Международные организации как механизмы регулирования международных отношений
Министерство образования и науки Украины
Национальный горный университет
Институт экономики
Факультет менеджмента
Реферат по дисциплине
«Международные экономические отношения»
на тему:
«Международные организации
как механизмы регулирования международных отношений»
Выполнила: ст.гр. МО-01-1
Мазина Мария
Проверила: Шлыкова В.М.
Днепропетровск
2003
Содержание
Введение 2
Организация Объединенных Наций (ООН) 3
Международный валютный фонд (МВФ) 4
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 5
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 5
Организация Североатлантического договора (НАТО) 6
Европейский союз (ЕС) 7
Совет Европы 7
Другие региональные структуры 8
Заключение 10
Литература 11
Введение
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и
разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное
повышение активности международных организаций, равно как и значительное
увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов
современного международного развития. Поэтому я считаю необходимым
рассмотрение данной темы.
Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало
6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число
возросло более чем вдвое.
Международные организации разделяют на две основные группы.
1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются
на основе международного договора группой государств; в рамках этих
организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их
функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю
внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом
деятельности соответствующей организации.
2. Международные неправительственные организации возникают не на
основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или
юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной
внешней политики государств.
Межгосударственные организации оказывают более ощутимое воздействие на
международно-политическое развитие. Международных неправительственных
организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет
наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899
международных неправительственных организаций, в 1978 г. - 2420, в 1987 г.
- 4235, в 1998г.- 5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся
глобализация мировой системы с отчетливо выраженным возрастанием объема
разнообразных транснациональных взаимодействий.
В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Они
различаются по кругу участников (универсальные и региональные),
функциональному предназначению (общей и специальной компетенции), порядку
вступления новых членов (открытые и закрытые), характеру полномочий
(основанные на традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-
членов и содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями в
развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а)
относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее
сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание
числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических
сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое
наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.
Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных
организаций на международно-политическую жизнь варьируются в довольно
широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для
современных международных отношений, по моему мнению, и заслуживает
специального рассмотрения.
Организация Объединенных Наций (ООН)
Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в
системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в
современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как
универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание
мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между
государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и
многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
. ООН является самым представительным форумом для дискуссий
между государствами по актуальным проблемам международного
развития.
. Устав ООН является фундаментом современного международного
права, своего рода общепризнанным кодексом поведения
государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие
международные договоры и соглашения.
. ООН сама стала важным механизмом международного
нормотворчества и занимает совершенно особое место среди
других организаций - источников международного права. По
инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных
конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых
разнообразных сферах общественной жизни.
. В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении
особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли
свое отражение объективные реалии международно-политической
системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся
работы по реформированию этой организации.
. В ООН существует большое число межправительственных
организаций, осуществляющих регулирование международной
жизни в рамках функционального предназначения.
. ООН наделена исключительно важной компетенцией решать
вопросы войны и мира, в том числе и путем использования
вооруженной силы.
Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести
ее главных органов.
В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных
учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера,
имеющих специальное функциональное предназначение. Некоторые из них
возникли задолго до создания ООН. С точки зрения масштабности воздействия
на современные международные отношения имеет смысл особо отметить
Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и
развития (МБРР), которые играют исключительно важную роль в координации
валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и
займов и т.п., а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ),
наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного
оружия.
Международный валютный фонд (МВФ)
Межправительственная организация, регулирующая валютно-кредитные
отношения между государствами-членами.
МВФ оказывает своим членам финансовую помощь при валютных затруднениях,
вызванных дефицитом платежного баланса, предоставляя им краткосрочные и
среднесроч-
ные кредиты в иностранной валюте. Фонд проводит операции лишь с
официальными финансовыми органами государств.
Конференция ООН по валютам и финансам в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944
г. приняла устав ("Статьи Соглашения") МВФ, который вступил в действие в
декабре 1945 г.
Реальная деятельность фонда началась в 1946-47 г. Позже устав
организации несколько раз пересматривался по мере эволюции мировой
финансовой системы.
Цели МВФ:
. поощрение международного сотрудничества в области
валютной политики;
. содействие сбалансированному росту мировой торговли для
стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и
реальных доходов, для развития производственного
потенциала всех членов в качестве главной цели
экономической политики;
. поддержание стабильности валют и упорядочение валютных
отношений между государствами-членами, а также
воспрепятствование девальвации валют из соображений
конкуренции;
. участие в создании многосторонней системы платежей,
устранение ограничений на трансферт валюты;
. предоставление средств для ликвидации
несбалансированности платежных балансов стран-членов.
МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время
фонд объединяет 183 государства. Его капитал образуется из взносов
государств-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны
квотой. Квота определяет количество голосов, имеющихся у государства-члена
МВФ - каждая страна имеет 250 голосов, плюс по одному голосу за каждые 100
тыс. SDR (Special Drawing Rights, специальные права заимствования).
Высший орган фонда - совет управляющих, в котором каждая страна-член
представлена назначаемыми на пять лет управляющим и его заместителем
(обычно это министр финансов или глава центрального банка и его
заместитель).
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
Мировой банк или Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР,
хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию
развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее
агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по
разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным
кооперативом, который принадлежит государствам-членам. МБРР является самым
крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним
уровнем доходов на душу населения. На 2000 год его владельцами являются 182
страны-члена Банка. Страны, подающие заявку на вступление в члены Банка,
должны сначала быть принятыми в родственную организацию МБРР -
Международный валютный фонд. Все займы банка должны гарантироваться
правительствами стран-членов. Банк выделяет займы развивающимся странам под
процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев (составляет около 6%)
.
Основные направления деятельности МБРР:
> среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных
проектов;
> подготовка, техническое и финансово-экономическое
обоснование инвестиционных проектов;
> финансирование программ структурной перестройки в
развивающихся и пост-социалистических странах.
Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по
основной сумме займа от 3 до 5 лет. Сам МБРР получает средства главным
образом путем заимствований на международных рынках капитала. Высший орган
управления - совет управляющих.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся
Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала
функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35
государств. В их число входили практически все страны Европы а также США и
Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к
разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг
Страницы: 1, 2
|