реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Бизнес-план предприятия: проблемы и пути решения - (курсовая)

реферат
p>В принципе можно все фазы, которые следуют за оценкой и принятием решений, не относить к области задач планирования. Спорным является также рассмотрение фаз разработки целей и принятия решения как фаз планирования. Автор же исходит из того, что фазы разработки целей, постановки проблем, поиска альтернатив, прогнозов, оценки и принятия решений входят в процесс планирования. Мероприятия, которые проводятся после выбора задания плана, т. е. исполнение плановых показателей, выявление фактических показателей, сравнение плана и факта, анализ отклонений, а также принятие мер по корректировке следует обобщить под названием “управление исполнением”. Таким образом, данный термин включает само управление, лежащее меду планированием и конечной реализацией, общий контроль, а также обеспечение исполнения решения. Контроль, таким образом, образует одну из фаз управления исполнением. Следует отметить, что некоторые из указанных фаз заново появляются в процессе планирования и этим позволяют принимать предварительные решения (более низкого порядка) на всех фазах, которые предшествуют фазе принятия решений. Кроме того, отдельные фазы могут быть многократно пройдены в виде подциклов, что ведет к пересмотру ранее планируемых результатов. Периодичность и многократность прохождения фаз повторяются между всеми иерархическими уровнями предприятия и делают планирование, а также контроль, важными инструментами управления. Виды планирования можно квалифицировать по ряду признаков. Эти признаки таковы: временной горизонт;

    функциональная направленность;
    иерархия планирования и ряд других.

Длительность времени, на которое составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана совпадает с началом реализации плана. Конец реализации плана может наступить также и до окончания плана. С учетом временного горизонта различают: краткосрочное планирование (менее 1 года);

    среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет);
    долгосрочное планирование (более 5 лет).

Приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли. Кроме того, жизненный цикл продукта, состояние НИОКР, а также возможность замены продукции также влияют на указанные сроки. По признаку функциональной направленности, с которой соотносится планирование, можно выделить: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование. В зависимости от того, на какие цели развития предприятия направлено планирование (иерархия планирования) различают три уровня: стратегическое планирование;

    тактическое планирование;
    оперативное планирование.

Иногда эти три уровня планирования приравниваются к трем вида планирования по соотносимому временному пространству (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное). Такое соотношение, однако, некорректно, так как стратегическое, тактическое и оперативное планирование характеризуются рядом других признаков. Наряду с временным пространством рассматриваются также такие признаки, как степень дифференцированности, точность использованной информации, а также структурные недостатки проблем планирования (см. таблицу 1): Таблица 1. Признаки планирования в зависимости от цели

    Структурные признаки
    стратегическое
    тактическое
    оперативное
    ддифференцируемость
    слабая сильная (общий план) (много частных планов)
    Детализация
    глобальные параметры детальные параметры
    Точность
    низкая высокая
    Временной горизонт
    долгосрочный краткосрочный
    Структурные недостатки

слабо структурированные четко структурированные проблемы проблемы

Таким образом, для успешного развития на рынке, предприятие должно иметь систему финансового планирования. В эту систему обычно включают: стратегическое планирование;

тактическое планирование (чаще всего – бизнес-планирование); бюджетирование (текущее, оперативное планирование).

Однако единого подхода в этом вопросе нет и разные экономисты включают различные ступени планирования. Так некоторыми авторами [6 М. М. Алексеева “Планирование деятельности фирмы” – с. 18. ] предлагается следующая схема плановой системы: стратегическое рамочное планирование (только глобальные цели); долгосрочное планирование (конкретизирует программы инвестиций); среднесрочное планирование (создание предпосылок для реализации инвестиционных программ); бюджетное планирование (разработка по деталям точный проект); скользящее краткосрочное планирование (покрывает временное пространство в 21 месяц с подразбивкой на месячные или квартальные планы). Однако как было сказано выше, сведение иерархии планирования до временных горизонтов недопустимо. В заключение данного вопроса необходимо также отметить, что планы убывающих уровней в системе планирования последовательно вытекают один из другого. Формально тактический план выводится из стратегического, являясь его детализацией, а оперативный – из тактического. Подобная зависимость называется соотносимостью планов.

Говоря о роли и месте бизнес-плана в системе планирования на предприятии, необходимо подчеркнуть, что бизнес-план – это, прежде всего, документ. Документ, наделенный специфичными, только ему присущими чертами. Между тем, о бизнес-плане нельзя говорить, и это очень важно, как о строго регламентированном документе. Бизнес-план – это план развития. При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т. д. К основным целям бизнес-плана обычно относят:

бизнес-план определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности; конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей; обеспечивает внешние инвестиции.

Последнее утверждение подчеркивает, что бизнес-план, в отличие от ранее описанной системы планирования на предприятии, учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Помимо инвесторов заинтересованными лицами могут являться потенциальные потребители и поставщики фирмы. Таким образом, бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не ограничивается каким-либо одним видом планирования, вне зависимости от выбранного признака классификации: временной горизонт, функциональная направленность или иерархия планирования. Тем не менее, бизнес-плану все же присущи в достаточной мере устойчивые признаки в соответствии со стоящими перед ним задачами: бизнес-план не может включать весь комплекс общих целей предприятия, а лишь одну из них, ту, которая связана с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Бизнес-план – это всегда инвестиции (развитие). Нет инвестиций – не может быть и бизнес-плана (в отличие от других видов планирования, например стратегического); в отличие от стратегического и тактического плана, бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены; в бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т. п. ) в отличие от всех других видов планов, являются полноправными, равновесными частями структуры. Таким образом, в данном разделе было дано определение понятию “планирование”, приведены его признаки, дана классификация по различным признакам. Определена его главная цель - выявление средств, альтернатив, оценка рисков и вероятностей достижения целей и выбор соответствующих мероприятий. В соответствии с этим определено, что бизнес-план есть не что иное, как план развития с присущими только ему целями. А потому ни один из видов планов в системе планирования на предприятии не заменяет бизнес-планирования. В то же время бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия и соответствует общим принципам планирования.

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

2. 1. Бизнес-план как процесс реализации инвестиционного замысла Важным условием развития предприятия в соответствии с избранной экономической и стратегией является его инвестиционная активность. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами. Характеризуя экономическую сущность инвестиций, следует отметить, что в современной литературе это понятие иногда трактуется слишком узко, идентифицируя понятие “инвестиции” с понятием “капитальные вложения”. Инвестиции в данном случае рассматриваются как вложение капитала в воспроизводство основных средств – как производственного, так и непроизводственного характера. Вместе с тем инвестиции могут осуществляться и в прирост оборотных активов и в отдельные виды нематериальных активов. Во многих определениях инвестиций отмечается, что они являются вложением денежных средств. Однако инвестирование капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах – движимого и недвижимого имущества, финансовых инструментов, нематериальных активов и т. п. Таким образом, инвестиции представляют собой вложения капитала во всех его формах с целью обеспечения его роста в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных (чаще всего социальных) задач. Многообразие форм и видов инвестиций, осуществляемых предприятием, порождает их классификацию по различным признакам: по объектам вложения, характеру участия, периоду инвестирования уровню риска и ряду других. Процесс осуществления инвестиций представляет собой инвестиционную деятельность предприятия, которая является одним из важных объектов финансового управления и характеризует обоснование и реализацию наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия. Следует также отметить, что инвестиционная деятельность также является главной формой реализации экономической стратегии предприятия. Лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность, именуется инвестором. Инвесторы классифицируются по следующим признакам: по направленности основной хозяйственной деятельности (индивидуальный и институциональный инвестор); по целям инвестирования (стратегический и портфельный инвесторы); по принадлежности к резидентам (российский и иностранный) и ряду других.

В аспекте рассматриваемой темы интересует, прежде всего, процесс реального инвестирования, т. е. вложения капитала в воспроизводство объектов, связанных с осуществлением операционной деятельности предприятия. Формы реального инвестирования могут быть сведены к трем основным: капитальное инвестирование (строительство, реконструкция, модернизация и т. п. ); инновационное инвестирование;

    инвестирование прироста оборотных средств.

Выбор конкретных форм реального инвестирования предприятия определяется задачами, направленными на расширение объема операционного дохода, возможностями внедрения новых технологий, а также потенциалом формирования инвестиционных ресурсов. Специфический характер реального инвестирования и его форм предопределяют некоторые особенности его осуществления на предприятии. При высокой инвестиционной активности предприятия с целью повышения эффективности управления реальными инвестициями разрабатывается специальная политика такого управления. Политика управления реальными инвестициями представляет собой часть общей инвестиционной политики предприятия, обеспечивающая подготовку, оценку и реализацию наиболее эффективных реальных инвестиционных проектов. Процесс формирования политики управления реальными инвестициями предприятия осуществляется в разрезе следующих основных этапов (Таблица 2): Таблица 2. Формирование политики управления инвестициями

Анализ состояния реального инвестирования в предшествующем периоде Определение общего объема реального инвестирования в предстоящем периоде Подготовка бизнес-планов реальных инвестиционных проектов.

    Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов.
    Определение форм реального инвестирования.
    Формирование портфеля реальных инвестиций.

Обеспечение реализации отдельных инвестиционных проектов и инвестиционных программ. Из представленной схемы видно, что разработка бизнес-плана реального инвестиционного проекта, является непременным условием для последующей оценки его эффективности и определения формы реального инвестирования. Кроме того, бизнес-планирование является ключевым моментом в создании предпосылок для формирования портфеля реальных инвестиций. Все формы реального инвестирования проходят три основные стадии (фазы), составляющие в совокупности цикл этого инвестирования: прединвестиционная стадия, в процессе которой разрабатываются варианты альтернативных инвестиционных решений, проводится их оценка и принимается к реализации конкретный их вариант; инвестиционная стадия, в процессе которой осуществляется непосредственная реализация принятого инвестиционного решения; постинвестиционная стадия, в процессе которой обеспечивается контроль за достижением предусмотренных параметров инвестиционных решений в процессе эксплуатации объекта инвестирования. Основу прединвестиционной стадии цикла реального инвестирования и составляет подготовка бизнес-плана. В разрезе отдельных форм реального инвестирования предприятия разрабатываемые бизнес-планы классифицируются по ряду признаков: по целям инвестирования (изменения объемов выпуска, ассортимента, снижение себестоимости, повышение качества и т. п. ); по уровню автономности реализации (независимые от реализации других бизнес планов, зависимые); по срокам реализации;

    по объему необходимых инвестиционных ресурсов;
    по источнику финансирования и ряду других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.