системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве
подсистем входят политические, правовые, моральные и др. межд нормы.
Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня
развития межд сообщества.
Политические нормы и межд право. По своей природе полит нормы
представляют согласованную волю гос-в и в этом смысле имеют ту же природу,
что и нормы межд права. От последних они отличаются тем, что, согласовав
содержание правила, гос-ва придали ему не юр, а полит обязательную силу.
Полит нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях,
совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм,
политических обыкновений и так называемых “правил игры”.
Санкции при нарушении полит норм заключаются в отрицательной реакции
гос-в и межд организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель
может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной
полит системы.
Связь полит и прав норм двусторонняя. Полит нормы создаются и осущ, не
вступая в противоречие с межд правом. С другой стороны, прав нормы
создаются и осущ с учетом существующих полит норм.
Организационные нормы. Появление многочисленных межд органов и
организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях
и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать
организационными или административными. Их следует отличать от норм,
содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием
гос-в. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы -
это нормы внутреннего права межд организаций.
Обыкновение и традиции. Обыкновение - не обладающая юр силой межд
норма, складывающаяся непосредственно в отношениях гос-в в результате
подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное
время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается
правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя
максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non
recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юр сила
становится обычной нормой межд права.
Международная вежливость. Это - не обладающие юр силой правила
доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного
уважения участников межд общения. Несоблюдение норм вежливости может
вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные
ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные
меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.
Международно-правовое регулирование.
Понятие межд-прав регулирования. Межд-прав регулирование - это властное
воздействие гос-в на свои взаимоотношения при помощи межд права. Это
регулирование представляет собой разновидность социального управления.
Система межд-прав регулирования состоит из двух подсистем: регулируемой
и регулирующей. Первой явл система межгос отношений, представляющая объект
регулирования. Регулирующей явл система средств межд-прав воздействия.
Механизм межд-прав регулирования. Под этим механизмом понимается совок
межд-прав средств и методов воздействия на межгос отношения. Первым
элементом механизма явл межд-прав норма. Регулирование осуществляется путем
определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого
поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам.
Достигается цель специфическим юр методом, путем установления
взаимосвязанных прав и обяз, образующих правоотношение.
Межд-прав отношение явл второй главной частью механизма межд-прав
регулирования. Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юр
содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения
наполняются в процессе функционирования.
На всех этапах функц межд права важная роль принадлежит межд-прав
сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы.
Важным его элементом явл общее межд-прав сознание, под которым понимается
совок разделяемых гос-ми взглядов, представлений, идей относительно
необходимого межд правопорядка.
Метод функционирования межд права. Под этим методом понимается
совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации межд-
прав норм. Общий метод функц охватывает пять особых методов:
n политико-правовой метод - нормы межд права осущ субъектами при помощи
полит средств;
n морально-правовой метод - использование механизма действия морали для
реализации норм межд права;
n идейно-правовой метод - воздействие на межд отношения через
идеологию, упрочение позиций межд-прав сознания, разъяснение целей,
принципов и норм, создание убежденности в необходимости их
осуществления;
n организационно-правовой метод - принятие организационных мер по
реализации норм межд права как внутри гос-ва, так и в межд
отношениях;
n специально-правовой метод - применение специфически правовых средств
воздействия на межд отношения. Этот метод и явл сутью межд-прав
регулирования.
Международный правопорядок. Существуют два понимания правоотношений. В
одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих
взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом - это общественные
отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два
понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление - система чисто
правовых отношений, во втором - это реальное состояние отношений,
закрепленное межд правом. В результате мы имеем юр и фактический
правопорядок, у которых немало различий. В одном случае - правовая модель,
в другом - результаты ее претворения в жизнь.
Межд правопорядок - это система межд-прав отношений, призванная придать
сообществу гос-в структурную устойчивость на основе целей и принципов межд
права.
Международная законность. Это - режим функционирования системы межд
отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств
по межд праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе зак-сти
находится механизм, суть кот состоит в том, что обладающий правом субъект
заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном
поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения
цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной
возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам.
Отстаивая свои права, гос-во утверждает режим межд зак-сти.
Контроль. Под контролем понимается процесс обработки информации,
призванный определить соответствие поведения субъектов нормам межд права.
Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения;
вторая - в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к
выполнению предписаний межд права. Есть у контроля и третья функция -
толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие
действия не соответствуют норме.
Существуют два вида контроля - национальный и международный.
Международно-правовая ответственность. Ответственность порождается межд-
противоправным деянием, элементами кот явл: субъективный элемент - наличие
вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно гос-ва в
целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих межд-прав
обязательств.
Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального
правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои
обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему
материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в
интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.
В литературе и практике утверждается деление межд правонарушений на
межд преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения
обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов межд
сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие.
Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего
правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед
потерпевшим.
Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает
меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность,
состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания,
отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность.
Санкции и контрмеры. Санкции и контрмеры представляют собой виды
принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода
функц межд права представляет собой не насилие, а одно из средств
реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность
определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам межд
права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями
принудительные меры, осуществляемые только межд организациями. Что же
касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами.
Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии.
Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель
побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые,
дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего
реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на
территории другого гос-ва, в случае недружественных ограничений
экономических и культурных связей и т д.
Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые межд правом
как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с
межд правом, но поскольку явл контрмерами в отношении правонарушителя,
постольку могут выходить за рамки межд права в тех пределах, кот
определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии
должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше
той, что необходима для достижения непосредственной цели.
Применение и толкование норм межд права.
Понятие применения норм межд права. Понятие “применение права”
используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает
все юр способы осущ права, во втором - властное осущ права в случае
правонарушения или спора о праве.
Применение норм права к конкретным случаям закл в следующем:
n установление факт обстоятельств;
n правовая квалификация факт обстоятельств, т.е. установление того,
подпадают ли они под действие норм межд права, и если да, то каких
именно;
n определение юр характеристик относящихся к делу норм, сферы их
действия, особенно в отношении данных субъектов;
n уяснение содержания нормы, т.е. общее толкование;
n принятие решения о способе применения норм к данным факт
обстоятельствам;
n действия по обеспечению реализации принятого решения.
Организационные основы применения межд права. Существуют межд и
национальный методы применения норм межд права. Межд метод реализуется в
деят гос-в на мировой арене, а также в деят создаваемых ими межд органов и
организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для
реализации норм межд права внутригос деятельности, т.е. в имплементации
этих норм.
Толкование норм межд права. Понятие толкования. Толкование есть процесс
выяснения содержания нормы, целей применительно к данной ситуации, связей с
иными нормами межд права, юр характеристик.
Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того,
что ставится во главу угла. Основных подхода три - объективистский,
субъективистский и функционалистский.
Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении
значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но
лишь той, что нашла закрепление в тексте.
Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, кот
Страницы: 1, 2, 3, 4
|