реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Процедура в Европейском Суде по правам человека

реферат

«каждый, чьи права и свободы, как они изложены в настоящей Конвенции,

нарушены, имеет, действенные средства защиты перед национальными

властями»[6].

Практика показывает, что любой гражданин (независимо от его

дееспособности) имеет возможность обратиться в Европейские структуры по

защите прав и свобод человека в том случае если он считает, что

правительство нарушило его права и свободы, закрепленные в Европейской

Конвенции и протоколах к ней с учетом интерпретации их содержания

Европейским Судом.

В отличие от процедур, предусмотренных Факультативным протоколом

Международного Пакта о гражданских и политических правах. Европейские

структуры по защите прав и свобод предусматривают петиции не только от лиц,

чьи права уже нарушены. Дело в том, что Страсбургское "прецедентное право"

ввело понятие «потенциальной жертвы», нечто вроде доктрины вероятностного

нарушения прав человека»[7]. Это означает, что индивид может заявить, что

его права нарушены, если ему известно, что есть законодательство,

допускающее нарушения таких прав. Достаточно, чтобы угроза нарушения прав

была вполне реальной, отражалась бы на жизни потенциальных жертв и носила

бы в отношении их непосредственный характер. Например, в решении от 25

февраля 1982г. о возможности телесного наказания детей в шотландских школах

признается, что уже сам факт посещения школы, в которой применялись

телесные наказания, свидетельствует о наличии у детей возможности

подвергнутся наказанию и чтобы они считались «жертвой» по смыслу ст. 25

Конвенции.

2.Процесс в Европейском Суде.

Европейская конвенция о защите прав и свобод граждан предусматривает

два типа процедур контроля, за исполнением ее положений: рассмотрение

докладов и рассмотрение индивидуальных сообщений.

Рассмотрение индивидуальных сообщений проходит два основных этапа:

• определение приемлемости или неприемлемости жалобы, причем этот вопрос

может возникнуть на любой стадии изучения спора;

• решение вопроса по существу.

Основными контрольными органами, созданными Европейской конвенцией,

являются Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по

правам человека. В системе контроля европейской конвенции функции Комиссии

предполагают, что она выступает как бы фильтром на пути индивидуальных

сообщений в Европейский Суд.

Индивидуальное сообщение может быть подано в Комиссию лично или же

адвокатом по поручению. Сообщение должно содержать имя петиционера,

указание ответственного, а нарушение правительства, объект претензии и, по

возможности указание на те положения Конвенции, которые, как

предполагается, были нарушены и на которые опирается петиционер.

Важно знать условия приемлемости рассмотрения индивидуальных жалоб в

Европейском Суде, так как при несоблюдении хотя бы одного из них жалобы не

подлежат рассмотрению и соответственно не подлежат международной защите.

Индивидуальное сообщение признается приемлемым* при соблюдении следующих

условий:

1. Государство, на которое подана жалоба, должно быть участником

Европейской Конвенции и соответствующих протоколов;

2. Любое дело принимается к рассмотрению только тогда, когда исчерпаны все

национальные средства и в течении шести месяцев после даты принятия

последнего решения на национальном уровне;

3. Не принимаются анонимные жалобы, (Совет Европы гарантирует

конфиденциальность рассмотрения жалобы) или жалобы, которые уже

рассматривались Комиссией по правам человека и не содержат новых

обстоятельств дела;

4. Индивидуальное сообщение будет признано неприемлемым, если Комиссия

признает ее несовместимой с положениями Конвенции, явно

необоснованной (ст. 27).

Комиссия по правам человека не однократно подчеркивала, что ее

авторитет и эффективность может пострадать, если она будет тратить время на

«ничтожные» жалобы, отвлекающие ее от действительно серьезных дел.

Наглядной иллюстрацией этой позиции является признание петиции

неприемлемой, если в ней, например, заявитель пытался доказать, что

наложенный на него штраф за нарушение правил дорожного движения оскорбляет

его человеческое достоинство и должен расценивать как прямое нарушение ст.

3 Европейской Конвенции[8].

«Что касается исчерпанности национальных средств защиты, то это

наиболее сложный вопрос толкования, когда решения принимаются с учетом

особенностей конкретной правовой системы. В литературе начинают

вырисовываться некоторые рекомендации в этой области применительно к

России. Полагаем, что со временем сформируется соответствующая практика

Европейского Суда с учетом российских особенностей судебной системы.

Поэтому сейчас важно отметить лишь принципиальные подходы к проблеме, а

именно:

. При рассмотрении вопроса о том, исчерпал ли заявитель все внутренние

средства защиты, Комиссия констатировала, что заявитель не обязан

ссылаться в судебных органах своей страны на Европейскую Конвенцию о

защите прав человека, если он сослался на национальные законодательные

положения аналогичного содержания (Кардо против Франции (1991 г.). Однако

заявитель должен ссылаться на Конвенцию в том случае, если она является

единственным юридическим основанием в данном случае (Девеер против

Бельгии (1980 г.).

. В решении от11 мая 1981 г. о приемлемости петиций №9214-80, 9473-81. 9474-

81 Комиссия прямо ссылается на свою собственную устоявшуюся практику, в

соответствии, с которой от частного лица не требуется прибегать к

неэффективным средствам правовой защиты не дающих не каких шансов на

успех. Например, ФРГ, будучи государством-ответчиком, утверждала, что

истец (Оцтюре) не исчерпал все внутренние средства защиты, так как не

стал обращаться в федеральный Конституционный суд. Однако доводы

ответчика были отвергнуты в связи с тем, что на тот момент когда

заявитель юридически имел возможность обратиться в Конституционный суд,

практика его была достаточно определена по данному вопросу и не оставляла

потерпевшему шансов на успех.

. С другой стороны, комиссия в своем решении № 712-60 признала следующее:

«Если вопрос о том в состоянии ли конкретное средство правовой защиты по

своей природу дать реальный шанс на успех, вызывает сомнения, этот вопрос

должен быть передан на рассмотрение самих внутренних судебных органов»

(СР.т.8, с.38).

. Для России особенно важна практика Комиссии, когда признается, что

заявителю нет необходимости терять время в национальных судебных

инстанциях, когда есть разъяснения верховных судебных органов начисто

лишающих его шансы на выигрыш дела, или когда неблагоприятная для него

позиция судов заведомо известна, так как другие физические и юридические

лица, оказывавшиеся точно в таком же положении, неизменно получали отказ

(решение Комиссии от 4 марта 1980 г. относительно приемлемости петиции

№8387-78-РД, т.19 с. 233) или когда разбирательство дела затягивают сверх

всякой меры (решение Комиссии от 28 сентября 1976 г. относительно

приемлемости петиции№ 7161-75-РД, т. 7, с. 100 и другие). Таким образом,

обязанность обратиться в национальные органы по защите своих прав

отсутствует у лица в случае их нецелесообразности. Заявитель

освобождается от необходимости исчерпания всех национальных средств

защиты, если не предоставляется возможность установить лицо,

непосредственно виновное в нарушении прав человека или когда заявителю

мешают обратиться в компетентные органы (находится в психиатрической

лечебнице и т.д.). Итак, доступность средств национальной защиты является

другим важным принципом при определении исчерпанности средств защиты.

. Обращение в компетентные судебные инстанции в порядке прокурорского

надзора и т.п. также не признаются доступными средствами национальной

защиты. Так, в решении относительно приемлемости петиции № 1159-61

Комиссия отказалась учесть ходатайство заявителя перед генеральным

прокурором Австрии с просьбой в интересах правосудия передать проигранное

им дело в кассационный суд[9].

. Полагаем, что лицо, получившее решение первой инстанции, которое, по его

мнению, нарушает то или иное право, содержащееся в Европейской Конвенции,

может направить петицию в Европейскую комиссию. Важно лишь при

рассмотрении дела в суде первой инстанции указать на те права, которые

оно считает нарушенными в соответствии с Конвенцией. Такая рекомендация

обусловлена тем, что пока достаточно сложно определить начало течения

шестимесячного срока после вынесения окончательного решения, особенно

когда спорный вопрос носит комплексный характер и различные его аспекты

разбираются одновременно в разных инстанциях. До тех пор, пока не

сформируется стабильная практика Комиссии относительно России,

целесообразно отправлять петицию как можно раньше (ее отклонение по

формальным основаниям не помешает заявителю подать ее еще раз).

. В соответствии с положениями Европейской Конвенции по защите прав и

свобод созданы и функционируют два органа, обеспечивающие соблюдение

обязательств государствами-участниками. Это Европейская Комиссия по

правам человека, которые рассматривают жалобы в отношении тех государств-

участников Конвенции, которые специальным заявлением признали их

компетенцию»[10].

Следует подчеркнуть, что международно-правовой механизм защиты прав

человека, в том числе предусмотренный Европейской конвенцией, — достаточно

сложная система признанная быть устойчивой и постоянно демонстрирующей свои

функции и правовое предназначение. В связи с этим подавляющее большинство

обращений в Комиссию (как и в Комитет по правам человека в ООН) признаются

неприемлемыми из-за несоответствия предъявляемым критериям приемлемости

(ст. ст. 25,26,27,29 Европейской Конвенции). Что касается Европейского

Суда, то до него по различным причинам, в том числе по причине разрешения

вопроса во внесудебном порядке в соответствии с Конвенцией, доходят, в

общем-то, немногие обращения.

Один из членов Комиссии, выступающий в качестве докладчика,

составляет доклад о приемлемости сообщения. Он может затребовать информацию

от петиционера и заинтересованного правительства и сообщать информацию,

поступившую от правительства, петиционеру для ответных замечаний.

Окончательно приемлемость сообщения устанавливается на пленарном заседании

Комиссии. В соответствии со ст. 29 Конвенции, Комиссия может принимать

решение о приемлемости сообщения на любой стадии его рассмотрения по

существу. Если Комиссия считает, что сообщение приемлемо, она устанавливает

факты, относящиеся к делу, и пытается достичь дружественного урегулирования

спорного вопроса. В случае неудачи Комиссия составляет доклад, содержащий

как изложение фактов, так и ее мнение относительно того, указывают ли эти

факты на нарушение соответствующим правительством положений Конвенции.

Доклад передается Комитету министров Совета Европы, после чего в течение

трех месяцев спор может быть передан в Европейской Суд.

Есть некоторые различия в процедурах рассмотрения жалоб для тех, кто

присоединился лишь к протоколам № 1-8, и для тех, кто признал протокол №9

В соответствии с процедурой, предусмотренной протоколами № 1-8,

передавать дело в Суд могут только Комиссия по правам человека и

государства-участники Конвенции.

В соответствии же с Протоколом № 9 к Конвенции от 6 ноября 1990 г.,

правом передавать дело в Суд обладают Комиссия, государство, гражданин

которого предположительно является жертвой; государство, которое передало

дело на рассмотрении Комиссии; государство, против которого подана жалоба,

лица, неправительственные организации или группа лиц, подавшие жалобу. Если

этого не происходит, Комитет министров, в соответствии со ст.32 Конвенции,

решает, имело ли место нарушение Конвенции.

Европейский Суд по правам человека состоит из судей, выступающих в

личном качестве, число которых определяется по числу членов Совета Европы.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.