внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-
импортеров.
Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством
для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное
ограничение экспорта и т.д.), использование которых в конечном
счете оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом
рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки
зрения, крупной.
3. ПРАКТИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН
Для современного мирового рынка характерно наличие большого
количества различных отраслевых рынков товаров и услуг,
множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию
одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при
обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены
необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей
особенность «отбора» цены:
25. использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
26. цены в условиях оплаты наличными;
27. цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.
Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках
долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно
отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый
путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных
ограничений и т.д.
Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными
колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением
надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную
продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары
различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в
конечной цене составляют транспортные расходы.
В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми
товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические
фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления
продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией,
технически сложными товарами, то здесь цены, как правило,
формируются только при непосредственном контакте между продавцом-
производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену
включаются самые различные составляющие - надбавки за гарантию,
предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей
мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о
ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных
практически для всех товаров и товарных групп по регионам и
временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности
предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в
считанные минуты получить ориентировку практически на все
поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены
ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую
площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же
ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект
цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены
в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.
Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на
несколько групп.
3.1 Контрактная цена
Контрактная цена - это конкретная цена, которую согласовали между
собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как
правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена
действительна на весь период действия контракта, если ее не
подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены
нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В
принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном
регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей
известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании
банка данных.
Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в
специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической
литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации.
Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном
охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и
нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время
справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень
большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов
ориентируется на ежедневные котировки цен потоварные и региональные
- публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно
через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что
между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими
ценами сделок существует определенный зазор. Как правило,
справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют
быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические
события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма
специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном
рынке и тенденции.
3.2 Биржевые цены
Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится
на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и
полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все
изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения
в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на
биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые
котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный
момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в
себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия
поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы
биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и
котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в
специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные
котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с
условиями поставки через определенное время и котировки на
реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки,
довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-
таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен.
Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно
спекулятивный характер.
В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются
на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя
бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких,
как Лондонская биржа металлов (LME - London Metal
Ехспапgе),Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся
котировками и продажами зерновых, или Нью- Йоркская биржа хлопка
(NYCE -New York Cotton Exchange).
Цены аукционов - показывают цены, полученные в результате торгов.
Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный
временной период. Аукционный вид торговли является достаточно
специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается
пушнина, животные. предметы искусства.
3.3 Статистические внешнеторговые цены
Статистические внешнеторговые цены - публикуются в различных
национальных и международных статистических справочниках. Данные
цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления
стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или
поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену
конкретного товара. С точки зрения их практического применения они
интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или
иной страны, для статистических расчетов, используются как
приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и
импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на
рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие
уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней
торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые
скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и
условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40
различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее
распространенным относятся следующие:
1. скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии)
или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга
предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном
рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
2. скидка для эксклюзивного импортера, фирма- импортер является
единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается
наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает
экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15%
от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной
конкуренции;
3. скидка «сконто», в случае осуществления импортером предоплаты,
полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая
скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода
денег при оформлении товарных накладных;
28. скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило,
предоставляется импортеру, длительное время работающему на
рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер
уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного
и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка
предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара.
Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной
конкуренции;
29. скидки за покупку внесезонного товара, как правило,
предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и
др.
30. дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным
торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать
расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им
определенный размер прибыли.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного
случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от
первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более
существенные скидки.
4. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЭД
В период существования в СССР, в России централизованной плановой
экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно
мало интересовали конкретного производителя. Все операции -
торговые и платежные - производились специализированными
учреждениями внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу
после появления соответствующих законодательных актов о выходе
предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое
число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков,
например, Магнитка или Газпром и его структуры, так и маломощных,
но многочисленных «челноков».
Приблизительно до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую в
России продукцию были ниже мировых в расчетах на конвертируемую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|