темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста
производства; во-вторых, сдвиги в структуре:
товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географический
(доли регионов, групп стран и отдельных стран).
Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие
темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных
признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых
рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы
расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них — машинами и
оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств
связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее
расширялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляемыми в
порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен
динамики — ускоренный рост международной торговли услугами.
Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так
и в географической структуре мирового внешнеторгового обмена. При этом
практически неизменной за последние 15—20 лет сохраняется доля основных
групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом
случае — это величины порядка 70—76%, во втором — эта величина находится в
пределах 20—24% и для последней группы этот показатель не превышает 6—8%.
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная
тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70%
мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между
сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно
сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось
около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.
Услуги составляют в настоящее время почти четверть международного
торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рассматриваем мировую торговлю
услугами.
Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг.
В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные
издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить
капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие
услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым
поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная
плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и
социальные пособия).
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей
природе они участвуют в международной торговле; другими словами их можно
определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым
между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежньис
балансах.
По оценкам некоторых специалистов к концу 80-х годов услуги достигли 70%
объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их бьша вовлечена в мировую
торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене
существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во
внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной
промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым
неторгуемым товарам, т. е. к таким, которые потребляются в той же стране,
где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть
групп (4—9 категории официальной классификации товаров международной
торговли):
. коммунальные услуги и строительство;
. оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы
и кемпинги;
. транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое
посредничество;
. оборона и обязательные социальные услуги;
. образование, здравоохранение и общественные работы;
. прочие коммунальные, социальные и личные.
В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше
выделяются информационные и консалтинговые услуги. Международная статистика
свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее
быстрорастущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл. 11.3.
|. Мировой экспорт услуг (млрд долл.) |
| |1988 |1990 |1994 |1996 |1998* |
|Все виды услуг |653,2 |853,0 |1100 |1260 |1290 |
|Транспорт |167,4 |209,2 |250,4 |315 |324 |
|в том числе | | | | | |
|Пассажирский |36,2 |49,6 |56,9 | | |
|Фрахт |83,6 |103,3 |125 | | |
|другие виды |47,7 |56,3 |68,1 | | |
|транспорта | | | | | |
|Путешествия |190,1 |246,9 |321,1 |415 |422 |
|Правительственны|43,4 |47,0 |49,5 |— | |
|е услуги | | | | | |
|Другие виды |252,4 |349,9 |479,1 |530 |544 |
|услуг | | | | | |
Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг
составляет около 25% общей величины мирового экспорта, причем в 1998 г. эта
величина, по приблизительным подсчетам, еще увеличится. Услуги растут более
высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста
потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые
были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров.
Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за
этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных
издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг;
новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев
позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.
Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые
раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам
банков, страховых фирм.
Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного
валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной.
Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов,
дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма
затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой
иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.
Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги
предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую
составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во
внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость
зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет
рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается
невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым
операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были
получены.
В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного
баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не
может дать точного представления о масштабах международной торговли
услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается
заниженной на 40—50%.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми
отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых
государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые
приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой
пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США,
Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во
внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что
некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,
Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и
строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным
финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть
экспортных доходов получают за счет туризма.
Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают
потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг
(организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая
материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма.
Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют
применением широкого спектра ограничений на использование иностранных
услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то
наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.
Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют
Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг
этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют
США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму
первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг
оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50%
экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение
имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на
заработки.
11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги,
естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих
черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших
качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов)
представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация
кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом
на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе
на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему
передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы
международных услуг, которые стали составным элементом
внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным
оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по
отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение
этого процесса сосредоточивается в стране базирования. В этом случае
внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме
межгосударственной продажи услуг.
Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг.
Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции
транспортных агентств.
Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших
видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют
услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним,
а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное
обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной
международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о
необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и
отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на
нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких
Страницы: 1, 2, 3
|