технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к крупному
как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новой
технологии.
Растущую роль в ходе преобразования американской экономики играет
«рисковый капитал»: на мелкие компании возлагается испытательная функция
рискованных научных поисков, отбор новшеств для ускорения нововведений.
Хотя доля небольших фирм в общих затратах частного капитала на НИОКР не
превышает 5%, на их счету в США около половины изобретений. Инструментом,
позволяющим мелким и средним компаниям взаимодействовать с крупными,
является кредитная система США.
Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет
собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Основным
ее компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая
функции Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС состоит из совета
управляющих, 12-и федеральных резервных банков, нескольких тысяч банков-
членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на
открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС осуществляет
кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через
сферу кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитно-
денежной политики являются операции с правительственными ценными бумагами
на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм
учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. В 1980 и 1982
гг. Конгресс США принял законы о дерегулировании финансовых институтов.
Были устранены «потолки» процентных ставок по депозитам, унифицированы
резервные требования для банков и других финансовых институтов, расширены
возможности по привлечению средств и т.д. В результате усилились
конкурентные начала в деятельности кредитных институтов и расширилась сфера
регулирующих полномочий ФРС.
В область деятельности банков попали не только традиционные, но и
новые виды операций, которые раньше были прерогативой специализированных
финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции,
брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы финансирования
структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые сделки,
консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного
строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в
прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых
операций обслуживают крупные коммерческие банки.
Главным направлением изменений в структуре кредитно-банковской системы
США стала универсализация самых мощных финансовых институтов. Они ломают
традиционные ограничения в межштатной экспансии, перегородки между
депозитно-кредитными и инвестиционными операциями, сложившиеся принципы
устройства банковских и небанковских финансовых учреждений и их
государственного регулирования.
Повышение эффективности кредитно-банковской сферы страны
сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. За 80 - 90-е гг. число
коммерческих банков США сократилось более чем на 3 тыс. Они переросли в
более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на
отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику. Теперь друг с другом
конкурируют нью-йоркская (восточная) и калифорнийская (западная)
укрупненные финансовые группы нового типа, делящие позиции внутри многих
крупных корпораций разных отраслей и сфер. Вместо нефтяных, стальных,
автомобильных «королей» появились магнаты другого типа: их собственность не
привязана к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием
промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется
на экономический потенциал национальных масштабов.
Экономический рост США на рубеже столетий породил ряд серьезных
структурно-функциональных проблем в дальнейшем развитии банковской системы
США. К их числу относится и проблема эффективного поддержания оборота
денежной наличности. Данные официальной американской статистики
свидетельствуют о том, что в течение 90-х годов общий объем ежедневно
обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился почти
в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то в 1998 г.
достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы
США показывают, что, несмотря на внедрение новых средств расчетов,
наличность в ее прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые
платежные средства - не только в перспективе не выйдут из обращения, но и
как прежде будут составлять важнейшие компоненты национальных платежных
систем. Абсолютный рост денежной наличности, находящейся в обороте,
сопровождался и ее относительным увеличением (примерно на 1,5% в период.
1990-1998 гг.), что напрямую связано с высоким уровнем развития
американской экономики, повышением уровня жизни практически всех слоев
общества, общим ростом численности населения США. В ближайшее время следует
ожидать ежегодного увеличения объема наличности на 7% для территории США и
13% для внешних потребителей американской валюты.
В 90-е годы продолжало увеличиваться и значение чеков как платежных
средств. Так, например, в 1996 г. на территории США было выписано примерно
65 млрд. чеков на общую сумму 75 трлн. долл. По оценкам американских
экспертов, количество чеков ежегодно увеличивается на 3%[4].
Поэтому организационная структура национальной системы налично-
денежного обращения США и в дальнейшем останется в целом прежней. Ее
развитие будет происходить за счет внедрения новых форм и методов обработки
денежной наличности и внедрения в соответствующих подразделениях
Федеральной резервной системы (ФРС) передовых технических решений,
позволяющих достичь эффективного и бесперебойного функционирования
национальной платежной системы.
4 Бюджетная политика США
Существенных изменений в общей структуре федерального бюджета,
сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет никаких
оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах. Поэтому
первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием каких
факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и
качественные характеристики федеральный бюджет США.
В американской бюджетной практике за последние десятилетия трудно было
бы обнаружить сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного развития
событий. Все отклонения фактических показателей от программ и прогнозов,
как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей или же заранее
оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными сочетаниями
изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во
внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры
по конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми
показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между
предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали
несколько десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные
бюджетно-политические задачи выполнялись и в 1998 году был достигнут
бездефицитный бюджет.
В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х
годов с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост
биржевых котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты
населения. В связи с этим можно выдвинуть предположение, а не повторится ли
экономический тайфун начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа успехи
федерального бюджета выглядят солидно и прочно. Главное событие в этой
сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного демократами, в
1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и составивший 69,2 млрд.
долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).
До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик их
пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация «экономической
проблемы номер один» провозглашалась многими президентами. Разумеется,
нынешний «бюджетный успех» напрямую связан с общеэкономическими
показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это
улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по
времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов
есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но
давшее Америке за последние 10 лет «дивиденд» минимум в 500-700 млрд. долл.
- и ничего не давшее другому участнику противостояния – России); важную
роль сыграл пик делового цикла, пришедшийся как раз на середину 90-х годов.
Кроме этих причин правительственные экономисты упоминают также выгодное для
США падение мировых цен на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего
роста внутренних цен в стране, причем динамика цен на энергоносители
помогла ощутимо снизить темпы инфляции. Отмечается важная роль быстрого
роста спроса на персональные компьютеры для общих темпов экономического
роста в США.
Продолжение нынешнего экономического и бюджетного курса должно, по
расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл.
К 2004 финансовому году запроектировано возрастание положительного сальдо
до 83 млрд. долл.[5]. В настоящее время для администрации США и Федеральной
резервной системы необходимо найти возможности и экономические рычаги,
чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить
политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный
идеологизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги в
своевременное действие.
США в мировой экономике
1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда
При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в
мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно
изменивших «зону своей ответственности» за последние 20-25 лет под влиянием
стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых
стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как «мировая кузница»,
лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической
продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве
автомобильной, компьютерной, дорожно-строительной и иной специализированной
техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и
общехимической переработки. Перечисленная продукция производится не менее,
а зачастую более качественно в других странах, причем нередко с более
низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность
рассматриваемых американских товаров не только на мировом, но и на
внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что отнюдь не все из утерянных
позиций в мировом производстве американские производители собираются
отвоевывать.
Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х
годов стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за
пределы страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального
общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически
освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных
богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и
с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия
государственной поддержки американские производители (во всяком случае на
территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск
автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое
производство достаточно технически сложной продукции оказалось более
рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.
Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла
пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило, в
конце концов, выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую
американской по качеству. Законодательная отмена в стране специальных
Страницы: 1, 2, 3, 4
|