осуществления ремонта судов стран ЧЭС;
развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области
автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой области;
расширение железнодорожного сообщения между странами ЧЭС, включая
строительство железнодорожных вокзалов; развитие портового хозяйства;
налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;
комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — биологических,
минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения
в устьях рек региона;
сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рациональном
использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических
объектов, строительстве газо- и нефтепроводов, модернизации
нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу
Черного моря по приему нефти и газа, введении в действие новых и
реконструкции действующих угольных предприятий с внедрением нового
поколения горных машин, развитии работ по использованию нетрадиционных
источников энергии;
сотрудничество в техническом перевооружении металлургических предприятий
стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в т.ч. использовании нового поколения
машин непрерывной разливки стали; модернизация прокатного оборудования с
целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка,
компьютеризация и автоматизация производственных процессов с целью
улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного
бассейнов;
развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС;
сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности путем
образования совместных предприятий по выпуску тароупаковочных материалов,
продуктов детского питания; техническое переоснащение табачной,
кондитерской и масложировой отрасли и организация серийного производства
технологического оборудования для этих отраслей, включая производство
запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации;
участие в конверсии оборонной промышленности, перевод ее на массовое
производство качественных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и
приватизации предприятий;
развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение надежной
телефонной связи между странами Причерноморья; реализация проекта по
строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией,
Румынией и Украиной;
кооперация в развитии унифицированной таможенной системы стран региона,
создание полноценной системы многосторонних расчетов и возможной
последующей организации Черноморского платежного союза;
сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов приватизации,
предпринимательства, укрепления малого и среднего бизнеса.
Участие в причерноморской интеграции ни в коей мере не противоречит
экономическим интересам Украины, которая по своему потенциалу и
геополитическому положению в Европе является важным партнером для любого
европейского государства.
Шестилетний период становления и развития организации доказывает ее
перспективность и благотворное влияние на вошедшие в объединение страны.
Представляющими интерес для Украины отличительными чертами ЧЭС являются:
широкое разнообразие природных ресурсов, огромные запасы нефти и газа, а
также других сырьевых материалов;
большой интеллектуальный потенциал, наличие большого числа
высокообразованных специалистов, ученых, институтов, оснащенных передовыми
научными технологиями;
значительный рынок высоко- и низко квалифицированной рабочей силы,
конкурентоспособной в сравнении с рабочей силой в других регионах;
потребительский рынок в 330 млн. чел., на котором существуют устойчиво
высокий спрос на очень многие виды товаров и услуг и большой их дефицит;
регион потенциально крайне привлекателен для развития международного
туризма благодаря богатому историческому и культурному наследию и
уникальным природным условиям.
Украина располагает всем необходимым для включения ее в процессы
регионализации международного сотрудничества. Это, прежде всего, ее
выгодное геоэкономическое положение.
Инвесторы отдельных стран при прочих равных условиях предпочитают
вкладывать капитал в соответствующие прибрежные зоны и приграничные районы
Украины, где начала формироваться инфраструктура для международного
бизнеса.
Применительно к Украине причерноморское сотрудничество должно
рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти о
сотрудничестве территорий, непосредственно выходящих к Черному морю и в
хозяйственном отношении тесно связанных с ним. Этот уровень развития
регионального сотрудничества берет свое начало из древней приграничной и
прибрежной торговли.
В широком смысле — это означает включение в сотрудничество всего
экономического пространства страны. Базисом для него является увеличение
разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей
территории.
ЧЭС — это живой организм, постоянно изменяющийся и создающий новые
возможности для делового мира Украины.
2. Перспективные партнеры Украины
2.1 Страны АТР и Африки
Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику, Украина стремится
развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами.
Важным для Украины является развитие внешнеэкономической деятельности
с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в настоящее
время проживает почти половина человечества, вырабатывается свыше 55%
товарной продукции мира и сосредоточено примерно 40% объема мировой
торговли. Это — один из богатейших и наиболее передовых регионов в области
новейших технологий и их внедрения в жизнь. Вышеперечисленное обусловливает
необходимость расширения присутствия Украины в этом регионе. Более активная
ориентация Украины в настоящее время на Запад, связанная с возможностью
получения инвестиций, передачей технологий, опыта управления, не исключает
тех широких возможностей, которые открываются перед Украиной на Востоке.
Однако ее интеграция в систему экономических отношений с государствами АТР
требует решения многих экономических и политических проблем, затраты
времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике
региона.
Заметное место в отношениях Украины со странами Африканского
континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР.
ЮАР открывает широкие возможности для международного сотрудничества в
области автотранспортного машиностроения, военно-промышленного комплекса.
Различия природных условий и циклов созревания сельскохозяйственных культур
создают неплохую основу для взаимодействия Украины и ЮАР в агропромышленном
секторе. В силу таких различий производители двух стран не являются
конкурентами. А это значит, что в данной сфере вполне реальны специализация
и кооперирование. Например, в обмен на поставки пшеницы, наша страна могла
бы закупать в Южной Африке свежие фрукты и овощи, необходимые населению в
зимний период. Другим направлением сотрудничества могло бы стать
использование имеющихся в Южной Африке технологий хранения и переработки
сельскохозяйственных продуктов.
Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно
как и для суверенной Украины, чрезвычайно актуальной является задача
интеграции в мировое хозяйство. Во многом сходные трудности, переживаемые
странами — с одной стороны, и взаимодополняемость хозяйственных комплексов
обеих стран — с другой, могут стать надежной основой для взаимовыгодного
сотрудничества. При этом его динамизм будет определяться тем, насколько
адекватно стороны станут реагировать не изменения конъюнктуры и учитывать
интересы друг друга.
2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA
Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-
экономическими партнерами Украины. Между ними сложились взаимодополняющие
связи в различных отраслях экономики, науки и техники. Заинтересованность
во взаимном сотрудничестве объясняется такими факторами, как
территориальная близость, сходство решаемых этими странами задач, а для
Украины также то, что вскоре ее ближайшие соседи станут членами ЕС.
Для Украины процессы, происходящие в рамках CEFTA, представляют
интерес не только с точки зрения появления нового емкого рынка на Западе,
но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с соседями по СНГ и в
рамках Черноморского экономического сотрудничества.
Страны ЦВЕ начали процесс интегрирования в EС для того, чтобы в
будущем стать полноправными членами. У Венгрии, Польши, Чехии, Словении
есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г.
Наиболее актуальным для Украины является сохранение в рамках региона и
с учетом процесса глобализации существующей специализации стран CEFTA в
транспортном машиностроении, производстве медикаментов и медицинского
оборудования, малотоннажной химии. Украине жизненно важно поддерживать
сотрудничество в области производства сельскохозяйственных машин,
автомобилей, электронной техники и энергетического оборудования.
Восстановление угасающих связей в черной и цветной металлургии, химии,
деревообрабатывающей промышленности также должно дать импульс для
возрождения экономики Украины.
Огромные резервы скрыты в развитии кооперации между предприятиями,
перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и выпускающими продукты
питания. Сегодня на рынках Украины мы видим все больше продовольствия,
поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно привлекает к себе внимание
яркой упаковкой и высоким качеством, во многих случаях достигшим
европейских стандартов. Это происходит благодаря тому, что в этих странах
активно заработал частный сектор, ориентированный на быструю реализацию
потребительских товаров, сбыт которых сегодня частично осуществляется на
западные рынки, но в основной массе — на рынки стран СНГ и, в первую
очередь, в Украину, Беларусь и Россию. Таким образом, благодаря изменениям
в экономике стран CEFTA сложилась новая товарная структура
внешнеэкономических связей Украины с этими странами.
Из сказанного выше следует, что как Украина, так и страны ЦВЕ
объективно заинтересованы в продолжении взаимной торговли, особенно в
области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать компромиссы.
Среди прочих мер, способствующих решению проблемы платежеспособности
партнеров, следовало бы рассматривать возможность образования нового
платежного союза.
Выводы
Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет
создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы,
которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это,
с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-
партнерам и говорить с ними на одном языке бизнеса, а с другой стороны,
откроет для ТНК дорогу в Украину.
С целью вхождения в мировое экономическое пространство Украина
обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в
связи с этим открытость экономики, последовательно и неуклонно проводить
приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную
администрацию.
На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК, поделившие между
собой мировое пространство и использующие национальные правительства в
своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот, необходимых для
своей деятельности в стране. Практика выступления ТНК на национальных
рынках раскрывает методику использования ими политических кругов
национальных держав, инфраструктуру, национальную систему инноваций и
защиты авторских прав. В результате складывается ситуация, когда ТНК
нуждается в организации помощи со стороны национального государства,
которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей.
Одной из главных задач Украины в развитии регионального сотрудничества
является расширение экспортной базы, ориентированной на рынки соседних
стран, налаживание с ними производственно-кооперационных связей и научно-
технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном
сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и
культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением
гражданам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь,
экономическую природу. Направление потоков украинских «коммерческих
туристов» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различных видов
потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних
стран.
Список использованной литературы
1. Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу /
Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998.
2. Сіденко В. Економічне трансформування в країнах Центральної та Східної
Європи. Економіка України, №12, 1998
3. Токарев О. ПАР – наш новий зовнішньоекономічний партнер. Економіка
України, №5, 1998.
4. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины.
Киев: Логос, 1998.
Страницы: 1, 2
|