Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции
Министерство образования российской федерации
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Допущена к защите
Зав. кафедрой мировой экономики
___________ д.э.н., проф. Нагдиев С.А.
«___» __________ 2001 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции
(на примере Европейского общего рынка, Меркосур)»
Автор: Хайбулаев Х.М.
студент 5 курса ФУЭ
отд. мировой экономики
Научный руководитель:
к.э.н., проф. Раджабова З.К.
Махачкала 2001
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава I. «Общий рынок» как качественно новая ступень экономической
интеграции (структура, характерные черты, цели) ………………….. 7
Глава II. Общий рынок в рамках европейского и латиноамериканского
интеграционных процессов ………………………………………….. 12
II.1. Предпосылки развития общеевропейского рынка …………………... 12
II.2. Современное состояние и проблемы развития полноценного еврорынка
……………………………………………………………... 24
II.3. Особенности становления и развития латиноамериканского общего
рынка в рамках «Меркосур» ………………………………………… 40
II.4. «Меркосур» в условиях панамериканской интеграции ……………... 47
Глава III. ЕС – Меркосур — проблемы их взаимодействия и перспективы
развития ……………………………………………………………..… 54
Заключение ……………………………………………………………...………… 60
Глоссарий …………………………………………………………………………. 63
Литература ………………………………………………………………………… 64
Введение
Мировая экономика — эти два слова в достаточной мере описывают
экономическую ситуацию сложившуюся в мире на сегодняшний день. Экономика
действительно стала мировой, эра международного делового сотрудничества
пришла на смену экономическому национализму с его жесткими ограничениями на
международные обмены, перелив капиталов и товаров. Полным ходом идет
строительство глобальной экономики, базирующейся на свободном передвижении
информации, денег, рабочей силы, происходит интеграция рынков, по которым
ежедневно "проходит" капиталов на сумму свыше 1 трлн. долл.
Картина всемирного общего рынка еще не стабильна, она постоянно
изменяет свои очертания, но уже сегодня можно различить образы
экономического будущего отдельных регионов и даже всей планеты. Они
очевидны там, где национальные экономические законодательства государств
или не действуют, или же жестко ограничены, где новые технологии, капиталы,
жажда наживы и ощущение экономической свободы соединяются в единую мощную
силу, придающую экономике любой страны невиданные темпы роста.
Интеграционный процесс в мировой экономике это объективное
долговременное явление, охватывающее производительные силы,
производственные отношения, идеологию. Если раньше страна занимала
господствующее положение, благодаря темпам роста или высокому уровню
производительности или еще по каким-либо причинам и, тем самым, могла
влиять на мировые экономические процессы, то теперь этого недостаточно. По
всему земному шару прокатилась волна экономических и одновременно
политических объединений, и сейчас государства выходят на мировую арену
едиными блоками, отдавая дань древней мудрости – «вместе мы сильнее…».
Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на
экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о
трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с
учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт
интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику,
нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и
отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением
интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в
будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути
экономической интеграции.
В последние два десятилетия интеграционные процессы стали
неотъемлемыми элементами системы отношений в рамках мирового хозяйства, где
произошли значительные изменения глобального плана, а именно распад
социалистического лагеря, ориентация его бывших «узников» на рыночные
отношения. Россия долгое время оставалась в стороне европейского процесса
объединения, и лишь в последние 5-6 лет разобравшись кое-как во внутренних
проблемах, наспех «залатав дыры» в прохудившемся бюджете, устремилась
навстречу интеграционным процессам. Емкие российские рынки и огромный
сырьевой потенциал представляют «лакомый кусочек» для многих стран Европы,
но будет ли это сотрудничество равноправным, не лучше ли обратиться к
историческим «соседям», и попытаться развиваться в рамках СНГ.
Тем более значимы рассматриваемые в работе вопросы, отражающие
основные проблемы, с которыми столкнулись в ходе своего развития крупнейшие
экономические объединения. Европейское Сообщество на сегодняшний день
представляет собой мощную группировку, способную противостоять таким
гигантам как Соединенные Штаты или Япония, хотя каждый из его членов в
отдельности уступает им по основным экономическим показателям. Однако
«Москва не сразу и строилась» и Европе пришлось испытать серьезные
трудности прежде чем прийти к консолидации. Должна ли Россия пройти через
те же проблемы, для лучшего понимания необходимости и преимуществ
интеграции, или лучше учесть ошибки «старших братьев» и пойти по уже
«проторенной тропе».
Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из
участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные
интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин
существует великое множество, в частности желание, получить доступ на
зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ к
более дешёвым производственным ресурсам, улучшить условия торговли,
сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого
экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые
охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели, как-
то: налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-
соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и
политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и
экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются
гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые
страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и
технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию
политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.
В связи с этим мною была выбрана тема дипломного исследования
«Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции».
В своем исследовании я попытался в полной мере осветить все преимущества
экономического сближения стран, выявить основные препятствия на пути
интеграции, показать пути их преодоления на примере уже действующих
экономических группировок стран (Европейский общий рынок — ЕС, общий рынок
стран южного конуса — МЕРКОСУР), и дать оценку успешности их
функционирования.
В ходе выполнения работы мною были изучены работы различных авторов (в
том числе зарубежных), посвященные проблеме интеграции в мировой экономике.
Большую помощь в работе оказала глобальная сеть «Интернет», в частности
официальная страница Европейского союза, содержащая историю организации,
большое количество статистических данных, ссылки на различных авторов.
Глава I. «Общий рынок» как качественно новая ступень экономической
интеграции (структура, характерные черты, цели)
В международной экономике уже давно стал постулатом один простой факт:
любые ограничения, накладываемые на свободное перетекание товаров и услуг
между странами (таможенные пошлины и тарифы, квоты, лицензирование и так
далее), в конечном итоге приводят к потерям с обеих сторон. Эта концепция
называется “фритрейдерство” (от английского free trade - свободная
торговля). С целью уменьшения потерь, связанных с пересечением товарами и
услугами государственных границ, во всем мире по мере развития и
совершенствования мирового хозяйства пришли к выводу о том, что наилучшим
выходом служит создание так называемых “зон свободной торговли”. Некоторые
из них, как, например, Европейское Объединение Угля и Стали позже
перерастают в политические объединения, некоторые исчезают вовсе. Иногда,
наоборот, политические группировки, созданные экономически “на пустом
месте”, впоследствии обрастали торговыми союзами, закрепляющими
стратегическое партнерство.
Исторически и организационно этапу собственно интеграции предшествуют
несколько иных этапов, которые последовательно проходят государства,
вступающие в процесс тесного экономического воздействия. Интеграционный
процесс представляет собой как бы цепь, формирования единых пространств,
постепенно, в ходе восхождения к более высоким ступеням
межгосударственного взаимодействия, дополняющих друг друга и охватывающих
все больше элементов хозяйственной жизни интегрирующихся стран, и
завершается созданием полноценного единого экономического пространства (его
еще можно назвать общехозяйственным пространством).
Так, на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют
взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в
экономических связях с третьими странами: отменяют или, напротив, вводят
новые пошлины либо иные ограничения, заключают любые торгово-экономические
договоры и соглашения. В этой связи между странами-участницами ЗСТ
сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие прохождение товаров
через их границы, особенно льготный провоз товаров в третьи страны.
Более совершенную интеграционную группировку представляет собой
таможенный союз. В рамках данного интеграционного объединения
внешнеторговые связи всех членов с третьими странами определяются
коллективно, вводится единый таможенный тариф в торговле с странами, не
входящими в группировку. Это дает возможность более надежно защитить свое
региональное рыночное пространство и усилить свои позиции на международной
арене.
Следующим этапом процесса объединения является единый или общий рынок.
Общий рынок рассматривается как качественно более высокая ступень
экономической интеграции.
Общий рынок - это уже начальная часть стадии собственно
интеграционного взаимодействия, когда вступающие в него государства
договариваются о свободном перемещении через национальные границы уже не
только товаров, но и всех других факторов производства (услуг, капиталов и
рабочей силы[1]), формируя таким образом общее рыночное пространство
(отсюда название).
Иногда приходится слышать что панацеей от "пробуксовки" развития
межгосударственного экономического сотрудничества, способной "вдохнуть" в
него жизнь, может быть "скорейшее создание общего пространства по обмену
всеми факторами производства". На самом деле подобные надежды лишены
экономического смысла, поскольку никакой группе государств не удавалось
сразу, в один этап сформировать единое пространство по свободному обмену
всеми факторами производства.
Дело в том, что торговля услугами и перемещение рабочей силы являются
крайне "чувствительными" сферами международного обмена, поскольку
затрагивают наиболее важные вопросы государственного суверенитета,
национальной безопасности и т.д. Перевести взаимоотношения в этих сферах в
стадию свободного обмена могут лишь государства, уже создавшие единое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|