НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дальневосточная
Государственная Академия
Экономики и Управления
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине « Мировая Экономика»
На тему : НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг
Выполнил : _______________студент 141-АМ Кискина Т. А.
Руководитель: _____________ доцент Костюкова О. И.
Владивосток
2002
Оглавление
Введение
3
1. Характеристика мирового рынка услуг
5
1.1 Особенности мировой торговли услугами
5
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами
8
1.3 Географическая структура мировой торговли
услугами 16
2. Современное состояние рынка услуг НИС Азии и
Латинской
Америки
20
2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и
Латинской Америки
20
2.2 Характеристика сферы услуг НИС Азии и Латинской
Америки 25
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в
мировой торговле услугами
39
Заключение
45
Список литературы
47
ВВЕДЕНИЕ
Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных
экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и
рабочей силы.
В настоящее время развитые страны переходят от индустриального
развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью
экономического развития этих стран является переориентация материало-,
ресурсо-, трудоемких производств в наукоемкие. Экономика, в которой
ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной,
имеющей перспективы роста. Такой тип экономического развития характерен
для развитых стран-лидеров мирового сообщества, в которых поступления от
торговли услугами являются главной статьей доходов и занимают наибольший
удельный вес в ВВП этих стран. В таких странах, как США, Франция,
Германия, Япония доля сферы услуг в ВВП составляет от 56% до 65%, что
характеризует их как страны с постиндустриальной экономикой. Отсюда
следует, что развитие сферы услуг – критерий экономического роста и
благосостояния страны.
В мире, кроме индустриально развитых и развивающихся стран
существует группа стран, занимающая промежуточное положение между ними.
Эти страны объединяют в НИС, они показали впечатляющие темпы
экономического роста и роста сферы услуг.
Опыт экономического развития НИС актуален для России, так как на данный
момент РФ по многим секторам экономики не конкурентоспособна, а развитие
сферы услуг дает шанс неценового соперничества отечественных товаропро-
изводителей с иностранными, повышения экономического потенциала.
В настоящее время на международную торговлю услугами приходится
20% всей мировой торговли. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор
хозяйства: на нее приходится примерно 70% мирового ВВП, а также 65% общей
численности занятых, кроме того она способствует росту технической
оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий.
Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран
Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели
необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить характерные черты географической и товарной структуры
мировой торговли услугами,
- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке
услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.
1. Характеристика мирового рынка услуг
1.1 Особенности мировой торговли услугами
Большой интерес представляет сфера нематериального производства,
так как интенсивность развития сферы услуг влияет на экономическое развитие
страны. Сфера услуг в мировом экспорте промышленно развитых стран занимает
2/3 и в импорте 50%.
Международная торговля товарами и международная торговля услугами
тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все
больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой
товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, или
отражаются не полностью, или включаются в экспорт и импорт товаров.
Международная статистика предоставляет ограниченные сведения о структуре
мировой торговли услугами.[1]
Современный международный рынок услуг предоставляет широкий
ассортимент услуг. Сюда относятся все виды международного и транзитного
транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний,
платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, доходы от
рекламы, художественные работы, услуги здравоохранения, обучение,
программное обеспечение вычислительной техники, торговое посредничество.
[8] Если в 1970 г. объем мирового экспорта услуг составлял 80 млрд $, то в
1995г. — 1,17 трлн $, т. е. больше 20% стоимости продаваемых товаров. На
услуги приходится более 40% экспорта США, 46% — Англии.
МВФ подразделяет торговлю услугами только на четыре вида — фрахт,
остальные транспортные услуги, туризм и прочие услуги. [1]
Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщенность
привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие
международного рынка услуг.
Таблица 1
Годовые темпы прироста мирового ВВП, мирового экспорта товаров и услуг
(в %)
|Показатели |1995 год |1996 год |1997 год |
|ВВП |0,53 |2,6 |2,9 |
|Экспорт товаров |3,94 |2,6 |2,0 |
|Экспорт услуг |2,7 |5,0 |1,9 |
Источник :[4]
Так, объем мирового экспорта услуг оценивался в 1980 г. в 364 млрд.долл.,
что составляло 15,8% всей международной торговли товарами и услугами, а в
1998 в 1317 млрд., что составляло 19.6% соответственно.
Таблица 2
Мировой экспорт товаров и услуг ( млрд.$ )
|Показатели |1980 г. |1998г. |
|Экспорт товаров |1900,8 |5397,3 |
|Экспорт услуг |363,5 |1316,7 |
|Доля услуг в экспорте товаров и |15,8 |19,5 |
|услуг | | |
Источник [12]
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет
следующие особенности:
• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями
внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения
услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и
валюта, в которой эта услуга оплачивается);
• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно
потребляются. В связи с этим требуется присутствие за рубежом
непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране
производства услуг.
• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту,
чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь,
финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во
многих странах находятся в полной или частичной собственности государства
или же под строгим его контролем;
• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с
торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико
воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших
объемов технического обслуживания, информационных и различных
консультационных услуг;
• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом
торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не
могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.[1]
Развиваясь, сфера услуг способствует:
1. Снижению общей материало-, ресурсо- и энергоемкости ВВП, так как по
этим показателям сфера услуг примерно в 4 раза уступает отраслям
материального производства.
2. Поглощению избыточной рабочей силы, высвобождающейся в результате
повышения производительности труда в отраслях материального производства,
так как сервисные отрасли в силу своей раздробленности отличаются высокой
трудоемкостью и по мере своего развития образуют весьма емкий «резервуар».
3.Решению территориальных проблем развития, которые обостряются по мере
снижения ресурсоемкости производства, что превращает целый ряд районов
тяжелой и добывающей промышленности в кризисные ареалы. Это относится к
ряду портов, которые долгие десятилетия были ориентированы на переработку
массовых сырьевых грузов.
4. Решению экологических проблем. Сфера услуг, доля которой в ВВП США
составляет 65%, а в Западной Европе и в Японии 56—62%, значительно более
безопасна в экологическом отношении, чем предприятия и целые отрасли в
сфере материального производства.
5. Открытости экономик постиндустриальных стран, в которую сервисные
услуги вносят существенный вклад. Мировой экспорт услуг в 1998 г. составил
1316,7 млрд.$, т.е. примерно 1/4 объема товарного экспорта. По странам
торговля услугами менее сконцентрирована, чем товарный оборот.[2]
Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного
рынка услуг, есть у него отрицательные стороны и негативные последствия для
стран. К ним, в частности, можно отнести:
1. Социально-культурные и психологические последствия, которые связаны с
эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что
может привести к забвению собственных традиций.
2. Кроме решения экологических проблем, мировой рынок услуг и порождает их.
Так, например, происходит ускоренная индустриализация естественных
ландшафтов, строительство дорог, портов.
3. Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного
рынка услуг для национальных хозяйства отводится поступлениям валюты,
возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены
импортировать необходимое оборудование для промышленности, значительное
количество товаров и продуктов для туристов.
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами.
При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и
т.п.) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно-
технических достижений, с внедрением вычислительной техники,
консультационных, торгово-посреднических и технических услуг, ноу-хау,
услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т.п. Особо
следует отметить быстрый рост торговли патентами и лицензиями, объема
строительных работ за рубежом (инжиниринг) и аренды зарубежного
оборудования (лизинг).
Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли услугами
является развитие прочих коммерческих услуг. Доля прочих услуг, включающих
финансовые услуги и в области страхования, международных телекоммуникаций,
почтовой и курьерской связи, компьютерной информации и обмена данными,
строительные услуги, роялти и лицензионные платежи, профессиональные,
технические, культурно-оздоровительные и другие услуги, увеличилась с 33,9%
в 1980 г. до 44,7% в 1998 г.
На сегодняшний день объем мирового рынка прочих услуг составляет порядка
600 млрд.$ по сравнению с немногим более 120 млрд.$ в начале 80-х годов.
Объединяя прогрессивные и эффективные виды услуг, субпозиция «прочие
услуги» более широко представлена в экспорте стран с высоким уровнем
доходов (48% к итогу, в том числе 60% в Японии, 56% в Великобритании. 53% в
Германии), тогда как для стран с низким и средним уровнем доходов она имеет
относительно меньшее значение (около 34% в суммарном экспорте услуг).[12]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|