более 190 тыс. человек. Многие предприятия являются градообразующими.
Каждое предприятие, входящее или находящееся в управлении «Интерроса»,
является самостоятельной бизнес-единицей. «Интеррос», как акционер
и управляющая компания, реализует свои интересы через представителей
в советах директоров предприятий.
В первую группу входят компании, в которые «Интеррос» осуществляет прямые
инвестиции или управляет пакетами акций крупнейших акционеров этих
компаний. Представители «Интерроса» составляют большинство в советах
директоров этих компаний. «Интеррос» владеет контрольным пакетом акций,
осуществляет управление компаниями, определяя стратегию и тактику
их работы, несет ответственность не только за производственные результаты,
но и за деятельность компании в целом, в том числе и за то, как решаются
экологические, социальные и другие вопросы, не имеющие, на первый взгляд,
прямого отношения к производству.
Ко второй группе относятся компании, в которые «Интеррос» осуществляет
портфельные инвестиции и владеет небольшим пакетом акций, что не позволяет
влиять на принятие существенных для развития компаний решений. «Интеррос»,
если и участвует в управлении такими активами, то только наряду с другими
акционерами, а ответственность за экономическую эффективность и социальную
стабильность несет в меру своего участия в активе. Основная цель
«Интерроса» как инвестиционной компании в таких проектах - повышение
их капитализации, эффективное бесконфликтное управление.
Прямые инвестиции и управление пакетами акций
крупнейших акционеров компаний
ГМК «Норильский никель» - один из крупнейших в мире производителей цветных
и драгоценных металлов; на долю ГМК приходится около 20% мирового
производства никеля, более 10% кобальта, 3,1% меди, значительная доля
платины и палладия; предприятия ГМК расположены в городах и населенных
пунктах Кольского полуострова («Североникель», «Печенганикель» и др.),
и Таймырского автономного округа (три металлургических завода, семь
рудников, обогатительные фабрики и др.), в Санкт-Петербурге (институт
«Гипроникель»), Москве («Интерросимпэкс» и др.).
Концерн «Силовые машины» - ведущий российский производитель оборудования
для производства, передачи и распределения электроэнергии, а также
транспортного и железнодорожного оборудования. Общая установленная мощность
энергетического оборудования предприятий «Силовых машин», которое работает
в 45 странах мира составляет до 10% мировой установленной мощности. Концерн
объединяет крупнейшие заводы-изготовители энергетического оборудования
России: Ленинградский Металлический завод, завод «Электросила», Калужский
турбинный завод, Завод турбинных лопаток, а также сбытовую компанию
«Энергомашэкспорт».
АПК «Агрос» - крупнейший в России фонд прямых частных инвестиций в сельское
хозяйство, предприятия агропромышленного комплекса, пищевую промышленность.
Управляющая компания «Росхлебопродукт» осуществляет профессиональное
руководство производственной деятельностью бизнес-направлений, развиваемых
с использованием инвестиций, привлекаемых АПК «Агрос».
АКБ Росбанк - акционерный коммерческий банк, осуществляющий весь комплекс
банковских услуг. Росбанк входит в десятку крупнейших банков России, имеет
шесть отделений в Москве и 13 филиалов в городах России (Дудинке,
Красногорске, Краснодаре, Норильске, Омске, Перми, Томске, Туле, Улан-Удэ,
Хабаровске, Южно-Сахалинске и др.), а также 3 дочерних банка
(БайкалРосбанк, Онэксим-Волга, Мончебанк).
Группа «О.В.К.» включает банки «Первое О.В.К.», «Центральное О.В.К.»,
«Сибирское О.В.К.», «Поволжское О.В.К.», «Приволжское О.В.К.»
и «Дальневосточное О.В.К.», около 350 филиалов и отделений в Москве
и практически во всех регионах страны, а также НКО «Объединенная расчетная
система», процессинговый центр «СТБ КАРД», инкассаторскую компанию
«Инкахран», инфраструктурные подразделения и компании, оказывающие
финансовые услуги.
ЗАО «Издательский дом «Проф-Медиа» управляет группой компаний, занимающихся
изданием и распространением средств массовой информации. Под управлением
«Проф-Медиа» находятся пакеты акций трех общенациональных газет -
«Известия», «Комсомольская правда» и «Советский спорт», журналов «Эксперт»
и «Финансовый директор», информационного агентства «Прайм-ТАСС», нескольких
радиостанций и региональных телерадиокомпаний. «Проф-Медиа» владеет 35%
издательского дома «Индепендент медиа». Читательская аудитория управляемых
«Проф-Медиа» изданий составляет около 10% населения России.
Негосударственный пенсионный фонд «Интеррос-достоинство» - первый в стране
негосударственный пенсионный фонд и один из лидеров рынка
негосударственного пенсионного обеспечения в России.
Страховая компания «Согласие» входит в десятку крупнейших страховых
компаний России и относится к числу ведущих компаний по страхованию
транспорта, имущества предприятий, страхованию гражданской ответственности,
источников повышенной опасности, страхованию профессиональной
ответственности. По инициативе и на базе СК происходит формирование
Некоммерческого партнерства Объединенной страховой группы «Согласие»
(зарегистрировано в октябре 2001 года). В настоящее время в группу входит
20 страховых компаний России и стран СНГ.
Фонд «Открытые инвестиции» - инвестиционный фонд, цель которого - стать
одним из крупнейших игроков на московском рынке девелоперских проектов.
Портфельные инвестиции
(частичное участие в управлении)
«Русиа-петролеум». Проект освоения Ковыктинского газо-конденсатного
месторождения.
Указом по ФПГ "Интеррос" (от 28 октября 1994г. № 2023) открывалась
возможность создания межотраслевого фонда развития экспорта, образуемого за
счет товарных ресурсов и финансовых средств участников группы и других
источников. По сути дела, речь идет об облегчении маневрирования ресурсами
в рамках ФПГ, чему мешают налоговые барьеры.
3. Межгосударственные ФПГ
Финансовые структуры МФПГ могли бы ускорить интеграцию банковского,
промышленного и торгового капитала, ускорить движение оборотных средств,
обеспечить экономию за счет развития внутри группы системы взаимозачетов
платежей. Но процесс создания МФПГ движется очень медленно. За прошедший
период в СНГ образовано практически только две МФПГ: "Нижегородские
автомобили" в 1995 году, "Точность" в 1996 году. Еще восемь МФПГ находятся
на стадии подготовки организационных проектов, по ним в 1995-1996 гг. были
подписаны межгосударственные соглашения. Из них наибольшее число приходится
на двухстороннее МФПГ: 11 российско-украинских, 9 российско-белорусских и
только 6 четырехсторонних (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан).
Правовой базой создания МФПГ пока является соглашение государств СНГ "О
содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-
финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений”,
подписанное в Москве 15 апреля 1994 года, а также двухстороннее соглашение
"Об основных принципах создания ФПГ”, подписанное Россией и Казахстаном в
1994 году [3, с.17].
Можно отметить, что основной проблемой являются национальные различия в
темпах и содержании реформ и структурной перестройки, а это обуславливает
противоречивость интересов возможных партнеров по ФПГ, их опасения по
ущемлению финансовых интересов и экономической независимости. Отсутствуют
межгосударственные соглашения, регулирующие данные вопросы.
Таким образом, анализ существующей сегодня государственной поддержки
ФПГ позволяет сделать следующие выводы:
1. Весь опыт мировой практики показывает, что сдвинуть национальную
экономику с мертвой точки, вытянуть все тяготы финансирования
инвестиционных проектов и распространения новых технологий и научно-
технических достижений может только высоко концентрированный и
интегрированный капитал. Это ставит задачи перед государственным
регулированием: снять все искусственные препятствия на пути к объединению
капиталов, разработать меры по оперативной поддержке данного процесса,
обеспечить его равномерное распространение в различных сферах
жизнедеятельности.
2. Макроэкономическая специфика управления ФПГ доказывает
необходимость создания отраслевых моделей государственного регулирования
ФПГ, включающих стратегические цели государства в данной отрасли,
основанные на согласовании национальных, отраслевых и корпоративных
интересов.
3. Признать участников ФПГ консолидированным плательщиков в бюджеты
всех уровней.
4. Законодательно оформить существование межгосударственных ФПГ, что
помогло бы российской экономике использовать стабилизационные возможности
интеграции со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Заключение.
Экономический кризис в стране, начавшийся в начале 90-х гг. c момента
перехода к рыночным отношениям, является следствием ошибок реформаторов. В
основу тех реформ закладывались идеи запада, направленные на уничтожение
отечественной экономики.
Одна из причин резкого снижения объемов промышленного производства –
это нехватка оборотных средств.
Нет оборотных средств – нет производства – нет реализации – нет выручки
– нет оборотных средств. Замкнутый круг.
Положение обостряется отсутствием у предприятий инвестиций –
собственных и бюджетных. Кредитная политика в течение последних лет была
направлена на сферу обращения, на обеспечение сверх прибыли для финансовых
спекуляций. Кредитование реальной сферы экономики практически отсутствует.
Опыт зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом кризисе,
показывает, что один из путей возрождения промышленного производства и
экономики в целом состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных
отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством
реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и
промышленного капитала.
Сегодня роль ФПГ является особенно заметной в условиях спада
экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их
концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки,
техники и производства.
ФПГ способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и
последующему развитию отечественного производства и помогут :
. сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях
развития экономики,
. обеспечить финансовыми ресурсами промышленность, НИОКР,
. ускорить НТП,
. повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность продукции
отечественных предприятий,
. сформировать рациональные хозяйственные связи в сегодняшних условиях,
Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: создание ФПГ в нашей
стране - это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и
интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из
стратегических элементов государственной политики, а в перспективе ФПГ
видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.
Литература.
1. Беляева И. Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование
финансово-промышленной элиты (российский опыт). М.: ФА,. 1999. 296с.
2. Беляева И. Ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансово-промышленных
корпоративных структур: теория и практика. М.: ФА, 1998. 304с.
3. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных
структур // Российский экономический журнал.1996.№ 10.С.16-22.
4. О финансово-промышленных группах. Федеральный закон. М., 1996.
5. ФПГ как модель взаимодействия реального и финансового секторов
экономики: реальный опыт. // Еженедельный аналитический обзор. 1999. № 2
(15-21 марта).
6. www.interros.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|