режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству.
Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного
ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или
юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами,
вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-
бенефициария является юридическое предоставление бенефициирующим
государством соответствующего режима третьему государству.
В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим,
бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении
третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование
правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициарием. По-видимому, о
предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в
п.1 "в" статьи 2 ("Употребление терминов"), где используется выражение
"согласилось предоставить".
Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о
наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право
государства-бенефициария ... на режим наибольшего благоприятствования ...
прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее
государство прекращает. или приостанавливает распространение
соответствующего режима на третье государство". Здесь отражено широко
признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего
благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству
не означает, что государство-бенефициарий всегда будет пользоваться теми же
льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ,
обещанных третьему государству, то соответственно изменяется и содержание
режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-
бенефициария.
Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий
оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие
раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление
соответствующего режима третьему государству.
Нельзя также оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее
государство прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего
режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может
быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых
санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и
противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего
государства).
В соответствии с юридической логикой в первом случае права государства-
бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором - нет.
Следовательно, в ст.21 целесообразно использовать следующее выражение:
"...в момент, когда бенефициирующее государство правомерно прекращает или
приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему
государству". [ 5, c. 179]
2.5 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования
Со времени применения принципа наибольшего благоприятствования в
регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие
изменения. При этом, особенно после II Мировой войны, их объем постоянно
расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования
практически не применяется без исключений.
Это объясняется историческими особенностями формирования
внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации
хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений;
различиями в экономическом и географическом положении государств;
интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами,
определяющими стремление государств сохранить возможность определения
исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.
Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в
соответствующей клаузуле, поскольку в современном международном праве
отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего
благоприятствования.
Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия
изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов
кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых
по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон
исключений.
Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего
благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е.
исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует
природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные
изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми
общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и "образуют своего рода
корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение
принципа наибольшего благоприятствования о учетом исторически сложившихся
особенностей осуществления внешнеэкономических связей, различий в
экономическом потенциале и географическом положении стран".[ 4, c. 259]
Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего
благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что
особые льготы, действующие между двумя соседними государствами, не
распространяются на третье государство, если одно из двух соседних
государств заключило с этим третьим государством договор, включающий
клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская
оговорка". Например, в статье 5 торгового соглашения СССР о Австралийским
Союзом содержится следующее положение; "Постановление о наибольшем
благоприятствовании не распространяется: а) на привилегии и льготы,
предоставляемые Советским Союзом соседним с ним странам".
Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью
обеспечения приграничной торговли.
В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном
порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования
по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года
установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных
исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и
были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:
"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается
для установления равенства режимов на территории одного государства для
всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире
существует неравенство экономических структур и уровней развития;
предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает
равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности,
равносильно практическому неравенству".
В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений
допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем
в пользу развивающихся стран.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго
выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими
развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В
содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся
странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними
дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего
благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.
Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего
благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем
принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на
развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между
ними".
Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое
отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима
наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с
другой стороны, развитыми государствами.
Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам
безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но
по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее
развитым странам.
Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми
странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям,
что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа
которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой
политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового
международного экономического порядка. Хартии экономических прав и
обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании
помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и
техники.
Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют
товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они
смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой
экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении
определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны
конкурентоспособными на мировом рынке.
Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования
существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых
договором отношений) изъятия.
В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания
режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное
судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.
Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в
отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим
наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из
действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных
таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия
приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами
бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]
В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто
включаться в торговые договоры.
Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную
территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую
таможенную политику. То есть в области международных экономических
отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом
этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг
другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-
участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего
благоприятствования.
Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных
ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки
Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии
международного права ООН.
Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно
объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к
подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:
1) зоны свободной торговли;
2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны
свободной торговли;
3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на
таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем
или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны
свободной торговли.
Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях
в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и
мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится:
"Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего
благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования
таможенного союза или зоны свободной торговли; ... в) принятия соглашения,
направленного на образование такого союза или такой зоны в течении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|