фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы
способствуют росту эффективности деятельности многих технологических
парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и
производством, возрастанию наукоемкости производства.
В отличие от США, где накоплен богатый опыт организации свободных
экономических зон различного типа, Россия подобного опыта практически не
имеет. И хотя общие условия экономического развития России и США резко
различаются, практикуемые в Америке основные подходы к региональному
развитию и к такой его составляющей, как свободные экономические зоны,
можно, при определенной адаптации использовать в нашей стране.
Первый вывод из анализа американской практики создания свободных
экономических зон различного типа - о необходимости надежной правовой базы.
Важным положительным моментом является принятие закона "О свободных
экономических зонах", теперь необходимо совершенствование его с учетом
замечаний применения на практике.
Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только
внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая
состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом
производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания
американский опыт образования зон развития отсталых районов и
технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря
предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных
экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего
бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.
Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для
доведения до практического использования научных изобретений и прорыва
российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то
здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных
центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством
высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным
потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов
военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс
конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости
специалистов.
С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных
экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических
связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных
регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций,
технологий и управленческого опыта.
3. Перспективы свободных экономических
зон в России.
В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических
зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный
участок территории Российской Федерации, в пределах которого
устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим
предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-
правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской
Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы
в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны),
в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах",
таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым
режимом
предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления,
при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную
экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной
зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.
Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного
потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки
от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей,
экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных
регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых
техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.
К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации
относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны
производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны,
технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том
числе
банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный
участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого
устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для
участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской
Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства,
относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих
критериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определения
происхождения товаров с территории зоны экспортного производства
устанавливает Правительство Российской Федерации.
Зоны экспортного производства создаются в местах, имеющих выгодное
экономико-географическое положение, развитые производственную и
транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития
внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации.
Свободная таможенная зона представляет собой ограниченный участок
таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого
устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для
участников этой зоны.
Свободные таможенные зоны могут быть производственного и торгового
типов.
Свободные таможенные зоны производственного типа создаются в местах,
имеющих развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие
благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. При
этом разрешается совершение производственных операций, изменяющих позицию
товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том
числе и на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.
Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах,
железнодорожных узлах, аэропортах, пунктах прохождения важнейших
автомобильных магистралей, пограничных пунктах и иных местах, через которые
осуществляются регулярные перевозки экспортно-импортных грузов. территории
этих зон используются для проведения выставок, а также осуществления
подработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в эти зоны товаров
для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или
на остальную часть территории Российской Федерации. Совершение
производственных операций, изменяющих позицию товаров в Товарной
номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых
четырех знаков цифрового кода, при этом не допускается.
В исключительных случаях с учетом эксклавного или островного
местоположения территории субъекта Российской Федерации, либо с учетом
международного договора, который предусматривает упрощенный и льготный
режимы осуществления на территории субъекта приграничной или прибрежной
торговли с сопредельным государством, может быть создана особая
экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта
Российской Федерации. Создание особой экономической зоны и регулирование
ее правового режима осуществляются на основании отдельного федерального
закона, принимаемого для каждой особой экономической зоны, иных правовых
актов Российской Федерации.
В свободных экономических зонах других видов, функционирование которых
связано не с постоянным трансграничным перемещением товаров, а с созданием
и освоением новых техники и технологий (технико-внедренческие зоны) или
трансграничным оказанием услуг (оффшорные банковские центры, туристско-
рекреационные зоны и другие свободные экономические зоны), действует особый
режим предпринимательской деятельности с особенностями, устанавливаемыми
отдельными федеральными законами об этих зонах. Создание свободных складов
и регулирование их правового режима
осуществляются в соответствии с таможенным законодательством Российской
Федерации.
Отношение к свободным зонам в России во многом связано с их историей,
которая достаточно драматична. Начавшись в первые годы перестройки с
разработки соответствующей государственной концепции, она развивалась
впоследствии стихийно. До осени 1997 года идея зон использовалась союзными
республиками для политического противодействия центру, а в преддверии
выборов Президента - как символ либерального отношения РСФСР к регионам.
Начатый тогда эксперимент с созданием одиннадцати свободных экономических
зон, в том числе - крупномасштабных, не был продуман в экономическом плане
и, за редкими исключениями, (стало расти число СП в Находке, Калининграде,
на Сахалине) фактически провалился. Идея о свободных экономических зонах
оказалась дискредитирована. В дальнейшем и по сегодняшний день официальные
решения по вопросу о свободных экономических зонах крайне
непоследовательны. Линия на ликвидацию зон периодически разрывалась
прецедентами Калининграда и Ингушетии, а курс на организацию локальных
образований не подкреплен механизмом реализации. Вместо инструмента
модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций
зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных
лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов,
впоследствии утекающих за рубеж. Сегодня любые региональные инициативы по
вопросу о свободных экономических зонах, зачастую вполне конструктивные,
воспринимаются не более чем попытка выбивания эксклюзивных льгот.
Вместе с тем принцип селективности свободных экономических зон может
вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более
того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического
пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем
выравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации.
Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи
льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью
стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих
технологический рывок России.
В частности, речь идет о новых организационных формах соединения
науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными
парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти
локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе
инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных
предприятий, так и как ядра наукоградов. Не исключено, что они должны
рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании
федерального бюджета развития.
Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ
транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых
территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не
только ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, но и
притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в
настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны.
Заключение.
Одним из эффективных средств оздоровления экономики в зарубежных
странах считается создание благоприятных условий для притока в страну
иностранных инвестиций и проведение открытой внешнеэкономической политики в
отношении привлечения в экономику этих стран зарубежных инвесторов. Наравне
с другими средствами повышения экономического потенциала и создания
благоприятного инвестиционного климата в зарубежных странах применяется
метод формирования свободных экономических зон.
Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон
является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и
национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для
инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики
достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого
дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы
предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых
операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые
льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения
арендной платы за пользование землей и производственными помещениями,
предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и
преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с
налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы
предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима
въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий,
оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных
комбинациях.
Повсеместное распространение в мире свободных экономических зон
вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и
экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они
рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу от
номенклатурной экономики к рыночной. Однако, объявленные крупномасштабные
зональные образования были нереализуемы. Для развития необходимой
инфраструктуры большинства учрежденных зон требовались огромные инвестиции,
которые у российского правительства просто отсутствовали. Далее, массовая
раздача преференций без четких на то правил вызвала волну самостийного
возникновения новых зональных образований. Поэтому были приняты меры,
призванные блокировать процессы экономической дезинтеграции страны. И хотя
эти меры не отменяли преференций, налоговые службы фактически упразднили
значительную часть льгот, которыми пользовались свободные экономические
зоны. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована.
Здесь полезно было бы использовать опыт создания зон западных стран, в
частности, США. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение
не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно
учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом
производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания
американский опыт образования зон развития отсталых районов и
технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря
предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных
экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего
бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.
Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для
доведения до практического использования научных изобретений и прорыва
российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то
здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных
центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством
высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным
потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов
военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс
конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости
специалистов.
С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных
экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических
связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных
регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций,
технологий и управленческого опыта.
Список использованной литературы.
1. Александрова Е. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве /
Внешнеэкономическая деятельность №10, 1997г
2. Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия свободных экономических зон /
Государство и право №5, 1997г
3. Дьюар С. СЭЗ- возможности и ограничения / Деловой партнер№7, 1997г
4. Зименков Р. Свободные экономические зоны/
Российский экономический журнал №3, 1998г
5. Комаров Е. Чужие здесь не ходят / Новые известия -3
октября 1998г
6. МаксимоваЛ. Международные экономические отношения М:.95г.
7. Семенов К.А. Международные экономические отношения М:.98г.
8.Смородинская Н. Туманно будущее свободных экономических зон / Экономика и
жизнь №12, март,1997г.
9.Свободные экономические зоны: спецвыпуск /Право и экономика №5, 1995г
Страницы: 1, 2, 3, 4
|