консульства, военные базы, научные станции, информационные, иммиграционные
или благотворительные агентства, расположенные на территории других
государств и находящиеся в распоряжении правительства страны, которое
владеет или арендует эти объекты.
Согласно пятому изданию "Руководства...", экономический субъект имеет
центр экономических интересов на территории данного государства, если в
каком-то месте, находящемся на экономической территории страны, существует
имущество, производственные помещения, иные строения, которые этот
экономический субъект использует и намеревается использовать в течение
определенного длительного периода времени прямым или косвенным образом для
осуществления экономических операций или сделок в достаточно большом
масштабе. Из приведенного определения центра экономических интересов видно,
что формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на
практике. Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для
определения центра экономических интересов достаточно признака ведения
экономической деятельности и операций в течение годичного срока.
Оба предыдущих понятия — экономической территории и центра
экономических интересов субъекта — необходимы для определения ключевого
понятия в системе платежного баланса — резидентности, то есть установление
критериев, в соответствии с которыми того или иного экономического субъекта
было возможно отнести к категории резидента данной страны. В связи с этим
важно подчеркнуть, что концепция резидентности в системе платежного баланса
не основывается на критериях национальной принадлежности экономического
субъекта либо на юридических критериях определения резидентов того или
иного государства.
В соответствии с пятым изданием "Руководства..." экономический субъект
является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических
интересов на экономической территории страны.
МВФ подразделяет всех экономических субъектов на две категории:
домашние хозяйства и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а
также юридические лица и иные организационно-правовые формы ведения
коммерческой деятельности, некоммерческие организации и органы
государственной власти данной страны. Пятое издание "Руководства..."
подробно описывает наиболее общие случаи применения критериев резидентности
к обеим категориям (например, вопросы резидентства международных либо
межправительственных организаций и т.д.).
Принципы оценки экономической сделки и времени записи. Для целей
сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при
составлении балансов международных расчетов требуется единая система оценки
сделок с реальными и финансовыми активами и пассивами, а также оценки
активов и обязательств на определенный момент времени. МВФ рекомендует
производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным
ценам, согласованным участниками экономической операции. Обычно учет в
системе платежного баланса производится по фактическим ценам (причем, как
правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB).
Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую
покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов
уплатить продавцу, добровольно желающему продать товар, услугу и т.д., в
обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от
друга и коммерческой обоснованности сделки. Вместе с тем, в пятом издании
"Руководства..." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с
приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции,
налоговые платежи, сделки между дочерним и материнским предприятиями,
международный лизинг, гранты от государственных и некоммерческих
организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам
аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени,
за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу
выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными
предприятиями — резидентами разных стран.
Сами же операции находят свое отражение в балансе в момент создания,
трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости.
При этом считается, что требования и обязательства всегда возникают при
смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача
имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны
в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий
или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).
Концепция и типы экономических операций. В широком смысле, смена
экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе,
вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все
сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий
экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не
платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки,
которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе
платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от
баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды
экономических операций, которые отражаются в платежном балансе:
1) Обмен. Такого рода сделки обычно составляют большую часть операций,
фиксируемых в платежном балансе. Сделка обмена заключается в предоставлении
одним контрагентом другому экономической стоимости в обмен на эквивалентную
стоимость в другой форме. При этом экономическая стоимость определяется в
широком смысле как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо
инструменты денежного, валютного и финансового рынков.
2) Трансферты. Отличаются от сделок обмена тем, что контрагент не
предоставляет взамен полученной стоимости ее эквивалента.
3) Миграция. В силу того, что экономическая система определена в
терминах экономических субъектов, ее производительность наверняка будет
подвержена изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся
к данной экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство
перемещается на продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет
значение для платежного баланса в силу того, что вместе с домашним
хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы
импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.
4) "Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе могут
учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не
сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот.
Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным
акционером предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается
международным движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле,
пропорциональной доле иностранного инвестора в акционерном капитале,
отражается в платежном балансе как доход от прямых инвестиций с
балансирующей проводкой "реинвестированная прибыль" по финансовому счету.
В заключение рассмотрения основных принципов составления платежного
баланса необходимо остановиться на том, в каких денежных единицах вести
учет. С точки зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно
стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не
отражались на итоговых показателях, также единица учета должна быть
стабильной на протяжении как можно большего числа учетных периодов для
обеспечения сравнимости и анализа их динамики. Таким образом, не существует
идеальной единицы учета, а для представления отчета в МВФ от стран
требуется составление платежного баланса в тех единицах, которые утверждены
в самой стране для этих целей. При этом МВФ в своих целях может
пересчитывать отчеты, представленные странами-участницами в денежные
единицы, которые его эксперты считают наиболее подходящими в сложившихся
обстоятельствах, учитывая рыночные, официальные обменные курсы, а в
некоторых случаях — и обменные курсы так называемого "черного" рынка. Но
следует отметить, что в подавляющем большинстве стран учет и публикация
показателей платежного баланса ведется в валюте США.
Таким образом, в настоящее время большинство стран мира составляют
свои платежные балансы в соответствии с методологией и принципами,
разработанными Международным валютным фондом. Такой подход значительно
облегчает сопоставление и анализ платежных балансов разных стран за разные
промежутки времени, а также позволяет унифицировать процесс составления
платежного баланса.
2. Структура платежного баланса.
Разделение платежного баланса на конкретные счета, или компоненты,
должно основываться на ряде принципов, среди которых следует особо выделить
следующие:
каждая статья платежного баланса должна иметь свои особенности, то есть
фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи,
должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;
наличие той или иной статьи в платежном балансе должно иметь значение для
группы стран, выраженное как в динамике изменения этой статьи, так и в
абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь показатель
системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение
определенного периода времени у группы стран либо он занимает большой
удельный вес в платежных балансах группы стран, то он должен быть выделен в
виде отдельной статьи;
сбор информации для учета по статьям не должен представлять особых
сложностей для составителей платежного баланса (тем не менее, этот принцип
второстепенен по отношению к первым двум);
структура платежного баланса должна быть такой, чтобы показатели платежного
баланса сочетались с другими статистическими системами, например, системой
национальных счетов; в то же время, количество статей не должно быть
чрезмерно многочисленным, а сами статьи должны подлежать консолидации в
компоненты более высокого уровня (для того, чтобы страны, не вышедшие на
высокий уровень обработки статистической информации были способны
представлять платежный баланс с меньшей детализацией).
МВФ в пятом издании "Руководства..." приводит детальный перечень
стандартных компонентов платежного баланса, особо оговаривая то, что у
большинства стран нет необходимости придерживаться этого перечня до
мельчайших подробностей прежде всего в силу отсутствия информации по
отдельным статьям.
Стандартные компоненты баланса можно разбить на две основные группы
счетов: счет текущих операций, по которому учитываются экономические
сделки, охватывающие товары, услуги, получение дохода и текущие трансферты,
и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, учет по которому
охватывает капитальные трансферты, продажу/приобретение непроизведенных
нефинансовых активов, а также операции с финансовыми требованиями и
обязательствами. Более детальная классификация счетов платежного баланса
приведена в таблице 1 Приложения.
Приведенная структура в части счета текущих операций отражает
исторически сложившиеся критерии отнесения экономических сделок к текущим
операциям. Наиболее значительную долю в счете текущих операций обычно
занимает счет "товары", в последнее время все большую роль начинает играть
статья "услуги", также в счет текущих операций входят статьи "доход" и
"текущие трансферты". Также примечательно выделение в составе второй части
платежного баланса счета операций с капиталом и финансового счета (или
счета операций с финансовыми инструментами), первый из которых охватывает
операции, связанные с получением капитальных трансфертов и
приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов, а второй — все
операции, связанные с изменением владельца всех иностранных активов и
обязательств экономики страны. Такое разделение отражает, во-первых,
растущую роль интеллектуальной собственности — программных продуктов,
технологий, ноу-хау и т.д. — в мировой экономике, а во-вторых, развитие
Страницы: 1, 2, 3, 4
|