использования указанной стратегии должны быть обязательная эффективная
патентная защита и невозможность для фирмы-последователя быстро раскрыть
«ноу-хау» продукта и создать имитацию товара.
Установление цен на товар с учетом удовлетворительного
возмещения затрат.
В ценовой стратегии фирмы этот метод именуется как политика
«целевых цен», т. е. таких, которые в течение 1 - 2 лет при оптимальной
загрузке производственных мощностей (обычно 80 %) обеспечивают возмещение
затрат и расчетную прибыль на вложенный капитал (15 - 20 %). В основе
указанного метода лежит либо затратная форма анализа (ориентация на
затраты: полные, прямые, усредненные, стандартные, предельные), либо
административная (ориентация на средние рыночные цены, на "ценового
лидера", на спрос). Цены при этом рассчитываются либо на основе принципа
безубыточности: ценообразование исходя из издержек производства,
маркетинга, распределение товара с учетом получаемой прибили, либо на
основе принципа «прямые издержки плюс прибыль»; начисление стандартной
наценки на себестоимость товара. В некоторых случаях цены устанавливаются
на основе уровня текущих цен: используются в качестве основы для расчетов
цены конкурентов, а не собственные издержки.
Установление цен на товар с учетом стимулирования
комплексных продаж.
В ценовой стратегии фирмы этот метод именуется как практика
«убыточного лидера». Речь идет о продаже не единичных товаров, а
комплексов. Например, низкая цена на трактор покрывается обширным
количеством навесных и прицепных орудий, что ведет к получению
запланированного объема прибыли. Этот метод широко используется
машиностроительными компаниями, производящими массовую и крупносерийную
продукцию, реализуемую на множестве рынков.
Кроме указанных шести ведущих методов установления цен на товар, в
международной торговой практике используются и другие методы, из которых
необходимо выделить (особо не вдаваясь в комментарии) следующие:
Установление цен на основе закрытых торгов —
расчет цены, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не на
основе показателей издержек и спроса. Применяется в случае борьбы за подряд
в процессе торгов.
Установление цен на основе ощущаемой ценности товара –
ценообразование на основе покупательского восприятия ценностной значимости
товара, а не издержек продавца.
Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке
–
определение цены по географическому принципу, когда фирма взимает со всех
заказчиков, независимо от их местонахождения, одну и ту же цену,
приплюсовывая к ней расходы по доставке товара.
Установление зональных цен -
установление цен по географическому принципу, когда все заказчики в
границах зоны платят одну и ту же суммарную цену, а сами цены повышаются по
мере удаления от зоны.
Установление цен применительно к базисноиу пункту –
установление цен по географическому принципу, когда продавец выбирает тот
или иной роде качестве базисного пункта и взимает со всех заказчиков
транспортные расходы в суммах, равных стоимости доставки из этого города
независимо от места фактической отгрузки товара.
Установление цены ФОБ в песте происхождения товара –
установление цен по географическому принципу, когда товар передается
перевозчику на условиях франко-вагон, а заказчик оплачивает все расходы по
транспортировке от места нахождения предприятия до места назначения.
Вышеперечисленные методы ценообразования ни в коей мере не
используются фирмами спорадически, а лишь комплексно, причем один и тот же
товар на различных рынках может продаваться по различным ценам ("ценовая
дискриминация") в зависимости от варианта товара, места и времени продажи,
особенностей внутрифирменной стратегии.
2. ЦЕНЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ КОНТРАКТОВ
И МЕТОДИКИ ИХ РАСЧЕТОВ
Цена товара - один из важнейших элементов контракта купли-продажи.
Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать условие о цене,
по которой продается товар, или указание способа определения цены этого
товара. Распространенным способом определения цены является такой, когда
она устанавливается по курсу какой-либо биржи надень поставки.
Оговаривая цену товара, в контракте купли-продажи называются:
единица измерения цены, базис цены, валюта цены, способ фиксации цены и
уровень цены.
2.1.Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения
цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле
данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена:
-за определенную количественную единицу (или за конкретное число единиц)
товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаром единицах
измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплектов и т. д,), или в
счетных единицах (сотня, дюжина);
- за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества
в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);
- за весовую единицу в зависимости от колебаний натурального веса,
содержания посторонних примесей и влажности.
При поставке товаров разного качества и ассортимента цена
устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки б отдельности.
Если по одному контракту поставляется большое число различных по
качественным характеристикам товаров, цены на них, как правило, указываются
в спецификациях, составляющих неотъемлемую часть контракта.
При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются
по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие
части и указываются в приложении к контракту.
Если в основу цены положена весовая единица, необходимо определить
характер веса (брутто, нетто, брутто за нетто) или оговорить, включает ли
цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех
случаях, когда называется цена за штуку, за комплект.
2.2.Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые,
складские и другие расходы по доставке товара в цену товара. Базис цены
обычно определяется применением соответствующем термина Франко-предприятие,
франко-перевозчик, ФОБ, КАФ, КАС, СИФ и др.) с указанием названия пункта
сдачи товара. Например, в контракте записывается: «Цена составляет 100
долл. США франко-вагон граница пограничная станция г. Чоп страны продавца».
2.3.Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте
страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны». При выборе
валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи,
существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук,
цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на
нефтепродукты, пушнину - в американских долларах. В связи с этим необходимо
иметь в виду следующее.
Во-первых, экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в
относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в
том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесцениванию.
Во-вторых, нельзя забывать о таком явлении в международной
торговле, как "валютный демпинг (или валютная прибыль)', которая
образовывается от разности в движении валютных курсов валют контракта по
отношению к американскому доллару при долгосрочных договорах поставок.
Например, американская фирма продает товар на рынке Германии за 100 нем.
марок, а курс доллар/марка составляет 1/2,5. В этом случае фирма США
получит доход в размере 40 долл. США. С течением времени курс доллар/марка
изменяется и составляет 1/1,8. Следовательно, с ростом курса-марки фирма
США получит доход в размере 56 долл. США, не вложив при этом ни единого
доллара, а использовав только разницу курсовых коэффициентов.
2.4.Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте
в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к
моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации цены
различают следующие виды цен:
-твердая,
- подвижная,
- с последующей фиксацией,
- скользящая.
Твердая цена согласовывается и устанавливается в момент подписаны
контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия. Твердая
цена применяется как в сделках с немедленной поставкой и поставкой в
течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные
сроки поставки. Обычно делается оговорка «цена твердая, изменению не
подлежит».
Подвижная цена- зафиксированная цена при заключении контракта,
которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного
товара к моменту ею товара изменится. При установлении подвижной цены в
контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту
исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно
должна измениться и цена, зафиксированная в контракте. Эта оговорка носит
название «оговорка о повышении и понижении цены».
Обычно в контракте обуславливается допустимый минимум отклонения
рыночной цены от конкретной (2-5 %), в пределах которого пересмотр
зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в
контракте обязательно должен быть определен источник, по которому следует
судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего
устанавливаются на промышленные, сырьевые и продовольственные товары,
поставляемые по долгосрочным контрактам.
Цены с последующей фиксацией устанавливаются в назначенные
договорами сроки на основании согласованных источников (в том числе и в
процессе исполнения контракта). Так, например, контрактом может быть
предусмотрено, что цена на проданные по нему товары будет установлена на
уровне цен мирового рынка на определенную дату, в день поставки товара
покупателю, перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара
или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года. В
качестве источников цен контракт может предвидеть биржевые котировки, цены,
публикуемые в различного рода справочных и отраслевых журналах, а также
цены, реально складывающиеся на мировом рынке и определяемые по достоверным
конкурентным материалам.
Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации
цены в течение срока использования сделки с оговоркой: какими источниками
информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цены.
Так, при сделках на биржевые товары оговаривается, по котировкам какой
биржи и по какой рубрике копировального бюллетеня будет определяться цена,
а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о
своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки носят название
«окольные».
Скользящая цена применяется в контрактах с длительными сроками
поставок, в течение которых экономические условия производства товаров
могут существенно измениться. Чаще всего скользящие цены устанавливаются на
машины и оборудование со сроками поставки, превышающими один год (для
контрактов с использованием цен с последующей фиксацией преимущественно до
года), а также при исполнении больших по объему и продолжительных во
времени подрядных работ.
Скользящая цена состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой на
дату предложения или подписания контракта, и переменной, определяемой на
период изготовления или поставки товара. Базовая цена рассчитывается
продавцом на основе конкурентных материалов или других источников и
согласовывается с покупателем при подписании контракта. Окончательная цена
обычно рассчитывается по формуле:
Со = Са /АМо:Ма + ВБо :Ба + Д + ..../,
где Со - окончательная цена;
С а - базовая цена;
А, В - доли, которые занимают в цене отдельные составляющие,
например, стоимость материалов, стоимость рабочей силы и т. д.;
Мо и Ма - индексы цен на материалы, используемые для изготовления
Страницы: 1, 2, 3
|