реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Интеграционные процессы в развивающемся мире

реферат

связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут

разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер

внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без

этого.

Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не

предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра

производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на

этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.

Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на

микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция

происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое

сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно

скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС

создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют

второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной

политики остаются такие крупные направления, как оборонная

промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок

(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в

Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические

выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения

вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации,

присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от

практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто

экономическими факторами, так и политическими. Несмотря на исчезновение в

определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные:

различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок

товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось

возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал

вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание

"действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого

количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является

весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для

достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении,

значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач,

что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых,

упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых,

разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам,

создает предпосылки перехода к ЕР. Третья задача — разработка общей

политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен

осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего

закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия

соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного

потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер

были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание

условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации,

дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании

ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному

развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам

потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах",

позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти

экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации

и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению

системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию.

Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования

специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В

ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский

Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы

управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС,

предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и

использования соответствующего инструментария.

• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого

экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для

перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в

схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики

стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров

стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой

страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-

либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение

препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает

необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного

дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа

формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики,

введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого

Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов

образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

ГЛАВА II. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них

проживает более 80% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся

стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части

человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме

Японии, Южной Кореи и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также

страны Латинской Америки. Их характеризуют чрезвычайно пестрый облик,

разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем

существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую

группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические

и исторические корни.

Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в

отдельную мировую подсистему — их слаборазвитость и отсталость.

Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной

неупорядоченности общества, состоящего из различных экономических и

неэкономических институтов современного и традиционного типов, а также

переходных промежуточных институтов.

Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое

характеризуется низким уровнем развития производительных сил. Исторически

отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от

другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По

некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и

колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада.

Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили

отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в

Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г.,

например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уровень жизни в

развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае,

только на 10—20% выше.

Отсталость привела к расширению первоначального разрыва в уровнях

экономического развития. В середине 90-х годов текущего столетия разрыв

между двумя группами стран составил 20:1, а в 1985 г. - 19,2:1.

Следовательно, отсталость развивающихся стран имеет два аспекта —

общеисторический и современный, связанный с низким уровнем развития.

Общеэкономическое отставание дополняется диспропорциональностью всего

воспроизводственного процесса, проявляется в дезинтегрированности

хозяйственных секторов, в конкретных формах отставания.

Отсталость развивающихся стран порождает специфику их социальных и

экономических проблем. Решение каждой из них — обеспечение экономического

роста, занятости, распределения и т.д. — предполагает особые подходы,

которые отличны от используемых в промышленно развитых странах.

Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от

промышленно развитых государств Запада. Экономическое развитие колоний

определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий, вывозивших сырье

из них. Потребности метрополий в сырье определяли динамику экономического

развития колоний, т. е. импульсы экономического развития шли из западных

стран. Положение мало изменилось в последние десятилетия. В 1989 г. в

годовом обзоре ЮНИДО отмечалось: «Имеются серьезные признаки того, что

развивающиеся страны в течение определенного времени будут скорее в роли

воспринимающих мировые структурные сдвиги, чем генератором собственных на

базе внутренней динамики индустриализации».

Зависимое развитие проявляется во внешнеэкономических отношениях

развивающихся стран. Отсталая структура экономики, низкий уровень

производительных сил, их традиционно, аграрно-сырьевая специализация,

колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию

развивающихся стран на индустриальные государства Запада. Их

внешнеэкономические связи развиваются преимущественно по линии Юг-Север.

Низкий уровень производительности труда приводит к несоответствию

индивидуальных затрат развивающихся стран общественно необходимым

международным. Это ведет к потере этими странами в процессе обмена части

прибавочного продукта, что объективно отражается в пропорциях и динамике

мировых цен.

Неблагоприятные условия конкуренции нередко используются ТНК, глубоко

проникшими в экономику многих стран, для навязывания развивающимся

государствам монопольных цен, которые отклоняются вниз при закупке и вверх

при продаже от преобладающих общемировых. Так происходит на тех рынках, где

доминирование или сговор ТНК позволяет им ломать механизм конкуренции и

улавливать дополнительную прибыль.

В итоге зависимость проявляется в отношениях доминирования и

подчинения, которые в последние десятилетия реализуются экономически. Она

охватывает многие виды связей между индустриальными и развивающимися

странами, воздействует на политику, идеологию, культуру. Это, однако, не

означает, что центры капитализма управляют процессами развития стран

Третьего мира. Степень зависимости каждого конкретного государства может

меняться — ослабевать или усиливаться. Во многом это обусловлено состоянием

мирового хозяйства, характером экономической и социальной политики

развивающихся стран, способствующей развитию либо «филиальной», либо

национальной экономики.

Развивающиеся страны отличаются от промышленно развитых социальной

структурой общества. Деление на классы не всегда профилирует их социальную

структуру. Социальные организмы особенно афро-азиатских стран включают в

себя различные образования — классовые, неклассовые (этнические,

религиозные, кастовые и другие общности) и внеклассовые (пауперизированные

слои, утратившие регулярную связь с общественным производством).

Становление товарных отношений в этих странах сопровождалось

распространением деклассирования. Это связано с тем, что при затяжной

трансформации представители низших укладов выталкивались из привычной

экономической среды, лишались традиционных источников существования.

Взаимодействие между всеми этими образованиями сложное и неустойчивое.

Неклассовые и внеклассовые элементы социальной структуры накладывают

отпечаток на общественное развитие в целом. Необходимость обеспечения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.