реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике

реферат

24. Сущность и форма международного движения капитала.

Международное движение капитала, его активная миграция между странами

является важнейшей составной частью и формой современных международных

экономических отношений.

Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя

торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными

стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой

процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и

перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и

обращение другой страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала

является относительный избыток капитала в данной стране, его

перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента

он переводится за границу.

Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между

странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны

одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так

называемые перекрестные инвестиции.

Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются:

1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях

мирового хозяйства.

2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал

экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров,

стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только

осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.

3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и

рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей

промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше

бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина.

4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный

инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в

специальных (свободных) экономических зонах.

5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в

стране - доноре капитала.

6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших

высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной

международной корпорации.

Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его

происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные,

международные экономические и финансовые организации.

Движение капитала, его использование осуществляется в форме:

- прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

- портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги);

- среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного

капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым

учреждениям;

- экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов

(беспроцентных, низкопроцентных).

С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза

капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция

капитала происходит и между этими странами.

Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать

на нескольких уровнях:

1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония.

2. Между отдельными промышленно развитыми странами.

3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран.

В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала

становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают

Великобритания, Германия, Франция

К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия,

Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС.

При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей

следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на

Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других

промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного

капитала.

Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее

значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в

предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым

инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная

переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую

промышленность, а также в сферу услуг.

В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу

услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в

обрабатывающую промышленность.

25. СНС. Важнейшие показатели СНС.

Для анализа экономических событий необходима СНС – макроэкономический

показатель. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на

макроуровне. СНС охватывает практически все технические операции,

происходящие в экономике. Согласно СНС валовой и национальный продукт,

национальный доход страны производятся не только в материальной сфере

производства. Но и в сфере услуг. Следовательно в сферу производства

включаются следующие деятельности:

. Компании и предприятия, производящие товары и услуги

. Частные некорпоративные предприятия

. Подсобные хозяйства

. Деятельность лиц свободных профессий

. Сфер управления

. Финансовых коммерческих организаций

. Некоммерческих организаций

. Армии

. Жилья, сдающегося в аренду

Не включаются ведение личных домашних хозяйств, любая нелегальная

деятельность.

Важнейшими показателями СНС являются: ВВП и ВНП.

ВВП – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и

сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятия,

расположенного на территории данной страны.

ВНП – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной

экономике независимо от места нахождения национальных предприятий.

Добавленная стоимость – стоимость, созданная на данном предприятии и

охватывающая реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта.

26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.

Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое

процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять

уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза

в мире.

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской

интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила

заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом

начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия,

Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973:

Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия;

1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.

Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не

является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с

другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют

суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого

целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры

вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

Основными целями Союза являются:

Создание европейского гражданства

Обеспечение свободы, безопасности и законности

Содействие экономическому и социальному прогрессу

Утверждение роли Европы в мире

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою

конкретную роль:

Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);

Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);

Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);

Суд (соблюдение закона);

Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения

организованного гражданского общества по экономическим и социальным

вопросам);

Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по

региональной политике, окружающей среде и образованию);

Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого

управления какого-либо института или органа ЕС);

Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования

государственных и частных долгосрочных инвестиций);

Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные

операции).

Ряд агентств и органов завершают систему.

Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу

Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.

Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия,

Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая

2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны -

Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995

гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время

Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС

является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем

распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.

Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с

точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих

стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию

исторического опыта и культур.

Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в

Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти

вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это

сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС

еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.

После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали

договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо

выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур

ратификации и проведение народных референдумов.

В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в

ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап

расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут

начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом

расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и

повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому

настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического

расчета.

В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской

Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе

предусматривает, что любое европейское государство, уважающее

основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме».

Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему

Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано

в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не

может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан

существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего

расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего

расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших

соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах

расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде

всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым

экономическим и социальным пространством.

«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС

Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и

политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в

соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:

- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права

человека, верховенство закона и защиту меньшинств;

- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться

с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;

- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу

законодательства ЕС, включая приверженность целям политического,

экономического и валютного союза.

27. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Природные ресурсы включают энергетические, земельно-почвенные, водные,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.