Транспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономику
Интеграция Украины в мировую экономику.
Реферат
|на тему: |Транспортная составляющая интеграции Украины в мировую |
| |экономику |
Киев - 1999
Содержание
Введение 3
Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей
транспортной промышленности Украины: 5
1. Наземный транспорт 5
2. Водный транспорт 8
3. Воздушный транспорт 10
Выводы 12
Список использованной литературы 16
Введение
Становление Украины как независимого государства, реформирование
внутреннего блока, и, следовательно, развитие внешних связей державы немало
зависят от её транспортно-географического положения и эффективной,
налаженной транспортной системы. Транспортный фактор занимает важнейшее
место в теории размещения, региональной экономике, международной экономике
и теории внешней торговли. В этой связи уровень развития транспортной
системы государства является одним из важнейших признаков её
технологического прогресса и цивилизованности.
Процесс вхождения Украины в мировую экономическую систему и прежде
всего в экономическую интеграцию с западноевропейскими государствами ведёт
к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами.
Геостратегическое же расположение Украины позволяет ей быть выгодным
мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами
Европы, Азии и Ближнего Востока.
Исходя из этого, транспортная система – одна из составляющих успеха и
непременных атрибутов современного государства, к которой должны
предъявляться высокие требования в отношении качества, регулярности и
надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки
пассажиров, сроков и стоимости доставки.
Транзитное положение Украины – одна из немногих черт привлекательности
национального рынка Украины для зарубежных инвесторов и производителей,
поскольку западноевропейские страны не могут не считаться с такой крупной
(по размерам и населению) страной, расположенной на перекрёстке торговых
путей.
Важнейшим фактором усиления роли транспорта во внешнеэкономической
деятельности страны есть и транспограничность Украины: она имеет
наидлиннейшие границы среди европейских стран.
Поскольку в стоимости продукта играет роль транспортная составляющая,
естественно, выгоднее налаживать связи с соседями, уменьшая тем самым
транспортные расходы и увеличивая прибыль. В данном случае Украина имеет
преимущественное положение из-за многочисленности стран–соседей.
Из всего вышесказанного следует, что при интеграции в европейскую и
мировую экономику потребность в высокоразвитой транспортной системе всё
более усиливается, она становится базисом для эффективного вхождения
Украины в мировое сообщество и занятия в нём места, отвечающего уровню
высокоразвитого государства.
Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей
транспортной промышленности Украины:
1. Наземный транспорт
Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине, по
общей длине путей он занимает четвертое место в мире (после США. России и
Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы перевозок—40—50 %
(даже в год наибольшего спада— 1997 г.—свыше 40 %), а по пассажирообороту
является неоспоримым лидером — на него приходится 50—70 % общего объема
перевозок. При большой разветвленности путевой сети, большая половина
которой — путевая сеть предприятий и организаций, значительный процент
составляют электрифицированные участки (около 40 %), двух- и многопутевые
участки (почти треть общей длины).
Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долю
изношенности основных фондов (по некоторым их главным видам—80— 90 %),
преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых
15—17 % непригодны для дальнейшего использования. Значительную часть
инфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими и
не отвечающими современным требованиям по выполнению своих основных
функций. Прежде всего это касается железнодорожных вокзалов, станций,
гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Технико-
экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаются
также из-за того, что ширина колеи отличается от западноевропейской, что
особенно отрицательно отражается на заграничных и транзитных перевозках.
Это требует содержания на западных границах страны 14 специально
оборудованных станций, 11 станций, где осуществляется перегрузка импортных
грузов, и 8 пунктов перестановки вагонов на тележки западноевропейской
колеи.
Структура и производственные мощности связанных с данной отраслью
предприятий, перешедших под юрисдикцию Украины после распада СССР, которые
должны поддерживать эффективное функционирование железной дороги, не
обеспечивают ее пропорционального и гармоничного развития в перспективе
необходима их реконструкция и переоснащение, частичное перепрофилирование,
постепенное свертывание избыточных и строительство новых мощностей.
Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций
Украины усиливается и тем, что через территорию государства пролегают
основные транспортные трансевропейские коридоры: Восток—Запад,
Балтика—Черное море. В частности, трансевропейская железнодорожная
магистраль Е-30, берущая начало в Берлине, пересекает Украину по маршруту
Мостиска — Львов — Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории
Польши пересекается со скоростными магистралями Е-59 и Е-65 и создает
возможность скоростного железнодорожного сообщения почти между всеми
государствами Европы.
С вхождением Украины в европейское экономическое пространство, с
увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок,
значение железнодорожного транспорта возрастает.
Автомобильный транспорт занимает значительное место в пассажирских и
грузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильно
превосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозок
пассажиров — в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практически
столько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта
(троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, метрополитенным, таксомоторным
легковым, морским, речным, авиационным) вместе взятыми. Общая длина дорог и
улиц с твердым покрытием, включая длину улиц-набережных в городах и
поселках городского типа, превышает четверть миллиона километров.
Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткие
расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов — около 20 км), от
двери — к двери, обеспечивая при этом практически полную гарантию
сохранности груза, срочность и надежность перевозок. Многочисленные
автотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованную
производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов:
автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных предприятий,
терминалов и т.п.
Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейским
стандартам по многим показателям, в частности таким как: скорость
передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными
знаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической и
медицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом,
телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категорий с
многорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требует
материально-техническая база организаций, осуществляющих развитие и
обслуживание автомобильной транспортной сети.
Территория Украины, особенно в ее западной части, находится на
перекрестке транспортных коридоров, соединяющих страны Юго-Восточной и
Северо-Западной Европы, поэтому с дальнейшим развитием рыночных отношений,
со становлением многочисленных предпринимательских структур следует ожидать
значительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированных
и безопасных в отношении сохранности грузов перевозках.
Территория Украины покрыта густой сетью трубопроводов общей длиной 50
тысяч километров. Длина одних только газопроводов, магистральных и
разделительных, составляет 35 тысяч километров. Эта система способная
пропустить 250 миллиардов кубометрів газа в год. 120 миллиардов кубометров
приходится на транзит. Кроме того, нефтепроводом "Дружба" (около 4 тысяч
километров) ежегодно в Европу экспортируется 25 миллионов тонн российской
нефти.
Трубопроводный транспорт в течение последних 10 лет стабильно
наращивает свою долю в общем объеме транспортных грузов, которая составляет
в настоящее время более 23 %. По грузообороту он в 1997 г. вышел на первое
место (47 % от общего объема), опередив постоянного лидера—железнодорожный
транспорт. Трубопроводный транспорт владеет достаточными производственными
мощностями для обеспечения Украины энергоносителями — нефтью и газом, а
также для выполнения функций транзита российской нефти и газа в страны Юго-
Восточной Европы. Однако вся сеть трубопроводного транспорта в Украине
ориентирована на снабжение нефтью и газом из одной страны — России (лишь 5
% общей потребности газа — из Туркменистана), что, в соответствии с
общепринятыми стратегическими подходами к этому вопросу, нецелесообразно.
Трудности, связанные с наличием единственного источника снабжения
энергоресурсами, Украина ощущает уже теперь, поэтому объективной
необходимостью является расширение экономических ориентиров.
Новые приоритеты относительно источников снабжения энергоносителями
непосредственно сказываются на функционировании и перспективах развития
трубопроводного транспорта. Наиболее существенное влияние при этом будут
иметь следующие основные факторы: ориентация на нефть из стран Средней
Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Южного Средиземноморья; доставка нефти
через балтийские порты Польши и Латвии; использование проходящей транзитом
через Украину нефти для собственных нужд в настоящее время с
соответствующей компенсацией странам Центральной и Юго-Восточной Европы и
Закавказья за счет закупленных Украиной энергоносителей на Ближнем Востоке.
Есть необходимость осуществить на территории Украины строительство
отдельных участков нефтепроводов (наиболее существенный из которых —
соединительный нефтепровод от порта Южный возле Одессы до г. Броды в
Западной Украине проектной стоимостью около 0,5 млрд. дол.),
реконструировать и переоснастить отдельные нефтеперерабатывающие заводы и
нефтеперекачивающие станции и др.
В Украине есть необходимые технологии и мощности, чтобы изготавливать
оборудование для транспортирования газа: трубы большого диаметра,
компрессори, турбины и тому подобное. Но нужны заинтересованные инвесторы,
которые помогли бы средствами. Такими могут стать российский "Газпром" и
англо-голландский концерн "Шелл".
2. Водный транспорт
Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после
трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако по количеству
отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и
речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в
заграничном плавании, причем доля таких перевозок за последние 10 лет
стабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основные
грузы—минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании)
(5).
Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со
значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования
(особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торгового
флота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов с
Страницы: 1, 2
|