Развитие внешнеэкономических связей г. Гродно (Беларусь)
министерство образования Республики Беларусь
УчРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИя "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКУ КУПАЛЫ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИя
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИчЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАя РАБОТА:
«РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИчЕСКИХ СВяЗЕЙ Г. ГРОДНО»
ПРОВЕРИЛ: ДАНИЛЮК Е.С.
ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ IV
КУРСА
КЕПУРКО А.Л.
Гродно 2003 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ВЭД - как неотъемлемая часть в развитии 4
внешнеэкономических связей
1.1 ВЭД г. Гродно за первые 2-ва месяца
4
1.2 Прогноз показателей по внешней торговле на 2003год
9
Глава 2 Сотрудничество с Российской Федерацией 10
2.1 Торгово-экономические отношения субъектов
10
хозяйствования г. Гродно и Российской Федерацией
Глава 3 Развитие торгово-экономических связей с
Республикой Польша
15
3.1 Торгово-экономическое сотрудничество с субъектами
хозяйствования
16
3.2 Предложения по сотрудничеству с Республикой Польша 22
Глава 4 Торгово-экономические отношения
г. Гродно и Украины
25
Глава 5 Развитие торгово-экономических связей с
ЛИТВОЙ
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
Список использованных источников 34
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря своему географическому положению, наша республика
заслуживает пристального внимания в сфере развития внешнеэкономических
связей, особенно со своими соседями.
Цель работы заключается в изучении развития внешнеэкономических связей
г. Гродно.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить
направления, приоритеты по которым развиваются внешнеэкономические связи
города, изучить основных торговых партнеров, возможные проблемы при
взаимодействии с ними, дать по возможности оценку сегодняшней ситуации в
отношениях с социально – экономическими партнерами и сделать прогноз о
развитии этих отношений.
На сегодняшний момент, городу принадлежит 60,4 % объема внешней
торговли Гродненской области, в том числе 59,8 % - объема экспорта и 61,4
% объема импорта.
434 субъекта хозяйствования осуществляют торговую деятельность с 40
странами мира. Продукция города экспортируется на рынки 28 стран, и 31
страна стала его импортером. Основные экспортные потоки ориентированы на
страны дальнего зарубежья – 52,5% в общем объеме экспорта. В страны
ближнего зарубежья поставлено 47,5% экспортной продукции, в том числе доля
экспортных операций с Российской Федерацией составила 93,2%. Россия –
основной торговый партнер города.
Глава 1 ВЭД - как неотъемлемая часть в развитии внешнеэкономических
связей
1.1 ВЭД г. Гродно за первые 2-ва месяца 2003 г.
В январе-феврале 2003 года продолжалась работа по выполнению
прогнозных показателей по внешней торговле и мероприятий программы развития
экспорта.
Объем внешнеторгового оборота составил 91,6 млн. дол. США и возрос по
сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16,5 млн. дол. США
или 23,7%. Объем экспорта - 57 млн. дол. США, возрос на 13,6 млн. дол. США.
Темп роста экспорта составил 131,4% при прогнозе 99,1%. Объем импорта –
34,6 млн. дол. США, возрос на 4 млн. дол. США, Темп роста составил 112,8%
при прогнозе 107,8%. Сальдо внешней торговли сложилось положительное в
размере 22,4 млн. дол. США.
Рост товарооборота наблюдался по всем направлениям внешнеторговой
деятельности: со странами СНГ- на 42,8%, со странами дальнего зарубежья –
на 6,9%. Основными торговыми партнерами города были: Россия – 43% от общего
объема товарооборота, Украина – 10,3%, Германия – 6,3%.
В структуре товарооборота объем экспорта составил 62,2% и увеличился
на 3,5% к соответствующему периоду прошлого года. На экспорт отгружено
54,6% от общего объема реализованной продукции. Сохранена положительная
динамика экспорта, как в страны СНГ (темп роста – 136,2%), так и в дальнее
зарубежье (127,7%). Экспорт в Россию увеличился на 21,3%, в Украину – в 2,8
раза.
Достижение таких показателей обеспечено успешной работой на внешних
рынках, в январе-феврале, промышленных предприятий, таких как: ОАО «Гродно
Азот» ( темп роста –117,6%), ОАО «Гродно Химволокно» (211,0%), РУПП
«Гродненский завод автомобильных агрегатов» (147,2%), ОАО «Белкард»
(121,1%), РУП «Гродненское кожевенное объединение» (203,7%), ОАО
«Гродненский мясокомбинат» (278,9%) и других.
Вместе с тем, не выполнили прогнозные показатели по темпам роста
объемов экспорта следующие промышленные предприятия города: ОАО «Швейно-
торговая фирма «Элод» (93,8%) в связи с потерей крупнейшего иностранного
заказчика и поставщика давальческого сырья, РУП «Гродненский завод
торгового машиностроения» (95,8%), ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»
(71,4%), РУП «Гродненский завод токарных патронов «БелТАПАЗ» (55,1%), СООО
«Дифа» (42,9%), ОАО «Гродненская мебельная фабрика» (24,8%) в связи с
низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции на российском рынке.
На общее невыполнение прогнозного показателя по импорту оказала
влияние деятельность отдельных предприятий по закупке сырья и материалов,
необходимых для осуществления производственного процесса.
Вместе с тем, весьма существенной является роль ведущего импортера –
ОАО «Гродно Азот», которое занимает 38,4% в общем объеме импорта. Темп
роста - 152,4% - сложился в связи с ростом цен на российский природный газ
(до 53,5 дол. США за 1 м3), отпускаемый предприятию, а также увеличением в
2 раза цены на бензол (до 500-520 дол. США за 1 тонну).
РУП «Гродненское кожевенное объединение» - темп роста импорта - 154,7%
сложился по причине увеличения закупки кожевенного сырья.
РУП «Гронитекс» - темп роста - 228,4% - в связи с осуществлением в
текущем году прямых закупок хлопкового волокна, минуя концерн «Беллегпром»,
что было ранее.
В условиях низкой инвестиционной и инновационной деятельности,
недостатка собственных оборотных средств для модернизации и реконструкции
производства наиболее остро стоит задача по повышению эффективности
экспортно-импортных операций. В связи с этим промышленные предприятия
города все более активно применяют современные информационные технологии.
WEB-сайты в сети Интернет имеют большинство предприятий, что позволяет
рекламировать предприятие и производимую продукцию, осуществлять
эффективный маркетинг, формировать ценовую политику. При этом создаются
условия для налаживания прямых связей между товаропроизводителем и
потребителем.
Важным условием сохранения существующих рынков сбыта и их расширения
является организация собственной товаропроводящей сети за пределами
республики. В 2003 году ОАО «Белкард» зарегистрировало Торговый дом
«Белкард» в г. Набережные Челны по реализации карданных валов к автомобилям
КАМАЗ. Также на территории России функционируют зарегистрированные ранее
торговые дома ОАО «Дифа» и РУП « Гродненский завод автомобильных
агрегатов». Расширяется дилерская сеть. В текущем году ОАО «Гродненский
стеклозавод» создал дилерскую сеть по продаже стекла и стеклоблоков на
территории России.
Необходимым условием присутствия на внешних рынках является качество
продукции, соответствующее мировым стандартам. Отдельные предприятия города
настойчиво работают в этом направлении. ГПО «Азот» сертифицировало систему
управления качеством производства основной продукции на соответствие
требованиям международного стандарта ИСО 9002-96.
На ГПО «Химволокно» создана и внедрена системы качества в
соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-96. Разработана политика
объединения в области качества, осуществляется обучение специалистов.
Проведен оценочный аудит Морским регистром в соответствии с МС ИСО серии
9001 по созданию системы качества на объединении.
На ОАО «Белкард» разработана программа по созданию на предприятии
системы качества по СТБ ИСО 9001-96, которая включает в себя разработку
стандартов предприятия по 17 элементам.
При условии достаточного финансирования реализация вышеназванных
мероприятий и программ позволит промышленным предприятиям создавать
конкурентоспособную продукцию, наращивать экспортный потенциал, осваивать
новые рынки.
Принимаемые субъектами хозяйствования меры позволят сохранить в
текущем году положительные тенденции во внешней торговле.
Ниже приведена таблица, отражающая объемы внешней торговли
промышленных предприятий г. Гродно по странам за период январь-декабрь 2002
года.
Таблица 1
|Внешняя торговля промышленных предприятий города |
|Гродно в разрезе стран за январь- декабрь 2002года. |
|№ |Наименование |ВТО |Экспорт |Импорт |
|п/п|страны | | | |
| | |тыс.дол. |Удельный|тыс.до|Удельны|тыс.до|Удельны|
| | | |вес,% |л. |й вес,%|л. |й вес,%|
|1. |Австрия |1223,1 |0,3 |1000,0|0,4 |223,1 |0,2 |
|2. |Англия |45,9 |- |- |- |45,9 |- |
| 3.|Аргентина |54,8 |- |- |- |54,8 |- |
| 4.|Армения |89,6 |- |- |- |89,6 |- |
|5. |Азербайджан |588,3 |0,2 |- |- |588,3 |0,5 |
|6. |Болгария |200,2 | |119,5 |- |80,7 |- |
| | | |0,1 | | | | |
|7. |Бельгия |1472,9 |0,4 |1250,8|0,5 |222,1 |0,2 |
|8. |Бразилия |6940,9 |1,9 |6940,9|2,7 |- |- |
|9. |Вьетнам |109,5 |- |109,5 |- |- |- |
|10.|Венгрия |3,4 |- |3,4 |- |0,1 |- |
|11.|Великобритания |134,3 |- |90,0 |- |44,3 |- |
|12.|Германия |20954,7 |5,6 |15122,|5,9 |5832,7|5,0 |
| | | | |0 | | | |
|13.|Греция |806,0 |0,2 |- |- |806,0 |0,7 |
|14.|Дания |1491,2 |0,4 |1003,7|0,4 |487,5 |0,4 |
|15.|Стр.ЕС и |39016,3 |10,5 |37233,|14,5 |1782,5|1,5 |
| |Лат.Амер. | | |8 | | | |
|16.|Индонезия |291,2 |0,1 |- |- |291,2 |- |
|17.|Испания |546,8 |0,1 |45,0 |0,2 |501,8 |- |
|18.|Италия |9019,7 |2,4 |4392,4|1,7 |4627,3|4,0 |
|19.|Ингушетия |1,5 |- |1,5 |- |- |- |
|20.|Ирландия | | |- |- |20,3 |- |
| | |20,3 |- | | | | |
|21.|Индия |166,1 |- |- |- |166,1 |- |
|22.|Израиль |13,0 |- |- |- |13,0 |- |
|23.|Казахстан |197,1 |- |115,4 |- |81,7 |- |
|24.|Канада |1,6 |- |- |- |1,6 |- |
|25.|Кыргыстан |1294,5 |0,3 |20,7 |- |1273,8|1,1 |
|26.|Китай |4389,1 |1,2 |4188,5|1,6 |200,6 |- |
|27.|Корея |138,0 |- |137,6 |- |0,4 |- |
|28.|Ливан |233,9 |- |- |- |233,9 |- |
|29.|Литва |8722,7 |2,3 |7828,9|3,1 |893,8 |0,8 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|