлянда осветительных ракет. Снова вой фугасных и зажигательных бомб. Снова искорёженные формы цеховых пролётов, металлоконструкций, груды дымящихся развалин. Снова пожары, новые жертвы. И вновь самоотверженная героическая борьба автозаводцев за свой родной завод, за его корпуса и цехи, за его жизнь, за его будущее. В минуту суровой опасности они проявляли величайшую стойкость и мужество, вместе с отрядами МПВО энергично ликвидировали очаги пожаров. В результате прямого попадания загорелся участок маслохозяйства цеха шасси. Быстро распространявшийся огонь угрожал взрывом баку с маслом. Старший мастер Б. Т. Федорычев, рискуя жизнью, предотвратил взрыв бака, выкатив его из-под огня, тем самым спас от разрушения находившееся поблизости ценнейшее оборудование. Находясь на посту у склада боеприпасов, боец охраны Грекова была отброшена взрывной волной разорвавшейся бомбы. Очнувшись, она не растерялась и потушила зажигательную бомбу, чем предотвратила неминуемый взрыв. Во время бомбёжки в третьем механическом цехе неожиданно вспыхнули электролампы. Необходимо было немедленно выключить свет. Три раза взрывная волна сбивала с ног работника ОТК П. С. Прохорова, но, рискуя жизнью, он добрался до электрощита и выключил рубильник.

Подлинный героизм и мужество проявляли медицинские работники. Политрук медсанвзвода И. К. Лесных в ночь с 5 на 6 июня обнаружил бомбоубежище, в котором завалило десятки людей. Не дожидаясь, пока прекратится бомбардировка, взвод быстро раскопал бомбоубежище и спас находившихся там людей. Во время бомбёжек были и тяжёлые утраты. На боевом посту погиб директор филиала автозавода Герасим Кузьмич Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, новаторы производства Григорий Иванович Масленников и Иван Леонтьевич Лышнов. Посмертно они были награждены орденом Отечественной войны I степени. Бережно сохраняя память о прославленных товарищах, автозаводцы назвали их именами улицы, рабочие посёлки.

Но фашисты по-прежнему продолжали свои налёты. С 4 по 22 июня 1943 года гитлеровцы методично в одно и то же время появлялись над автозаводом. Автозаводу был нанесён значительный ущерб. Многие цехи были разрушены или основательно повреждены, выведен из строя ряд энергосооружений, серьёзно повреждены магистральные коммуникационные сети, нарушен поточный производственный цикл. Всего на предприятии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тысяч метров конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тысяч комплектов электроаппаратуры и приборов и др. Но тем не менее завод-гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы: “Красное Сормово”, “Двигатель революции”, “Красная Этна”, авиационный завод имени Орджоникидзе и другие предприятия. На восстановлении завода счёт шёл на дни и на часы. Всеми владела одна мысль как можно быстрее поднять разрушенные цехи и корпуса, отстроить родной завод, пустить производство на полную мощность.

В героические дни восстановления в ходе социалистического соревнования возникло движение за скоростной ремонт оборудования, инициатором которого была бригада слесарей Султана Ибрагимова из ремонтно-механического цеха. Новый, прогрессивный метод, применённый патриотами, опроверг технические расчёты, которые показывали, что на ремонт выведенных из строя станков необходимо затратить 2 282 тысячи человеко-часов, что требовало более 3 тысяч ремонтников. Каждый член бригады выполнял определённую операцию: малоквалифицированные рабочие производили разборку станков и очистку деталей, ремонтники средней квалификации - шабровку плоскостей и сборку узлов, бригадир занимался окончательной сборкой и отладкой станка. Вместо 40-50 дней бригада С. Ибрагимова отремонтировала первый станок за 9 дней, второй - за 8, третий - за 6, четвёртый - за 5 дней. В исключительно короткие сроки было отремонтировано 50 станков. [4 Все данные получены из словаря-справочника “Горьковчане в Великой Отечественной войне”, Волго-Вятское книжное издательство, © 1990] Большое значение получило замечательное движение мастеров, старых кадровых рабочих - вставать в свободное время за станки и трудиться рядовыми рабочими. Инициатором соревнования стал мастер А. Н. Воронов. В начале июля он обратился ко всем мастерам инструментально-штампового цеха с призывом явиться в выходной день в цехи и встать к станкам. Вызов приняли 126 мастеров. Опытные производственники поистине творили чудеса. А. Н. Воронов, работая на трёх станках, выполнил норму на 825%; не отставали от него мастера А. Ф. Удод, В. И. Любимов, Н. А. Немыкин и другие. 126 патриотов сделали в этот день норму 500 человек. В следующее воскресенье за станками уже работали 400 мастеров. Соревнуясь, они выполняли по 6-8 норм. В один из выходных дней мастер А. Ф. Удод дал 860%, В. Ф. Фокин - 800, А. П. Соколов - 720, В. Я. Павлов - 625%. Четыре мастера заменили труд 30 человек. Молодые рабочие гордились трудовыми достижениями наставников. Молодёжь стремилась овладеть секретами совершенства своих профессий.

Замечательных успехов добился коллектив 2-го литейного цеха. На него была возложена задача обеспечить траками всю танковою программу завода. Раньше этот объём работы полностью выполнялся трема литейными цехами. По инициативе сталевара Л. З. Бронникова в июльские дни развернулось движение за скоростные плавки. Используя внутренние резервы литейщики добивались исключительно высоких показателей. 27 июля литейщики цеха №2 дали 6 плавок вместо обычных 3-5 в сутки, 17 августа - 7 плавок, 7-8 сентября - 8 плавок. Скоро они стали давать по 12 плавок. Коллективы других литейных цехов подхватили почин. 25 сентября литейщики цеха №3 выдали 11 плавок, 9 октября - 13, высший рекорд - 18 плавок в сутки.

Скоростные плавки резко повысили технико-экономические показатели. Если ранее выработка на одного рабочего в цехе №2 составляла 9, 2 тонны металла, то при скоростном методе работы - 46 тонн; затраты времени на одну плавку с 315 минут сократились до 83; расход электроэнергии на 1 тонну жидкого металла с 1300 кВтЧч до 613. Аналогичные показатели были в 3-м литейном цехе. Автозаводцы, восстанавливая завод, одновременно наращивали темпы производства. И вот 18 августа 1943 года все цехи Горьковского автозавода работают. В июле производственная программа выполнена на 127%. Заводу вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

Подлинный трудовой героизм проявляли строители. Десятки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объявили себя фронтовиками, не выходили со строительных площадок пока не перевыполняли сменное задание в 1, 5-2 раза. За это время автозаводцы стали выпускать бронированный автомобиль БА-64 улучшенной конструкции с широкой колеёй, грузовой автомобиль с модифицированной кабиной. Возобновили выпуск легковой полноприводной машины ГАЗ-67, осваивалось производство самоходных установок СУ-15. В октябре первые самоходные установки с маркой Горьковского автозавода ушли на фронт.

28 октября 1943 года в Государственный Комитет Обороны автозаводцы и строители отправили рапорт о восстановлении завода.

За досрочную ликвидацию последствий налётов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за совершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 года был награждён вторым орденом орденом Красного Знамени.

Завод продолжал набирать силы. Непрерывным потоком шли на фронт танки и самоходные установки, броневики и автомобили, минометы и боеприпасы.

    * * *

Победа Красной Армии под Курском завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны. К ноябрю было освобождено почтисоветской территории, захваченной немецко-фашистскими оккупантами. Но несмотря на это для победы необходимо было не ослаблять, а наоборот ещё более наращивать темпы производства новых видов вооружений. Именно поэтому на Горьковском автомобильном продолжались бои за дальнейшее увеличение выпуска продукции. По всей стране были известны доблестные дела фронтовой бригады Василия Шубина. Её коллектив добился в один из дней невиданной на заводе рекордной выработки. Производственное задание было выполнено на 1134%. Он сам дал за смену 25 норм, затыловщик Василий Пыльнов выполнил задание на 1778%, шлифовальщик Евгений Родионов - на 1186%. Такая высокая производительность возникала в результате правильно организованного труда, уплотнения рабочего дня, внедрения рационализаторских предложений, перехода на многостаночное обслуживание, совмещение профессий. Бригадир в совершенстве владел четырьмя специальностями, Е. Родионов и В. Пыльнов - тремя. За годы войны В. Шубин выполнил 24 годовые нормы. За военные годы бригада изготовила сверхплановой продукции почти на 1 миллион рублей.

Коллектив завода с честью справлялся со своими обязательствами. Производственная программа IV квартала 1943 года по товарной продукции была выполнена на 121%. Годовой план был завершён досрочно, 17 декабря. По итогам всесоюзного социалистического соревнования в 1943 году автозаводцам 9 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и первая премия. Творческая мысль рабочих, инженеров, техников настойчиво изыскивала неиспользованные внутренние резервы, выдвигала новые эффективные предложения по совершенствованию технологического процесса, рационализации труда, увеличению выпуска боевой продукции. Это было тем более необходимым, так как производственная программа на 1944 год по сравнению с предыдущим годом была увеличена автозаводу на 25%.

Большой экономический эффект был получен при усовершенствовании технологии термической обработки одного из трудоёмких изделий. Ранее только на нагрев в камерных нефтепечах затрачивалось не менее 5 часов, загрузка представляла исключительно трудоёмкий процесс. Инженеры М. И. Борисов и Г. И. Масленников сконструировали и изготовили электроагрегат, в котором изделие под закалку нагревалось токами высокой частоты. Нагрев производился в течение всего 11-12 минут, то есть время нагрева изделия под закалку сокращалось в 25 раз. Значительно повышалась производительность труда. Количество квалифицированных рабочих уменьшилось на 15 человек. Расход мазута сократился в 3 раза. В 1943 году автозаводцы внедрили 7250 рационализаторских предложений, в 1944 году - 17100. Экономический эффект от рационализаторских предложений составил соответственно 17, 7 и 31, 7 миллионов рублей.

“Всё для фронта! Всё для победы! ”- под этим лозунгом развивалось и ширилось социалистическое соревнование, в котором участвовало более 90% автозаводцев. Под этим лозунгом наращивались темпы производства 1900 двухсотников и трёхсотников, 1000 многостаночников, 1250 совмещающих профессии. Под этим же лозунгом действовали 915 фронтовых бригад. Защитники родины высоко оценили их самоотверженную работу. В апреле 1945 года на имя руководителя фронтовой бригады А. Ф. Удода пришло письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. “Горячо поздравляю Вас и весь состав Вашей фронтовой бригады с замечательными достижениями, которых Вы добились своим самоотверженным трудом, - писал Маршал автозаводцам. - воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый наш боец так же знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведёт в бою и принесёт нашему народу полную победу над врагом. Сейчас, когда победа уже близка и Красная Армия сражается под стенами Берлина, требуется ещё немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага.

Уверен, что ваш прекрасный опыт станет примером для других и поможет всему коллективу завода добиться новых, ещё больших успехов в героическом труде для дела победы”.

Победа ковалась не только в цехах завода, но и в конструкторских бюро. Выдающимися конструкторами, новаторами в области танкостроения и разработки других машин военного назначения показали себя А. А. Липгарт, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, Н. А. Астров, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов, Н. И. Ефимов, технолог Н. Ф. Денисюк. За выдающиеся работы в области танкостроения и оборонной техники они были удостоены в годы войны Государственной премии.

В начале 1945 года творческими усилиями главного конструктора А. А. Липгарта, начальников бюро А. М. Кригера и Ю. Н. Сорочкина, ведущего конструктора А. Д. Просвирнина, конструкторов В. Н. Борисова, С. А. Зислина, Д. М. Гороховского, Л. В. Косткина, Н. Г. Мозохина и других были созданы новые грузовые автомобили ГАЗ-53 с 6-цилиндровым двигателем взамен устаревшей модели ГАЗ-АА, ГАЗ-63 с двумя ведущими мостами, легковой автомобиль М-20 (“Победа”) с новым 4-цилиндровым двигателем. Опытные образцы этих автомобилей были представлены правительственной комиссии и утверждены для производства. Сводки Совинформбюро приносили радостные вести. Советские воины штурмовали логово врага - Берлин. И вот она, долгожданная победа! Ночью в 2 часа 10 минут раздался спокойный и торжественный голос диктора, возвестившего о победоносном окончании Великой Отечественной войны. Весть молниеносно разнеслась по цехам автозавода. Все, кто работал в ночной смене, ликующе, со слезами радости обнимали друг друга, поздравляли: “Победа! Победа! ”

Два часа спустя под грифом “экстренно”вышел приказ по заводу. Это был, пожалуй, самый короткий за всю войну приказ №293. Он был срочно размножен и расклеен во всех цехах и отделах и передан по заводскому радио. Директор завода И. К. Лоскутов поздравлял коллектив с великой победой. День 9 мая объявлялся полным нерабочим днём для всех цехов и отделов. Родина высоко оценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. 16 сентября 1945 года коллектив Горьковского автозавода был награждён третьим орденом Отечественной войны I степени.

Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны. За успехи во всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО. Перед священным Знаменем автозаводцы торжественно клялись отдать все силы, а если потребуется - и жизнь во имя победы. Красное знамя ГКО как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение. Используемая литература.

    “Горьковский автомобильный”, Москва, “Мысль”, 1981.

“Производственное объединение ГАЗ”, Москва, “Мир искусства”, 1991. Словарь-справочник “Горьковчане в Великой Отечественной войне”, Волго-Вятское книжное издательство, ©1990. “Труд и подвиг историю пишут”, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1981. “Горьковский автомобильный”, Москва, Профиздат, 1964.

    Большое количество материалов из архива музея ОАО “ГАЗ”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.