реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международная торговля

реферат

темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста

производства; во-вторых, сдвиги в структуре:

товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географический

(доли регионов, групп стран и отдельных стран).

Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие

темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных

признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых

рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы

расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них — машинами и

оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств

связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее

расширялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляемыми в

порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен

динамики — ускоренный рост международной торговли услугами.

Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так

и в географической структуре мирового внешнеторгового обмена. При этом

практически неизменной за последние 15—20 лет сохраняется доля основных

групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом

случае — это величины порядка 70—76%, во втором — эта величина находится в

пределах 20—24% и для последней группы этот показатель не превышает 6—8%.

В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная

тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70%

мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между

сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно

сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось

около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.

Услуги составляют в настоящее время почти четверть международного

торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рассматриваем мировую торговлю

услугами.

Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг.

В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:

• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные

издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;

• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить

капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие

услуги;

• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым

поездкам;

• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная

плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и

социальные пособия).

Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей

природе они участвуют в международной торговле; другими словами их можно

определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым

между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежньис

балансах.

По оценкам некоторых специалистов к концу 80-х годов услуги достигли 70%

объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их бьша вовлечена в мировую

торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене

существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во

внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной

промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым

неторгуемым товарам, т. е. к таким, которые потребляются в той же стране,

где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть

групп (4—9 категории официальной классификации товаров международной

торговли):

. коммунальные услуги и строительство;

. оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы

и кемпинги;

. транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое

посредничество;

. оборона и обязательные социальные услуги;

. образование, здравоохранение и общественные работы;

. прочие коммунальные, социальные и личные.

В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше

выделяются информационные и консалтинговые услуги. Международная статистика

свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее

быстрорастущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл. 11.3.

|. Мировой экспорт услуг (млрд долл.) |

| |1988 |1990 |1994 |1996 |1998* |

|Все виды услуг |653,2 |853,0 |1100 |1260 |1290 |

|Транспорт |167,4 |209,2 |250,4 |315 |324 |

|в том числе | | | | | |

|Пассажирский |36,2 |49,6 |56,9 | | |

|Фрахт |83,6 |103,3 |125 | | |

|другие виды |47,7 |56,3 |68,1 | | |

|транспорта | | | | | |

|Путешествия |190,1 |246,9 |321,1 |415 |422 |

|Правительственны|43,4 |47,0 |49,5 |— | |

|е услуги | | | | | |

|Другие виды |252,4 |349,9 |479,1 |530 |544 |

|услуг | | | | | |

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг

составляет около 25% общей величины мирового экспорта, причем в 1998 г. эта

величина, по приблизительным подсчетам, еще увеличится. Услуги растут более

высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста

потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые

были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров.

Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за

этот период она выросла в два с половиной раза.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных

издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг;

новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев

позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.

Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые

раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам

банков, страховых фирм.

Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного

валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной.

Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов,

дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма

затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой

иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.

Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги

предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую

составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во

внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость

зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет

рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается

невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым

операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были

получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного

баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не

может дать точного представления о масштабах международной торговли

услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается

заниженной на 40—50%.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми

отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых

государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые

приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой

пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США,

Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во

внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что

некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,

Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и

строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным

финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть

экспортных доходов получают за счет туризма.

Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают

потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг

(организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая

материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма.

Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют

применением широкого спектра ограничений на использование иностранных

услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то

наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.

Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют

Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг

этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют

США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму

первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг

оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50%

экспортной выручки.

Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение

имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на

заработки.

11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне

Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги,

естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих

черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших

качественно новые моменты в развитие этого рынка.

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов)

представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация

кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом

на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе

на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему

передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы

международных услуг, которые стали составным элементом

внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным

оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по

отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение

этого процесса сосредоточивается в стране базирования. В этом случае

внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме

межгосударственной продажи услуг.

Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг.

Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции

транспортных агентств.

Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших

видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют

услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним,

а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное

обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной

международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о

необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и

отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на

нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.