Анализ хозяйственной деятельности - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
1. АХД как предмет изучения, содержание, предмет и задачи курса. Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы ПП-я и позволяет предвидеть хоз и коммерч ситуацию для достижения конечной цели ПП-я, как правило, получение максимальной прибыли. Методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон деят-сти ПП-я, которые приобретают особую важность в условиях рынка, конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовой устойчивости при надежности ПП-я как партнера. В усл рын экономики приобретут вес методы, направленные на прогнозирование производственно-хоз деят-сти, на выработку рекомендаций для принятия продуманных и обоснованных решений. Одним из новейших направлений в развитии теории и практики учета, контроля и АХД ПП-я за рубежом является контроллинг, который определен как концепция информации и управления. Контроллинг как наука связан с управлением регулирования деятельности, причем не только ПП-я, но и в более широком понимании - бизнеса. В наст время контроллинг определяют как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деят-ти фирмы. В отличие от ревизии он ориентируется на текущие результаты деят-ти и не связан с документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хоз активов и операций. В разных странах и фирмах по-разному подходят к системе структурной организации контроллинга. Так, в США в большинстве случаев котролер - это комм директор ПП-я, которому подчинены отделы и службы внешнего учета ( фин бухгалтерия), производственной бухгалтерии, ревизии, организации производства, страхования и, зачастую, информац-вычислит центры. На наибольших ПП-х с огранич ответственностью главный контролер яв-ся руководителем фирмы, ее менеджером, основная служба контроллинга - это бух-ия. Основная задача контролеров заключ-ся в поиске и предложении идей, позволяющих концерну повысить экон эффект-сть своей хоз деят-ти. С развитием рын отношений в Украине и спецификой деят-ти малых форм предпринимательства назрела необходимость в проведении анализа показателей, характ-их фин деят-сть ПП-я на основе отчетных документов - баланса и приложений к нему.
2. Пользователи инф-ции об эк состоянии ПП-я.
Сущ-т несколько групп людей, к-е должны или хотят знать инф-ю о деят-ти ПП-я: 1) Руководство компании: это люди, назначяемые владельцами коипании для осущ-я оперативного упр-я ее деят-ю. Им необх-ма инф-я о фин сост-и компании - как о текущем, так о об ожидаемом. Имея такую инф-ю, они обеспеч-т эфф-е упр-е ПП-м и принимают действенные управленч-е и плановые реш-я. 2) Акционеры компании, т. е. ее владельцы. Они оценивают, насколько эфф-но администрация выполняет свои функции. Им необх-мо знать, насколько прибыльно менеджеры ведут дела компании и сколько прибыли они могут себе позволить изъять из дела для собст-х нужд. 3) Коммерч партнеры : поставщики, у которых компания приобретает товары в кредит, и потребители, которые покупают у компании товары и услуги. Поставщикам необ-мо иметь инф-ию о том, способна ли компания оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том, что комп-ия явл-ся надежным источником поставок и ей не грозит крах. 4) Кредиторы компании: это может быть банк, позволяющий комп-ии иметь овердрафт и представляющий долгосрочную ссуду. Банку необходимо быть уверенным в том, что комп-ия сможет выплачивать % и в конечном итоге погасить ссуду. 5) Налоговое управление: ему необх-мо иметь инф-ию о прибыли комп-ии для опред-ия сумм налогов, к-ые комп-ия обязана уплатить. 6) Служащие комп-ии: они должны иметь право на инф-ию о фин положении комп-ии, так как от него зависят и карьера и размер з\п. 7) Фин аналитикии консультанты, кот-ым необ-ма инф-я для их клиентов и публики. Например, торговцам фондовыми ценностями необ-ма инф-я для консультирования инвесторов по вопросам приобретрения акций и др ц\б; агенствам кредитной инф-ии необходимы данные для консультирования потенциальных поставщиков комп-ии; журналистам - для их читателей и т. д. 8) Общественность имеет законное право на инф-ию о комп-ии, так как деят-ть последней влияет на членов общ-ва - налогоплательщиков, потребителей, местных жителей - в вопросах экологии, занятости и т. д. В большей или меньшей степени учетно-бух-я инф-ия оформл-ся в виде фин отчетов для удовлетворения информационных потребностей этих групп. Руководителям ПП-я необходима наиболее полная инф-ия для принятия планово-управленческих решений естественно, они имеют особый доступ к инф-ии ПП-ий, так как одной из их функций яфвл-ся организация подготовки всех необходимых внутр отчетов. 3. Источники информации о ФХ полож ППя, их стр-ра и назнач-е. С развитием рын отнош-ий в нашей стране и спецификой деят-ти малых форм предпринимательства назрела необходимость в проведении анализа показателей, характ-их фин деят-сть ПП, на основе отчетных документов - баланса и приложений к нему. Бух баланс ПП строится по данным бух учета и представляет собой основн фин отчет ПП-я, характер-ий его фин состояние на опред период времени (день, декада, месяц). Этот отчет делится на две части, одна из кот-ых характ-ет опред вид хоз средств - актив, другая - их источники - пассив (А=П! ) .
Осовными статьями актива явл-ся: Устойчивые активы (основной капитал)
основные фонды (земля, строения, здания, станки и оборудование) инвестиции (долгосрочные)
нематериальные и правовые ценности ( неосязаемые активы) оборотные активы (текущие активы) производственные запасы, товары расходы буд периодов. Ден средства, расчет др активы Ден средства Ц\б Фактурные задолженности (принимаемые счета)
Противоположностью статьям актива явл-ся статьи пассива, из кот-ых выделяют следующие:
Собственный капитал (стоимость имущ-ва ПП): основной капитал, выделенный учрелителями дополнительный капитал резервы нераспределенная прибыль Долгосрочные кредиты банковские кредиты облигации, долговые обязательства Текущая задорлженность: фактурные обязательства (оплачиваемые счета ); задолженность по з\п;
задолженность перед бюджетом и др внебюджетными фондами (выплачиваеьые налоги);
вексельные обяз-ва (оплачиваемые векселя); кредиторская задолженность;
Текущие обяз-ва охватывают задолженность ПП-я, которая д б погашена, как правило, в короткий срок, не позднее, чем в течение 12 месяцев. Отчет фин рез-тов (отчет о прибыли и убытках) показ-ет доходы или убытки, а также затраты и прибыль, достигнутые ПП-м в теч опред-го периода (чаще всего года). Как правило, этот расчет имеет ступенчатую форму, исходным пунктом кот-го явл-ся прибыль, полученная от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг - брутто, а заключением - прибыль-нетто. Следует отметить, что баланс и учет фин рез-тов показ-ют соотв связь с ост фин отчетами (отчеты о движении ден наличности, об источнике и исп-ии фондов). Увеличение или уменьшение прибыли по отношению к прошедшему периоду, как и вовлечение в деятельность ПП, оказывает существенное влияние на развитие и дальнейшее упрочнение его фин положения.
7. Расчет и анализ показателей рентабельности.
Рентабельность ПП - его спос-ть приращения вложенного кап-ла. Показатели рентабельности могут принимать форму брутто, охватывая в числителе прибыль перед уплатой % и налогообложением или охватывая только чистую прибыль. Этот второй вариант будет основой дальнейшего рассмотрения. 1) уровень общей рентабельности = прибыль на единицу имущества, деленная на активы и умноженная на 100 % ; 2) рентабельность оборота = прибыль на единицу произв-го товара, деленная на валовую выручку от реал-ии без НДС (оборот) и умноженная на 100 % 3) число оборота кап-ла = валовая выручка, деленная на активы Таким образом уровень общей рентабельности равен рентабельности оборота, умноженной на число оборотов кап-ла (25-30 % у нас, 7 % в кап странах). Уровень общей рентабельности характеризует, сколько прибыли комп-ия получает на единицу своего имущ-ва.
Другие показатели рентабельности:
1) рентабильность активов = прибыль в распоряжении ПП (Ф N 2), деленная на среднюю величину активов (расчетную) и умноженная на 100 %
2) текущие активы: товарно-мат запасы дебеторская задолженность ден средства и краткоср ц\б
Рентабельность текущих активов = прибыль в распоряжении ПП (Ф N 2), деленная на среднюю величину текущих расчетов (расчетну), умноженная на 100 % 3) Рентабельность инвестиций = прибыль чистая, деленная на (собственный капитал + долгосрочные обязательства), умноженная на 100 % = прибыль в распоряжении ПП-я (Ф N2), деленная на (валюта баланса минус краткосрочные обязат-ва), умноженная на 100 % Показатель отражает эффективность использования средств, инвестируемых в комп-ию. Уровень инв-ций - 30-40% 4) Рентабельность инвестир-го кап-ла = прибыль до уплаты налогов и % , деленная на (собственный капитал + заемный капитал), умноженная на 100 % 5) Рентабельность продаж (реализованной прод-ции) = чистая прибыль / объем продаж, умножить на 100% = (прибыль в распоряжении ПП (формула № 2) / выручка от реализации (ф. №2)) умножить на 100%. Этот показатель показывает, какую прибыль имеет ПП с каждой денежной единицы реализации; конкурентноспособность своего товара примерно равна - 5-10%. 6) Рентабельность собственного капитала = прибыль после выплаты % / собственный капитал, умножить на 100% = чистая прибыль / собственный капитал, умножить на 100 %. Рентабельность собственного капитала указывает на величину прибыли, полученную с каждой денежной единицы, влложенной в ПП. Рентабельность собственного капитала = прибыль в распоряжении ПП (ф. №2) / источники собственных средств (1-й раздел пассива), умножить на 100%. 7) Рентабельность собственных средств = (1 — ставка налога / 100) умножить на общую рентабельность + плечо рычага. 8) Эффект рычага (плечо рычага) = (1 — ставка налога / 100) умножить на (ОР — ССП) умножить на (заемные средства / собственные средства), где ОР — уровень общей рентабельности; рентабельность активов
ССП — средняя ставка % за пользование заемных средств
Нормальная рентабельность собственных средств —25-- 40%. Хорошо, когда рентабельность собственных средств больше экономической рентабельности.
8. Расчет и анализ показателей доходности
1)Кэфф. покрытия товара = величина покрытия / валовая выручка, умножить на 100%, где величина покрытия товара составляет сумму тех средств, часть которых идет на покрытие постоянных издержек, а другая— в прибыль. Средняя величина покрытия товара = цена реализации единицы товара — величина средних переменных издержек на единицу продукции. Коэфф покрытия товара отражает, какую долю валовой выручки занимают валовые издержки и выручки (эк смысл). Понижение этого показателя может определяться след причинами: - понижение цены реализации;
- увеличение средних переменных издержек;
- ухудшение структуры сбыта, т. е. снижение акцента при реализации товара с относительно высоким коэфф покрытия в пользу товаров с относительно низким коэфф покрытия. 2) Бесприбыльный оборот = постоянные издержки / коэфф покрытия, умножить на 100%. Показываеьт тот уровень оборота, при котором ПП не будет иметь прибыль, т. е. если постоянные издержки равны переменным. Бесприбыльный оборот соответствует такому объему реализации, при котором величина прибыли до начисления % = 0. При бесприбыльном обороте величина покрытия в стоимостном выражении соответствует постоянным издержкам. Бесприбыльный оборот (порог рентабельности) = постоянные издержки умножить на валовую выручку / величина покрытия Порог рентабельности = непропорциональные (постоянные) затраты / рез-т от реализации сверхпропорциональных затрат в относительном выражении = (непропорциональные затраты + прибыль) / коэфф покрытия.
3)
а) Запас надежности (в абсолютных единицах) = валовая выручка — бесприбыльный оборот б) Запас надежности (в относительных единицах) = (валовая выручка — бесприбыльный оборот ) / валовая выручка, умножить на 100% Он характеризует уязвимость ПП со стороны возможного понижения валовой выручки. Запас фин прочности может быть расчитан через порог рентабельности: Запас фин прочности = выручка от реализации — порог рентабельности 4) Дополнительный (критический) объем производства товаров = бесприбыльный оборот (в ден единицах) / цена реализации единицы товара Получаем счетные единицы ( кол-во товара). Ниже этого кол-ва ПП не выгодно произволить. Критический объем (Vк) = V + C, где V — переменные расходы, С — постоянные. Если S — цена товара, то доход ПП (V) можно определять: Vк = а * Vк + C, где а = V / S — это коэфф пропорциональности. Таким образом, критический объем через цену товара в ден выражении: Vk = C / ( 1 — а). Пусть qk — объем реализации продукции, тогда: Vk = qk * S = C / (1 — a), отсюда следует qk= C / ((1 — a) * S) Влияние изменения величины постоянных расходов на критический объем: D qkc = C’ / ((1 — a) * S) — C0 / ((1 — a) * S) = D C / ((1 — a) * S), где С’ — предполагаемые поятоянные расходы, С0 — текущие постоянные расходы. Влияние изменения величины переменных расходов на критический объем: Dqkv = C’ / ((1 — V’/ S) * S) — C / ((1 — V0 / S) * S = C(1/(S — V’)— 1 / S — V0)), где V’ — предполагаемые переменные расходы, V0 — текущие переменные расходы. Влияние изменений продожной цены на критический объем:
Страницы: 1, 2
|