Новые направления европейской интеграции
Министерство Образования РФ
Кубанский Государственный Технологический Университет
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Геополитика
на тему: Новые направления европейской интеграции
Проверил: Выполнил:
доцент студент гр.97-2ЭК-1
Рудаков Л.В. Ходарев В.В.
Новороссийск
1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Расширение границ Европейского Союза
Глава2: Трудности интегрированного расширения ЕС.
Глава 3: Интегрированная система управления.
Глава 4 "Европа нескольких скоростей" или идея "твердого ядра".
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Возможность и даже необходимость увеличения числа членов европейского
интеграционного объединения была заложена в самой идее и зафиксирована в
Римском договоре 1957г. Как заявил в одном из своих интервью бывший канцлер
ФРГ Гельмут Шмидт, "фактом является то, что Европейское сообщество с тех
пор, как ему положило начало Европейское объединение угля и стали, всегда
проводило политику одновременного углубления и расширения". Если
первоначально число участников "Общего рынка" составляло 6, то через два
десятилетия их стало 9, затем -12, ас 1 января 1995г. - уже 15 (вместо 16,
поскольку вступление Норвегии в ЕС не было одобрено на референдуме ее
народом). Сторонники интеграции уверены, что к ЕС постепенно
присоединятся остальные члены Европейской ассоциации свободной торговли, а
также часть бывших членов СЭВ, в том числе даже некоторые страны СНГ.
Увеличение числа стран-членов ЕС с неизбежностью ставит вопрос об
углублении процесса интеграции, поскольку двадцати, а тем более сорока
государствам гораздо труднее договориться, если не приняты специальные
жесткие правила решения спорных вопросов и компетенции интегрированных
органов. Несмотря на не стихающие до сих пор ожесточенные споры
между "федералистами" и "националистами" этот процес продвигается, о
чем свидетельствует Маастрихстские соглашения.
Глава 1: Расширение границ Европейского союза.
Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их
желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к
появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой
геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако
наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о
присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было принято
решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ,
которые пожелают войти в ЕС, смогут .сделать это, как только будут в
состоянии выполнить соответствующие требования.
Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и
восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое
влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Обосновывая свою
позицию, она аргументирует ее жизненной необходимостью распространения на
этот регион зоны стабильности, существующей в Западной Европе. О том же
говорят и выводы группы ученых из ряда европейских стран, которые по
заданию КЕС анализировали происходящие в Восточной Европе преобразования.
Экперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по
внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной
части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться
чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти
новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления
националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и
идеологических конфликтов.
Эта точка зрения широко распространена и в немецких средствах массовой
информации. "Поэтапная интеграция в западное экономическо сообщество" и,
наконец, членство проводящих реформы стран Восточной, Центральной и Юго-
Восточной Европы представляет собой единственную возможность создания там
надежного уклада рыночной экономики и демократии".
Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит
от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от
экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов,
которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских
политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего учитывая
растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский
тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не
только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в
этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и
восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим
следует иметь ввиду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная
Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро
развивающихся частей континента.
К числу активных сторонников расширения ЕС на восток относится и
бывший президент Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали, в
свое время неоднократно заявлявший, что Европа состоит не из двенадцати, а
из сорока государств. Он считает, что даже в 2000 г. будет уже слишком
поздно включать их в ЕС. И если это не произойдет в нужный момент, то
"Запад станет главным виновником крушения демократии на Востоке". В своей
книге "Европы", вышедшей в 1994г., Ж.Аттали высказывается за то, чтобы
Европейский Союз стал федерацией и распространился на весь континент.
Свой взгляд на проблему расширения ЕС высказал и Жак Делор. Еще будучи
председателем КЕС, Делор заявил, что "границы объединенной Европы проходят
по границам Советского Союза, а это значит, что к объединенной Европе могут
принадлежать Польша, Чешская Республика, Венгрия, Словакия, Словения,
Болгария, Румыния, Албания, Кипр и Мальта". Он добавил: "Нельзя забывать о
трех балтийских государствах, а затем, если в бывшей Югославии вновь
воцарится мир, почему бы не включить Боснию, Хорватию, Македонию и то, что
теперь стало союзом Сербии и Черногории. У Европейского союза нет выбора, и
"интеграция является единственным способом который дает возможность выжить
в этом новом мире, полном опаснотей, но также и надежд".
Что касается европейских государств, входящих ранее в состав
Советского Союза, как, например, Украина, Белоруссия и Молдавия, то члены
ЕС не исключают и их принятия, правда в весьма отдаленном будущем и только
при условии создания в них подлинно демократической системы и успешного
реформирования экономики.
Однако практически все члены Европейского Союза солидарны в том, что
Россия ни при каких условиях не сможет войти в их число. Это, впрочем, не
исключает, по их мнению, создания системы соглашений о сотрудничестве в
самых разных областях между ЕС и РФ. Как писал в газете "Монд" министр
иностранных дел Франции А. Жюппе, принять Россию в Европейский союз
означало бы "убить европейское строительство". Он подчеркнул, что "Большая
Европа, безусловно, будет большой, но не включит в себя весь европейский
континент и его средиземноморский обвод".
Расширение ЕС на восток, безусловно, затронет интересы России, и
последствия могут быть для нее весьма неоднозначными, особенно в переходный
период. Оно будет еще больше ^ способствовать переориентации
экономики ЦВЕ на рынке ЕС и сделает восточно- и центральноевропейские рынки
недоступными для российских товаров, несмотря на уже подписанные торговые
соглашения между Россией и ЕС. Это усугубит наши экономические трудности,
поскольку большая часть промышленной продукции бывшего Советского Союза шла
именно в эти страны, в результате Россия лишится возможности получения
средств, необходимых для технологического переоснащения
предприятий.
Не менее серьезной проблемой для России может стать расширение ЕС на
восток и в политическом плане. Присоединение стран Центральной и Восточной
Европы к общей внешней политике и политике безопасности ЕС, как это
предусматривается в дальнейшем, лишит Россию свободы дипломатического
маневра при решении сложных международных ситуаций, в которых могут быть
затронуты ее национальные интересы.
Несмотря на серьезные осложнения отношений между Россией и этими
странами в настоящем, исторический опыт свидетельствует о плодотворности
сотрудничества и особых отношений между ними.
Что касается стран Центральной и Восточной Европы, то они и сами
активно стремятся стать полноправными членами Европейского Союза. Президент
Польши Лех Валенса заявил Э. Балладюру в бытность последнего премьер-
министром Франции: "Если мы не присоединимся вовремя к Западу, Восток снова
поглотит нас". Польша и Венгрия еще в апреле 1994г. официально обратились с
просьбой о присоединении к ЕС. Чешская Республика - в конце 1995г.
Государства Центральной Европы утверждают, что они в такой же мере
готовы к вступлению в ЕС, в какой были готовы Греция, Испания или
Португалия в момент обращения с просьбой о приеме. Как считает ряд западных
экономистов, Польша, Венгрия и Чехия пока еще не готовы присоединиться к
ЕС. Однако они не далеки от того, чтобы отвечать предъявленным условиям. К
этому не готов еще сам Европейский Союз. И основным препятствием является
то, что новые претенденты на членство в ЕС - это бедные страны. Если
расширение ЕС за счет приема трех стран ЕАСТ поднимает средний уровень ВВП
на душу населения в Европейском Союзе, то его расширение за счет приема
трех стран Центральной Европы снизит его, даже если начавшийся
экономический подъем продолжится. Они обязятельно будут конкурировать со
странами Южной Европы и Ирландией за доступ к структурным фондам ЕС,
вынуждая остальные страны-участницы увеличивать свои взносы в бюджет союза.
Товары, которые они экспортируют , относятся к категориям, затрагивающим
интересы стран-членов ЕС. Речь идет о стали, химической и
сельскохозяйственой продукции . Вступив в ЕС, они, несомненно, используют в
своих интересах и в ущерб другим членам защитные положения этих отраслей,
особенно общей с/х политики.
Исходя из соображений защиты собственных интересов, страны-члены ЕС
пока что держат своих восточных соседей на расстоянии, ведя с ними
унизительный торг о доле каждого из них на рынке ЕС и заключений соглашений
о высылке иммигрантов.
Как считают в старанах Центральной и Восточной Европы, ситуация
напоминает скорее новый "железный занавес" в Европе, на этот раз
экономический. И он опускается вопреки всем соглашениям об их
ассоциированном членстве в ЕС, таможенным послаблениям и постоянно
подчеркиваемому Брюсселем желанию принять эти страны в ЕС.
Самые упорные возражения против смягчения протекционистских мер ЕС в
отношении стран Восточной Европы выдвигает Португалия, к ней присоединяется
Бельгия. Однако даже наиболее благоприятно настроенные по отношению к
расширению ЕС страны, такие как Франция и особенно Германия, считают, что
рынки ЕС должны открываться для стран ЦВЕ не сразу, а постепенно. Однако их
представителей стали приглашать на сессии совета ЕС на уровне министров
иностранных дел и глав государств. В частности, они были приглашены на
встречу на высшем уровне в Эссене 9-10 декабря 1994г„
где были определены рамки общей стратегии ЕС и ориентиры на будущее,
предусматривающие установление многостороннего диалога. Это позволяет уже
сейчас приобщить представителей государств-кандидатов на вступление в ЕС к
наиболее важным сферам европейского строительства. В мае 1994г. страны
ЦВЕ получили статус ассоциированных партнеров в ЗЕС. Прошли переговоры
между Европейским союзом и странами Балтии о создании зоны свободной
торговли, что поможет им подготовиться к последующему
Страницы: 1, 2, 3
|