ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда
| |
|ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ |
|ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|Институт переподготовки и повышения квалификации кадров |
|по финансово-банковским специальностям |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
| |
| |
|Курс: |Международные экономические отношения |
| | |
|Тема: |ГАТТ эволюция деятельности, |
| |итоги Уругвайского раунда |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Слушатель |Е.Ханютина |
| |Спец. «Ценные бумаги и биржевое |
| |дело», |
| |2 группа. |
| | |
|Научный руководитель | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Москва |
| |
|1998 год |
| |
План:
Введение 3
Исторические обстоятельства возникновения ГАТТ 3
История и особенности ГАТТ 1947 года 3
ГАТТ эволюция деятельности 4
Основные принципы ГАТТ 1947 года 4
Принцип
недискриминации..........................................................
................................................4
Принцип
консолидации.............................................................
...................................................5
Принцип переговоров. 5
Значение и пределы возможностей ГАТТ 6
Предпосылки Уругвайского раунда 8
Уругвайский раунд 9
ГАТТ 1994 года 10
Марракешская декларация 12
Итоги Марракешской декларации 13
Всемирная торговая организация 14
Цели и
принципы.................................................................
.......................................................14
Структура и
функции..................................................................
.............................................18
О ходе присоединения России к ВТО 20
Цели и задачи
присоединения............................................................
.......................................20
История развития процесса присоединения.
.........................................................................
21
Некоторые проблемы в подготовке к вступлению в ВТО России.
......................................23
Ближайшие
задачи...................................................................
.................................................24
Заключение 26
Значение Всемирной торговой организации 26
Введение
Исторические обстоятельства возникновения ГАТТ
Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по
торговле прилагала усилия для создании документа, касающегося правил и
организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом.
Реорганизация мировой экономики, и в частности мировой торговли, составляли
одну из главных целей Организации Объединенных наций. ООН удалось добиться
комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции
экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года
содержится решение о созыве международной конференции по торговле и
занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и
потребления». Конференция проходила в Гаване с 21 ноября 1947 г. по 28
марта 1948 г. На ней был разработан текст Гаванской Хартии, которая
устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала
международную торговую организацию. Цели организации состояли из трех
пунктов: воплощать в жизнь гаванскую Хартию, изучать проблемы международной
торговли, выполнять роль арбитра в спорах между государствами, подписавшими
Хартию. Но США, стоявшие у истоков Хартии, стали и причиной ее неудачи: 6
декабря 1950 года американское правительство приняло решение не выносить ее
на одобрение Конгресса. Международной торговой организации так и не суждено
было появиться на свет. Однако сформулированные в ней принципы заложили
основы и стали ориентиром международной политики в области торговли. Они
послужили непосредственным основанием для подписания генерального
соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
История и особенности ГАТТ 1947 года
В ходе работы над Гаванской Хартией двадцать три страны начали в
Женеве переговоры о тарифах. Свод этих двусторонних соглашений, положения
которых относились ко всем участникам, был включен в заключительный
документ, который содержал и основные принципы общей торговой политики, под
которыми поставили свои подписи страны-участницы. Подписанное в Женеве 14
ноября 1947 г. это соглашение устанавливало всего лишь временный режим,
который должен был принять окончательную форму в общих рамках Хартии
международной торговли. Но когда выяснилось, что Гаванская Хартия не будет
ратифицирована и международная торговая организация не будет создана,
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) приобрело в глазах стран-
участниц особое значение. С тех пор оно считается своего рода кодексом
международной торговли.
В строгом смысле слова ГАТТ - всего лишь соглашение. Однако оно имел
постоянный Секретариат в Женеве, который готовил конференции, проводимые
странами - участницами по различным аспектам их торговой политики. ГАТТ
основано на некоторых принципах либерализации мировой торговли. Их
практическое осуществление - цель стран- участниц (около сорока развитых
стран, некоторые страны Восточной Европы - Чехословакия, Польша, Югославия,
некоторые слаборазвитые страны - Бирма, Шри-Ланка, Куба, индия, Индонезия,
Никарагуа). Такой подход стал необходим после ужесточения торговой политики
в тревожные годы до и после войны. Существование ГАТТ содействовало
определенной модели поведения в торговле.
ГАТТ эволюция деятельности
Основные принципы ГАТТ 1947 года
В значительной мере они определены американскими интересами того
времени, когда эти принципы были разработаны. Их можно разделить на три
группы.
Принцип недискриминации. Статья 2 Соглашения обязывает каждую
договаривающуюся сторону немедленно и безусловно распространить на все
другие договаривающиеся стороны все льготы, привилегии, преимущества и
иммунитеты, которые она предоставляет какой-либо стране. Каждая страна
обязана, таким образом, предоставить своим партнерам статус наибольшего
благоприятствования в области таможенных тарифов.
В области количественных ограничений страны обязаны равноценно
относиться к различным источникам импорта.
Исключения из этих принципов ограничены и строго определены: они
касаются более благоприятных чем обычно таможенных режимов (таможенных
преференций), действовавших в момент подписания Соглашения, преференций,
вытекающих из существования групп государств, территория которых образует
единое таможенное пространство (таможенных союзов, например Бенилюкс) и в
группах стран, в пределах которых устанавливается свободное передвижение
товаров (зонах свободной торговли). Когда шесть стран европейского
экономического сообщества решили связать себя договором о взаимных
таможенных уступках, им пришлось испрашивать на это разрешение ГАТТ.
В результате пересмотра Генерального соглашения в 1954 - 1955 годах
страны - участницы обязались с 1 января 1958 года прекратить предоставление
прямых и косвенных субсидий для экспорта. Было принято правило уважения
«национальных интересов» в области импорта (ст.4). Его цель заключалась в
предупреждении применения к импортируемым товарам дискриминационных пошлин
и в целом не допущения ситуаций, когда бы импорт оказывался в менее
благоприятном положении, чем отечественные товары.
Принцип консолидации. В силу этого принципа страны - участницы обязались не
повышать таможенных сборов, налогов и аналогичных ограничений выше уровня
1947 года. В некоторой степени принципы, касающиеся «уважения национальных
интересов» и режима экспорта, можно отнести к этой области. Общая мысль
состоит в том, что следует не громоздить ограничения на торговлю, а по
возможности уменьшать их.
Некоторые исключения были сформулированы пользу наименее развитых
стран, в частности, в 1955 году (ст.18). Последние, чтобы защитить свое
сельское хозяйство или промышленность, в том случае, если принцип
консолидации может поставить под удар их платежный баланс, могут нарушать
его, будь то в области количественных ограничений или таможенного
протекционизма. Но исключения могут быть только временными, и в случае
злоупотреблений их партнерам разрешены были ответные меры (реторсии).
После 1958 года происходят ежегодные консультации по вопросу о
количественных ограничениях, которые страны - участницы сохраняют по
вопросам поддержания равновесия своего платежного баланса. Принцип
«консолидации» неразрывно связан с «принципом переговоров».
Принцип переговоров. ГАТТ способствовало началу или продолжению
систематических переговоров по конкретным проблемам. Ст.19 Соглашения
определяет, что сокращение тарифов должно достигаться путем взаимных
уступок. Основной поставщик представляет странам- импортерам просьбы об
уступках; достигнутые уступки затем распространяются на всех участников.
Эта процедура облегчает переговоры, ибо после определения уровня уступок,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|