p>• проблема международной торговли услугами: долгое время предоставление услуг воспринималось как нечто сопутствующее традиционной торговле товарами, но в начале 80-х годов возросла самостоятельная роль сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, туризм, перевозки). В настоящее время около 20% мировой торговли и 60%[3] производства приходится на сферу услуг. Между тем, отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системахстатистичесокй отчетности и др, что на данном этапе является тормозом на пути международного обмена услугами.
• другой проблемой является функционирование системы ГАТТ.
Переговоры должны были привести в соответствие организационную основу ГАТТ с растущей ролью в международной торговле. Как развитые капиталистические страны, так и большинство развивающихся стран считают необходимым укрепление ГАТТ как международной организации и повышение эффективности его деятельности путем усиления механизма контроля за выполнением принимаемых решений. Также предстояло обсудить вопросы обеспечения наблюдения со стороны ГАТТ за торговой политикой и практикой участвующих в нем стран и воздействием торговой политики и практики на функционирование многосторонней торговой системы, повышения общей эффективности и улучшения процесса принятия решений в ГАТТ, в частности путем более активного привлечения к его работе министров, укрепления связи ГАТТ с международными валютно-финансовыми организациями. Укрепление организационного механизма ГАТТ способствует также внесение в программу ГАТТ предложения о совершенствовании и усилении правил и процедур урегулирования споров. К "старым" проблемам можно отнести в основном те, которые связаны с вопросами, касающимися развитых и развивающихся стран, а также противоречий, связанных с правовым статусом: • уровень таможенно-тарифного обложения: несмотря на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран составила 5%, средние показатели далеко не полно отражали реальную ситуацию. В Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10 %, приходилось соответственно 17, 1 и 16, 0%[3] общего количества тарифных позиций. Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т. е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была низкая доля "связанных" ( т. е. не изменяемых в большую сторону ) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, а у развивающихся стран - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки. • торговля сельскохозяйственной продукции: этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГАТТ под предлогом "особой социальной значимости" и "обеспечения продовольственной безопасности", что в последствие позволило вводить количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию. Подобные односторонние права служили постоянным источником конфликтов с другими странами, лишенными такого права, в том числе и с конкурентноспособными производителями сельскохозяйственной продукции. -также, проблемой развивающихся стран можно назвать мировую торговлю текстилем и одеждой, в которой они обладают сравнительным преимуществом. В начале 60-х годов ими было принято долгосрочное соглашение, переросшее в последствии в многосторонее соглашение по текстилю, в соответствии с которым развитые страны устанавливали жесткие импортные квоты на текстильную продукцию (приходящуюся в основном на развивающиеся страны), при повышении которых ввоз товаров просто запрещался. • процедура введения защитных мер: теоретически страны-члены ГАТТ имеют право вводить импортные ограничения, если неожиданное увеличение импорта создает угрозу "ущерба" национальной экономике. Но введение таких ограничений обусловлено целым рядом условий (увеличении импорта других товаров с целью сохранения прежнего объема товаров), а также должно осуществляться на основе наибольшего благоприятствования. В действительности же подобные ограничения требовалось вводить лишь в отношении одной или нескольких стран. • став авторитетной международной организацией, насчитывающей в то время более 115 стран, на долю которых приходилось свыше 90%[4] объема мировой торговли, юридически ГАТТ в течение четырех десятилетий существовало как соглашение небольшой группы стран на основе Протокола о временной применении, действующего до вступления МТО в силу. Постоянные разногласия вызывал и сам Протокол, поскольку страны-основатели ГАТТ получили право применения нетарифных мер в "той степени, в которой это не противоречит существующему законодательству". • соглашения, созданные в ходе "токийского раунда", создали следующую проблему: к этим соглашениям присоединились лишь страны, считавшие это для себя необходимым, в результате чего однородная до того (в смысле объема взаимных прав и обязанностей) система ГАТТ оказалась "размытой".
VI.
Все заключенные соглашения условно можно разделить на два крупных блока: соглашения о доступе на рынки и соглашения и договоренности по институционным вопросам, т. е. по новым механизмам международной торговой системы. Вопросы доступа на рынки - помимо снижения таможенных пошлин 2/5[5] импортируемой продукции, к которой можно отнести медикаменты, медицинское оборудование, мебель, строительное и сельскохозяйственное оборудование, игрушки, пиво, бумагу, будет совершенно освобождено от таможенных пошлин; - было решено снизить к 2005 году большинство квот и тарифов на текстильную продукцию и одежду, что откроет рынок экспорта развивающимся странам; - также было достигнуто соглашение относительно услуг, экспорт которых за последние 18 месяцев достиг 1 миллиарда долларов[6]: было принято соглашение по торговле услугами; - по защите прав интеллектуальной собственности было принято следующее: авторское право будет сохраняться влечение 50 лет, патенты - 20 лет[7]. Кроме того, страны-члены должны предусмотреть в своем законодательстве уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание торговых знаков. Это положет конец бесконтрольному использованию открытий другими людьми. - все нетарифные меры, ограничивающие доступ сельскохозяйственной продукции на внутренние рынки подлежат "тарификации", после чего уровень защиты подлежит снижению в среднем на 36% в течение шести лет. При этом минимальное снижение по позициям должно составлять 15%[8]. Все ставки таможенных тарифов на сельскохозяйственную продукцию объявляются неизменными в одностороннем порядке. Меры национальной политики по поддержанию сельскохозяйственного производства, оказывающие отрицательное воздействие на торговлю, должны быть сокращены по специальной методике на 20%.
Вопросы по институциональным вопросам
Улучшение условий доступа на рынки недостаточное условие для устойчивого роста международной торговли и мировой экономики в целом. Важным элементом является предсказуемость торгово - политических режимов государств в отношении импорта товаров и услуг. Поэтому второй блок, гарантирующий стабильность договорно-правовой основы международной торговли, играет все большую роль. К нему можно отнести Всемирную Торговую Организацию ( ВТО ). Это новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений, которая будет включать в себя обновление ГАТТ, ГАТС и все остальные соглашения, заключенные в ходе этого раунда переговоров. В состав ВТО будут входить так называемые механизм обзоров-торговой политики и механизм разрешения споров. ВТО получит полный правовой статус международнойорганизации. Членом ВТО может стать страна, присоединившаяся к "уругвайскому раунду".
VII.
Наиболее широко используемые протекционистские меры, применяемые во всем мире нетарифные барьеры, наносившие такой значительный урон международным экономическим отношениям, что в ходе "уругвайского раунда" было решено запретить их. Однако, Россия еще не готова к снятию барьеров, а также к принятию некоторых соглашений. прочему? Сейчас Россия имеет статус наблюдателя, однако, став одной из сторон разнообразых многосторонних соглашений по продаже товаров и услуг, помимо выигрышей, создаст России множество проблем: -будучи одним из основных экспортеров металлами и топливом Россия будет в выигрыше до тех пор, пока она сможет избегать количественных ограничений. Также она сможет избежать антидемпинговых барьеров, так какиз-за дешевых российских товаров Россия уже не раз упомяналась. - помимо этого, подписав соглашения, России придется открыть свой рынок иностранным товарам, однако, сразу возникает вопрос: "сможет ли Россия выдержать их конкуренцию? ". В реальности России придется открыть рынок через 6-10 лет[9], в лучшем случае даже позже, но сможет ли наша страна достигнуть международных стандартов и накопить достаточно опыта к тому времени. - кроме того, растут издержки производства: если раньше российские товары быликонукурентноспособны благодаря низким ценам на топливо и сырье, то сейчас уровень цен быстро приближается к мировому. Западные компании предполагают, что в ближайшем будущем российские цены будут даже выше средних мировых. - что касается установленного "уругвайским раундом" снижения государством субсидий на сельскохозяйственные продукты, то Россия вряд ли сможет уложиться в намеченные сроки. Таким образом мы видим, что у России далеко не благоприятное положение, тем более, что нужно будет принять все необходимые соглашения, а не выборочно. Но, с другой стороны, не открыв хотя бы один из своих рынков, Россия не сможет воспользоваться достижениями "уругвайского договора".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Развитие мировой торговли постоянно ставит перед нами ряд проблем, к которым только ищутся подходы. Здесь и усиливающаясярегионализация международной торговли, и неурегулированность вопросов конкурентной политики, и расширяющаяся пропасть между развитыми и развивающимися странами, и взаимосвязь торговли и охраны окружающей Среды. Однако, приятно признать, что годы напряженной работы не прошли напрасно. И хотя итоги переговоров более чем сотни стран - это неизбежный плод компромиссов и уступок. Тем не менее соглашения, вошедшие в силу 1 июля 1995 года должны привести к значительному расширению сферы действия рыночных сил, ускорению структурной перестройки. Кроме того, введение новых правил, созданных в ходе "уругвайского раунда", на экономическую арену принесет его участникам к 2002 году выигрыш в размере 200-300 миллиардов долларов, из которых около 90 миллиардов долларов[10] пойдет на развивающиеся страны и бывшие социалистические страны. 1] - Э. П. Бабин, Л. Д. Градоватова, "Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых капиталистических стран", - "Учебное пособие, кафедраМЭО и БЭС", стр. 40. 2] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ. ), "Will Russia play GATT? " -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48. 3] - А. Полуэктов, "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешняя торговля N 5", стр. 25. 3] - А. Полуэктов, "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешнаяя торговля N 5", стр. 25. 4] - А. Полуэктов, "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешнаяя торговля N 5", стр. 26. 5] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ. ), "Will Russia play GATT? " -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48. 6] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ. ), "Will Russia play GATT? " -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48. 7] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ. ), "Will Russia play GATT? " -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 49. 8] - А. Полуэктов^ "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешнаяя торговля N 5", стр. 21. 9] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ. ), "Will Russia play GATT? " -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 49. 10] - Y. Shishkov, Ph. D. (Econ. ), "Will Russia play GATT? " -"Delovie Lyudi" No. 6, стр. 48.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Э. П. Бабин, Л. Д. Градоватова. "Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых капиталистических стран", -"Учебное пособие, кафедра МЭО и БЭС", 1991, М. 2. У Shishkov. Ph. D. (Econ. ). "Will Russia play GATT? " - "Delovie Lyudi No. 6, 1994", М. 3. А. Полуэктов. "Многосторонняя система ГАТТ: до и после "уругвайского раунда", - "Внешняя торговля N 5", 1994, М. 4. И. Дюмулен. "Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила", - "Внешняя торговля N 8", 1993, М. 5. Н. Плаксин. "Международный торговый центр ЮНКТАД \ ГАТТ", - "Внешняя торговля N 1", 1988, М. 6. А. Туйгунов. "Как вступают в ГАТТ? ", - "Внешняя торговля N 6", 1990, М. 7. С. А. Отрешко. В. А. Огнивцев. "Цели и позиции основных стран-участников нового раунда торговых перерговоров в ГАТТ: основные цели нового раунда, позиции главных участников переговоров", -"Приложение к БИКИ N 8", 1987, М.
Страницы: 1, 2
|