реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

СНГ: на пути к экономическому союзу

реферат

многостороннего клиринга, потому что они занимаются в основном срочном

насущими проблемами без ясного понимания системного характера логически

непротиворечивых подходов. Те, кто с энтузиазмом прилагают опыт валютной

интеграции в Западной Европе к условиям СНГ, игнорируют политическое

отношение постсоветских эконотемы. Учитывая нынешние центробежные тенденции

в том, что касается относительной значимости отношений внутри СНГ,

структуру взаимной торговли и расхождение национальных экономических

механизмов, трудно представить, что, при улучшении финансовой ситуации,

постсоветские экономики рискнут создать общую валютную систему.

Заключение.

Механизм экономической интеграции, и в частности интеграции в

финансовой сфере, в Европейском Сообществе/Европейском Союзе всегда был

образцом для интеграции в других частях мира, включая постсоветское

экономическое пространство. Опыт интеграции в Западной Европе является

своеобразным примером для понимания проблем и нахождения путей для их

решения. Однако ни принципы и правила, ни понимание определенных стадий

процесса интеграции, развития институтов и разработки соглашений не

остаются неизменными, когда они переносятся на другие регионы, даже в

пределах Европы.

Недавняя история Европейского валютного союза дает практически урок

для СНГ. Из опыта наших соседей мы узнали, что валютная интеграция может

привести к сложным проблемам и как раз тогда, когда она приближается к

своей высшей стадии; что, будучи сам по себе логически последовательным,

принятый график может подвергнуться пересмотру ичто может потребоваться

выполнение некоторых предварительных соглашений для того, чтобы

дальнейшее движение вперед стало возможным; и еще важнее то, что иногда

лучше следовать естественному ходу развития международной (региональной)

валютной системы, а не изобретать что-то лучшее. Как следует из

настоящей работы, коллективная валюта, какой бы убедительной она ни была в

теории, не может противостоять конкуренции с национальными валютами и

превратиться в настоящие деньги, если не реализованы механизмы,

намеченные на третью стадию Европейского валютного союза, хотя они и могут

показаться преждевременными. Переходные экономики должны быть особенно

осторожными в своих инициативах в области международных валютных отношений.

Вероятно, в рамках СНГ следует создать “ядро” валютной системы,

которое будет ведущей ролью рубля. Такая система может иметь форму

механизма периодически пересматриваемой привязки, в которой другие валюты

стран-участниц этого механизма будут привязаны к рублю. В новейшей

экономической литературе по проблемам рыночной трансформации широко

признается, что, учитывая приоритетность задачи привнесения конкуренции

извне и превращения мировых рыночных цен в ориентиры для национальными

производителями, обменные курсы не должны быть абсолютно подвижными.

Конечно, в существующих условиях валютная привязка в рамках СНГ вряд ли

достижима - не потому, что правительства не могут принять решение о том,

какой следует установить обменный курс, а просто потому, что такая привязка

не имеет смысла, пока не улучшится финансовый положение в странах,

которые могут образовать “ядро” валютной системы СНГ. Как только финансовая

ситуация в переходных экономиках более или менее стабилизируется, будет

стоять вопрос не о том, следует ли осуществлять валютную привязку, а о

том, как это лучше сделать.

Однако механизм периодически пересматриваемой привязки нельзя

считать абсолютно желательным даже применительно к зоне свободной торговли

или таможенному союзу, потому что его эффективность зависит от степени

открытости национальной экономики, от доли стран-партнеров во

внешнеторговом обороте каждой страны ( эта доля должна по крайней мере

превышать долю любой третьей страны), и - что еще важнее - от

последовательности финансовой политики страны и стабильности ее

приоритетов. На деле в переходной экономике финансовые приоритеты в

течении финансового года претерпевают почти регулярные изменения. Так,

инфляционная ситуация потребность в финансировании бюджетных расходов

необходимость компенсировать потери, причиненные импортерами

протекционистскими мерами - все эти факторы определяют различные типы

валютно-денежной политики. Общность финансовых приоритетов может быть

достигнута только при сравнительной однородности национальных экономических

механизмов, относительной гармонизации процессов социально-экономической

трансфор-мации и успешном осуществлении экономических реформ.

Трудно представить, что в СНГ валютная привязка может производиться по

отношению к общей валюте, такой, как ЭКЮ, потому что “коллективная”

валюта требует,

во-первых, высокой степени международной финансовой конвергенции,

во-вторых (что для рассматриваемого вопроса имеет особое значение),

взаимной уверенности в твердой решимости стран-партнеров

стабилизировать финансы (помимо двусмысленной проблемы оптимальной валютной

зоны).

Кроме того, не следует преувеличивать роль ЭКЮ, поскольку она не

является обычным посредником в международных расчетах. При то, что

платежи внутри СНГ в большинстве случаев осуществляется в российских рублях

или долларах США, возникает проблема обеспечения рублевой массы для этой

цели. Снабжение рублями может быть обеспечено на базе рублевой

стабильности, которая дестимулирует экспорт и поощряет импорт.

Последнего, нелегко добиться, потому что финансовые ресурсы на российском

денежном рынке истощены, что тормозит инвестиции, а приток капитала из-за

границы незначителен. Однако, если следующее российское правительство

предпримет попытку ускорить финансовую реинтеграцию СНГ, российские

производители будут обвинять его в подрыве сотрудничества в рамках СНГ и

одновременно в поощрении импорта в ущерб отечественным производителям.

Трудно также представить, что валюты СНГ будут привязаны к доллару США

или любой другой твердой валюте ввиду недостатка ликвидности (резервов

твердой валюты), который мешает проведению валютных интер-венций. Скорее

это будет все-таки российский рубль. Однако такая система имеет смысл

только при условии что,

во-первых, рубль сам будет привязан (вероятнее всего, к доллару США) ,

во-вторых, что страны-партнеры сохранят сравнительно высокую степень

взаимной торговли.

В последнем случае, с одной стороны, они будут испытывать одни и те

же шоки, а с другой стороны, снизятся негативные эффекты внешнеторговой

уязвимости. В результате этого появится международная (региональная)

валютная система, скорее напоминающая не выраженную явно зону немецкой

марки, чем реально существующую ЕВС. Несомненно, сохранится механизм

структурного кредитования со стороны России, а существующие

наднациональные валютные органы (в первую очередь Валютный комитет)

будет играть роль контрольного органа.

Такое решение будет приемлемым в случае более тесной координации

национальных денежно-кредитных политик. Однако нет необходимости в де-

нежной и финансовой конвергенции во “европейском” смысле этого слова:

вся эта надстройка будет иметь черты временного, переходного сооружения.

Возможно, в более отдаленном будущем, как только закончится

дезинтеграция постсоветской международной валютной сферы, страны, которые

образуют “ядро” валютной системы СНГ, приступят к более сложным этапам

финансовой итеграции.

Особые роль и ответственность в становлении экономического союза стран

СНГ принадлежит, несомнено, России. Ее общий экономический потенциал

превышает потенциал любой из остальныхреспублик бывшего СССР. Так, на долю

России приходилось в 1990 г. свыше 62% основных фондов и 66%

промышленного производства Союза. При этом здесь сосредоточены подавляющая

часть научно-технического потенциала, а также свыше 70% реализуемой на

мировых рынках продукции. Пооценкам, российский вклад в создание конечного

продукта в остальных республиках СССР достигал в среднем 54%. Да и

теперь Россия занимает ведущее место в товарообороте практически всех

независимых государств, входивших прежде в СССР. К тому же в большинстве

из них влиятельные позиции в производстве и бизнесе занимают представители

русской диаспоры.

Как показывает практика, проводимые в России преобразования политической

и хозяйственной конъюктуры непосредственно отражаются на экономической

ситуации в масштабах Содружества. Можно без преувеличения утверждать, что

в условиях сохраняющейся всесторонней взаимозависимости, тем более при

открытых, или по меньшей мере проницаемых границах, любые решения

российских властей оказывают во многом определяющее воздействие на ход

событий в соседних странах. В свою очередь экономическое положение в России

в немалой степени определяется уровнем и характером ее сотрудничества со

странами ближнего зарубежья.

Поэтому вопрос о том, быть или не быть экономическому союзу в СНГ, и

если быть, то каким, зависит в решающей степени от позиции России, от того

курса, который она изберет в своих отношениях с участниками Содружества.

Конечно, если судить по официальным документам и заявлениям российских

руководителей, то принципиально вопрос кажется решенным в пользу СНГ:

развитие интеграции между его членами, сохранение и обновление общего

экономического пространства.

Однако вполне очевидно, что на деле такой курс проводится крайне

непоследовательно, со многими сбоями и отступлениями. Это прежде всего

подтверждает практика проведенная рыночной реформы, ни темпы, ни основные

мероприятия которой, начиная с либерализации цен, не являются предметом

серьезного согласования в Содружестве. Аналогичным образом вряд ли

соответствует курсу на интеграцию меры по ужесточению режима взаимных

обменов, включая распространение на них системы лицензирования и

квотирования, экспортных пошлин и т.п.

В последнее время, уже после договоренности (май 1992 г.) о разработке

документов, касающихся образования экономического союза государств СНГ.

имели место новые акции, которые, если и не взрывают, то во всяком случае

серьезно осложняют совместную работу. В первой половине июля появилось

межправительственное заявление о неотложных мерах по углублению

экономической интеграции России, беларуси и Украины, которое было подписано

без ведома других стран СНГ, а потому вызвало у них естественные

подозрения в сепаратизме. Вопреки имеющимся соглашениям, этот шаг открыто

направлен на отгораживание от партнеров и был предпринят не только без

какого-либо согласования с ними, но и без предупреждения.

Чтобы уверено двигаться по пути к экономическому союзу, на наш

взгляд, нужна прежде всего ясная и последовательная российская политика,

единая для всех органов власти, занимающихся вопросами отношений с ближним

зарубежьем. Неотложной задачей становится выработка четкой, рассчитанной

на перспективу российской концепции сотрудничества с государствами

ближнего зарубежья, которая предусматривала бы в качестве важнейшего

приоритета ориентацию на открытость российской экономики по отношению к

участникам экономического союза. Концепция должна содержать систему

конкретных мер, обеспечивающих неукоснительное соблюдение различными

звеньями российской власти достигнутых договоренностей, слаженную

работу ведомств и организаций по выполнению принятых обязательств.

Другое важное условие состоит, как представляется, в том, чтобы

использовать в отношениях с партнерами по СНГ гибкую тактику, учитывающую

возможности и интересы каждого из них, включающую силовые методы и

допускающую промежуточные компромиссные решения.

С этих позиций вызывает сомнение оправданность настойчивого

подчеркивания с российской стороны необходимости отказа во имя

экономического союза от государственного суверенитета. Это дает повод для

обвинения России в попытках установить свою гегемонию. Между тем в

современном взаимозависимом мире никто не абсолютизирует суверенитета, во

всяком случае, не считает, что его умаляет в какой-то степени участие в

различных международных организациях и союзах. Реальное наполнение,

которое скоординированные действия, соответствующие международно-правовым

нормам, а не навязывание воли одних стран другим.

Под тем же углом зрения вряд ли можно считать обоснованным притязание

некоторых российских участников переговоров на обеспечение преобладающих

позиций РФ в совместных органах в ущерб принципам равноправия. Впрочем, и

упор, который делается ими на необходимость “наднациональных” решений и

органов, выглядит мало соответствующим нынешним реалиям. На предоставление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.