многие эмигранты вернулись в Испанию.
1.3. Сельское и лесное хозяйство.
Сельское хозяйство издавна являлось важной отраслью экономики Испании.
До начала 1950-х годов, когда промышленность опередила его по темпам
развития, сельское хозяйство было главным источником доходов государства, а
к 1992 его доля сократилась до 4%. Доля занятых в сельском хозяйстве
продолжала падать – с 42% в 1986 до 8% в 1992. Земледелие, ведущая отрасль
сельского хозяйства, специализируется в выращивании ячменя и пшеницы. С
1970-х годов резко вырос объем производства фруктов и овощей. В 1992 объем
выращенных фруктов и овощей (в весовом выражении) превзошел урожай
зерновых. Многие фрукты и овощи производятся на экспорт, главным образом в
страны ЕС, и Испания получает большие прибыли от торговли этой продукцией.
В стране обрабатывается только 40% земель. Около 16% возделываемых
земель орошаются. Луга и пастбища занимают 13% территории, леса и
редколесья – 31% (против 25% в 1950-е годы). Поскольку на протяжении
столетий во многих местностях страны леса нещадно вырубались, правительство
реализовало широкомасштабную программу лесовосстановительных работ. Среди
лесных культур очень ценится пробковый дуб; в настоящее время Испания
занимает второе место в мире (после Португалии) по производству коры
пробкового дерева. Приморская сосна широко используется для получения смолы
и скипидара.
Развитие сельского хозяйства в Испании осложняется из-за ряда серьезных
проблем. Во многих районах почвы эродированы и малоплодородны, а
климатические условия неблагоприятны для выращивания сельскохозяйственных
культур. Только северный приморский район Испании получает достаточное
количество осадков. Кроме того, лишь небольшая часть земли орошается,
главным образом на восточном побережье и в бассейне р. Эбро. Другая
проблема заключается в том, что слишком много земли принадлежит
неэффективным латифундиям (очень крупным поместьям, главным образом на юге
страны) и минифундиям (очень маленьким фермам с наделом менее 20 га, в
основном на севере и востоке). В латифундии вкладывалось недостаточно
капиталов, и они нуждаются в модернизации, тогда как площади минифундий
слишком малы, чтобы вести экономически эффективное хозяйство. Лишь
отдельные латифундии были механизированы, и там стали выращивать новые
культуры, например подсолнечник, и внедрять современные методы
круглогодичного сбора урожая в парниках, что значительно повысило
доходность ферм в таких провинциях, как Альмерия и Уэльва.
До Гражданской войны республиканское правительство пыталось осуществить
радикальную земельную реформу, основанную на экспроприации крупных
землевладений. Однако при Франко все внимание было направлено на
техническую модернизацию сельского хозяйства. В результате проблемы
распределения земли остались нерешенными; после победы националистов в 1939
многие крупные земельные наделы были возвращены их прежним владельцам. К
значительным достижениям относятся сооружение ирригационных систем на
площади 2,4 млн. га обрабатываемых земель и переселение большого числа
крестьян на орошаемые земли. Кроме того, в период с 1953 по 1972 была
осуществлена программа консолидации землевладений общей площадью более 4
млн. га. В соответствии с третьим планом развития (1972–1975) около 12%
всех расходов было направлено на внедрение прогрессивных методов ведения
сельского и рыбного хозяйства. Принятые в 1971 законы о земельной реформе
предусматривали санкции против землевладельцев, которые не принимали мер по
модернизации сельского хозяйства в своих поместьях в соответствии с
предписаниями Министерства сельского хозяйства и которые отказывались
предоставлять кредиты фермерам-арендаторам для повышения уровня
сельскохозяйственного производства или выкупа арендуемых участков.
Испания является одним из крупнейших производителей оливкового масла и
вина. Плантации оливковых деревьев находятся главным образом в латифундиях
Андалусии и Новой Кастилии, а виноград выращивают в Новой и Старой
Кастилии, Андалусии и восточных районах страны. Цитрусовые, овощи и
сахарная свекла – тоже важные сельскохозяйственные культуры. Основная
зерновая культура, пшеница, выращивается на центральных плато Месеты с
использованием методов богарного земледелия.
В послевоенные годы большие успехи были достигнуты в животноводстве. В
1991 в Испании насчитывалось 55 млн. голов домашней птицы (23,7 млн. в
1933), 5,1 млн. голов крупного рогатого скота (3,6 млн. в 1933), а также
16,1 млн. свиней и 24,5 млн. овец. Бульшая часть поголовья скота
сосредоточена во влажных северных районах страны.
1.4. Рыболовство.
Рыбное хозяйство дает менее 1% товарной продукции Испании, но эта
отрасль быстро и почти непрерывно расширялась с 1920-х годов. Улов рыбы
возрос с 230 тыс. т в 1927 до 341 тыс. т в среднем в год в период
1931–1934; в 1990 среднегодовой улов достиг 1,5 млн. т. Значительная часть
промысла ведется у берегов Страны Басков и Галисии. Больше всего
вылавливают сардин, хека, макрели, анчоусов и трески.
20–25% всего улова ежегодно перерабатывают на консервы. Однако
рыбоконсервная промышленность какое-то время испытывала застой, в
результате Испания потеряла рынки сбыта в Португалии, Японии и других
странах. Такие факторы, как снижение импорта листового железа для
производства консервных банок, рост цен на оливковое масло и сокращение
улова сардин, сдерживали развитие данной отрасли.
1.5. Промышленность.
В 1991 на долю промышленности приходилось около 1/3 общего выпуска
товаров и услуг. Примерно 2/3 промышленной продукции было произведено
обрабатывающей промышленностью, тогда как горнодобывающая промышленность,
строительство и коммунальные услуги давали оставшуюся треть.
Развитие промышленности в 1930-х – начале 1960-х годов находилось под
контролем государства. Еще в 1941 был создан Институт национальной
индустрии (ИНИ), государственная корпорация, отвечавшая за создание крупных
государственных предприятий, контроль частной промышленности и проведение
протекционистской политики. С 1959 экономика стала несколько более
открытой, а частным предприятиям была отведена ведущая роль в развитии
промышленности. Функции ИНИ ограничивались созданием предприятий в
государственном секторе экономики. В результате темпы роста промышленности
возросли, что продолжалось до начала 1970-х годов. После 1974 неэффективный
государственный сектор промышленности вошел в полосу испытал глубокого
кризиса.
Правительство ИСРП, пришедшее к власти в 1982, стремилось реорганизовать
ИНИ, в системе которого тогда было занято 7% промышленных рабочих, в том
числе 80% занятых в судостроении и половина занятых в горнодобывающей
промышленности. Принятые меры включали приватизацию многих предприятий.
После 1992 ИНИ распался на две группы: ИНИСА (ИНИ-Лимитед), состоявшую из
прибыльных или потенциально прибыльных государственных фирм и не
финансировавшуюся из государственного бюджета; и ИНИСЕ, контролировавшую
неприбыльные фирмы (некоторые из них были проданы частному сектору или
упразднены). Другие государственные фирмы, особенно специализировавшиеся на
производстве стали и добыче угля, в 1990-е годы стали малоприбыльными, но,
поскольку там были заняты многие тысячи людей, предполагалось, что
прекращение их деятельности и отмена государственных субсидий будут
осуществляться постепенно.
Вступление Испании в ЕЭС в 1986 стимулировало приток иностранных
инвестиций в промышленность. Это позволило модернизировать многие
предприятия и передать бульшую часть промышленности Испании в руки
иностранных инвесторов и корпораций.
1.5.1. Обрабатывающая промышленность.
Многие отрасли обрабатывающей промышленности имеют четкую географическую
локализацию. Такая важная исторически сложившаяся отрасль, как текстильная
промышленность, сосредоточена в Каталонии, особенно в Барселоне. Главный
очаг черной металлургии – Страна Басков с центром в Бильбао. В 1992 было
выплавлено 12,3 млн. т стали, что почти на 400% превысило уровень 1963.
Больших успехов испанцы добились в автомобилестроении и цементной
промышленности. В 1992 было произведено 1,8 млн. легковых, 382 тыс.
грузовых автомашин и 24,6 млн. т цемента. Объем промышленного производства
сократился в 1991–1992 в результате мирового спада во всех отраслях
промышленности, кроме энергетики. В начале 1990-х годов по числу занятых в
Испании выделялись такие отрасли промышленности, как пищевая и табачная
(16% занятых); металлургия и машиностроение (11%); текстильная и швейная
(10%); производство транспортного оборудования (9%).
1.5.2. Горнодобывающая промышленность.
Испания располагает богатыми месторождениями меди, железной руды, олова
и пиритов с высоким содержанием меди, свинца и цинка. Испания – один из
крупнейших в ЕС производителей свинца и меди, несмотря на то, что объем
производства большинства металлов, в том числе меди, свинца, серебра, урана
и цинка, с 1985 постепенно сокращается. Угольная промышленность Испании
давно превратилась в неэффективную и неприбыльную отрасль.
1.5.3. Энергетика.
Зависимость Испании от импорта энергоносителей постепенно увеличивалась,
и в 1990-х годах за счет этого источника обеспечивалось 80%
энергопотребления. Хотя с начала 1960-х годов в Испании были обнаружены
несколько месторождений нефти (в 1964 была найдена нефть в 65 км к северу
от Бургоса, а в начале 1970-х годов – близ Ампосты в дельте Эбро),
использование отечественных источников энергии не поощряется. В 1992 в
общем балансе производства электроэнергии почти половина приходилась на
долю местного угля и импортной нефти, 36% – на долю ядерного топлива и 13%
– на долю гидроэнергии. Из-за низкого энергетического потенциала рек
Испании роль гидроэнергетики сильно сократилась (в 1977 она давала 40%
выработанной электроэнергии). Благодаря наличию больших запасов урана был
разработан план развития атомной энергетики. Первая АЭС была запущена в
1969, однако в 1983 по экологическим соображениям был введен запрет на
строительство новых АЭС.
1.6. Транспорт и связь.
Внутренняя транспортная система Испании имеет радиальную структуру с
большим числом главных автодорог и железнодорожных линий, сходящихся в
Мадриде. Общая протяженность сети железных дорог около 22 тыс. км, из них
1/4 электрифицированных (1993). Главные линии используют широкую колею;
местные линии, составляющие по протяженности 1/6 от всей сети, имеют узкую
колею. В конце 1960–1970-х годах железные дороги Испании были существенно
модернизированы: обновлен подвижной состав, улучшены рельсовая подушка и
полотно, а крутые повороты и спуски снивелированы. В 1987 началась
реализация 13-летнего плана развития железнодорожного сообщения. В 1993
благодаря субсидиям от ЕС была пущена первая высокоскоростная пассажирская
линия Мадрид – Кордова – Севилья, а затем ответвление Кордова – Малага.
Автодорожная сеть Испании составляет 332 тыс. км, из них 2/5 – с твердым
покрытием. В последнее десятилетие резко увеличился парк автомобилей. В
1963 в Испании насчитывались 529,7 тыс. легковых автомобилей и 260 тыс.
грузовых (включая тракторы). К 1991 соответствующие показатели достигли
12,5 млн. и 2,5 млн. машин.
Торговый флот Испании в 1990 состоял из 416 судов общим водоизмещением
3,1 млн. брутто-регистровых тонн. Главные морские порты – Барселона,
Бильбао и Валенсия.
1.7. Внешнеэкономическая деятельность.
Во время диктатуры Франко Испания находилась в изоляции до 1950, когда
страны-члены ООН восстановили дипломатические отношения с франкистской
Испанией. В 1953 было заключено соглашение о предоставлении США военно-
воздушных и военно-морских баз на территории Испании в обмен на
американскую военную и экономическую помощь. Это соглашение обновлялось, и
срок его действия продлевался в 1963, 1970 и 1982. С 1955 Испания – член
ООН.
После Второй мировой войны Испания лишилась почти всех своих колоний в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|