реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовой статус внутренних морских вод

реферат

необходимо прежде всего выдвинуть либо исторические основания, либо

основания, вытекающие из особенностей залива. Подобная позиция характерна и

для значительного числа других авторов — специалистов международного права.

Международное договорное право до сих пор не содержит определений понятий

„исторические воды" или „исторический залив" и не предусматривает оснований

для объявления государствами своих прав на такие морские воды. Генеральная

Ассамблея ООН еще в 1959 году (резолюция 1453 (XIV) от 7 декабря 1959 г.)

поручила Комиссии международного права изучить данный вопрос и направить

полученные результаты государствам — членам ООН. Эта работа не завершена.

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным

государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во

внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность

регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В

этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и

исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило,

любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого

государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи

вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых

портов.

Военные корабли, находящиеся в иностранных внутренних водах с согласия

прибрежного государства, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного

государства. Однако они обязаны соблюдать законы и правила последнего, а

также соответствующие принципы и нормы международного права (запрещение

угрозы силой или ее применение, уважение территориальной

неприкосновенности, невмешательство и др.).

2. Порядок захода иностранных судов в морские порты.

Воды морских портов — часть внутренних морских вод прибрежного

государства. Как сказано в ст. 11 Конвенции ООН по морскому нраву,

«наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые

являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть

берега». Ввиду этого акватория морского порта оказывается как бы окруженной

берегами прибрежного государства.

Прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои

порты судов других стран, а также правовой режим их пребывания там. Оно

решает, открывать или нет те или иные из своих портов для захода

иностранных судов. Это положение получило отражение в заключенной в 1923

году в Женеве Конвенции о режиме морских портов.

В некоторых доктринах иногда встречается мнение о том, что морские

торговые порты должны оставаться открытыми для всех государств, и торговые

суда всех стран имеют право захода в любой морской порт, служащий для

внешней торговли. Однако эта точка зрения не соответствует современному

состоянию международного морского права. Практика государств основана на

уважении полного суверенитета прибрежного государства над его внутренними

морскими водами, включая морские порты. Именно этим объясняется то

обстоятельство, что ни Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне,

ни Конвенция ООН по морскому праву, участники которой сознают, как отмечено

в ее преамбуле, «тесную взаимосвязь проблем морского пространства и

необходимость рассматривать их как единое целое», не устанавливают тем не

менее правового режима внутренних морских вод в целом или какой-либо их

части. Установление указанного правового режима является суверенной

прерогативой прибрежного государства.

Такой же прерогативой является право прибрежного государства объявлять

любой свой порт открытым или закрытым для захода иностранных судов. Однако

в интересах поддержания и развития международных экономических и иных

отношений прибрежные государства обычно открывают многие из своих портов

для свободного захода иностранных невоенных судов без различия их флагов и

дискриминации, а также заключают по некоторым вопросам, касающимся

пребывания иностранных судов в них, международные соглашения. Как правило,

для посещения открытых портов не требуется запрашивать у властей

прибрежного государства разрешение на заход или направлять им уведомление

об этом.

В морские порты, не объявленные открытыми, заход иностранных судов

допускается только с разрешения властей прибрежного государства,

полученного в порядке, установленном этим государством. Исключение

допускается, как показывает всеобщая практика и, следовательно,

международный обычай, только в случаях вынужденного захода судна (авария,

необходимость в медицинской помощи и др.). О таком заходе судно должно

сообщить властям соответствующего морского порта.

В последние годы в связи с возникшей угрозой загрязнения морской среды,

появлением судов с ядерными двигателями, возросшей интенсивностью морского

судоходства и по некоторым другим соображениям прибрежные государства стали

принимать правила, которые или ограничивают заход в открытые порты

некоторых категорий иностранных судов, или же устанавливают определенные

условия, без выполнения которых иностранное судно может быть не допущено в

открытый морской порт. Так, законодательством Швеции, Дании, Финляндии,

Марокко и других стран введен разрешительный порядок для захода в их порты

государственных некоммерческих судов.

Естественно, международное право не может вопреки согласию государств

ограничивать законные проявления суверенной воли государств, включая их

право на регулирование допуска иностранных судов в свои порты. В. А.

Киселев справедливо заметил, что право прибрежного государства предъявлять

к иностранным судам определенные требования в качестве условия допуска в

порты вытекает из его суверенитета над внутренними морскими водами и что

это право должным образом учтено как в Конвенции о территориальном море и

прилежащей зоне (и. 2 ст. 16), так и в Конвенции ООН по морскому праву (и.

2 ст. 25). Указанные нормы конвенций, пишет В. А. Киселев, означают, что

прибрежное государство не только может предъявлять национальные требования

в качестве условия допуска иностранных судов в порты, но даже

препятствовать заходу в территориальные воды направляющихся в его порты

судов, которые не отвечают таким требованиям. Вместе с тем следует

уточнить, что прибрежное государство может в данном случае

воспрепятствовать заходу иностранного судна, направляющегося, как гласят

положения конвенций, во внутренние воды, а не в территориальное море или

территориальные воды.

Столь же определенно такое правомочие вытекает также из п. 3 ст. 211

Конвенции ООН по морскому праву, который предусматривает право государств

устанавливать «особые требования для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды в качестве условия для

захода иностранных судов в их порты или внутренние воды и для остановки у

их прибрежных терминалов». Это право закреплено также в ряде других

международных соглашений, в частности в Международной конвенции по охране

человеческой жизни на море 1974 года, гл. VIII которой требует, чтобы

иностранные ядерные суда перед заходом в порт представляли прибрежному

государству информацию о безопасности такого захода. Если прибрежное

государство сочтет, что заход атомного судна представляет угрозу для водных

путей или окружающей морской среды и т. д., то оно может не допустить такое

судно в свой порт.

Однако, характеризуя суверенное право прибрежного государства не

допускать захода иностранных судов в его морские порты в порядке

предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются им

в свои порты и внутренние воды, нужно иметь в виду, что это право не

осуществляется произвольно. Условия допуска иностранных судов в порты

формулируются в соответствующих законах и правилах прибрежного государства,

публикуемых им в «Извещениях мореплавателям» или иным должным образом.

Естественно, что прибрежное государство не может выходить за рамки

установленных им самим предписаний. Вместе с тем поскольку прибрежное

государство открывает свои порты для международного общения и в интересах

развития международного сотрудничества, указанные законы и правила должны

приниматься с учетом как общепринятых международных стандартов и практики,

так и интересов международного сотрудничества, в том числе и в отношении

регулирования допуска иностранных судов в порты и обращения с ними там без

какой-либо дискриминации. В противном случае такие законы и правила не

только не будут соответствовать интересам равноправного международного

сотрудничества, но и способны причинить ему ущерб.

Совершенно очевидно, что «выборочные» запреты на заходы иностранных судов

в открытые для международного судоходства порты по политическим мотивам

ведут к подрыву принципа международного сотрудничества и являются актами

дискриминации, противоречащими принципу суверенного равенства и равноправия

государств. На этом поприще, как известно, систематически проявляют себя

США и некоторые из их союзников. На протяжении многих лет американские

власти заносили в «черные списки» морские суда, посещавшие порты Кубы, и на

этом основании не допускали их в порты США. В настоящее время в порты США

запрещен доступ судов, плавающих под флагом Албании, Кубы, Кампучии, КНДР и

Вьетнама, а для судов, имеющих национальность государств — участников

Варшавского Договора, заход запрещен в 11 американских портов. При этом для

судов ряда социалистических стран установлено требование заблаговременного

запроса о разрешении на заход даже в открытые для них порты.

Некоторые государства требуют получения предварительного разрешения для

захода в свои порты научно-исследовательских или ледокольных судов. Вряд ли

такого рода требования соответствуют общим принципам мореплавания и

поощрения научных исследований. Указанные требования явно расходятся с

положениями Конвенции ООН по морскому праву, которая устанавливает, что

прибрежные государства принимают меры для облегчения .доступа в свои гавани

и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам,

соблюдающим положения конвенции (ст. 255).

Что касается военных кораблей, то, как и в любую часть внутренних морских

вод, в морские порты, в том числе открытые, указанные корабли могут

заходить по получении предварительного разрешения или приглашения

(например, нанести визит вежливости) прибрежного государства либо, если

законодательство прибрежного государства это допускает, после

предварительного уведомления. Прибрежное государство может устанавливать

число и класс (равно как порядок и срок пребывания) иностранных военных

кораблей, допускаемых в его порты.

3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах.

Поскольку акватория морского порта находится под полным и исключительным

суверенитетом прибрежного государства, иностранные невоенные суда,

находящиеся в порту, подчиняются законам и правилам прибрежного

государства. Эти законы и правила касаются пограничного, таможенного,

санитарного и навигационного режимов; налогов, сборов и пошлин;

осуществления погрузочно-разгрузочных работ; посадки и высадки пассажиров;

безопасности судоходства и производимых работ; порядка схода на берег и

пребывания на берегу членов экипажа и т. д.

Распространение на внутренние воды, включая порты, суверенной власти

прибрежного государства предопределяет также подчинение иностранных

невоенных судов административной и гражданской юрисдикции прибрежного

государства с изъятиями, относящимися к государственным морским судам или

судам, находящимся на государственной службе, о чем будет сказано ниже.

Однако в соответствии со сложившейся международной практикой прибрежное

государство, как общее правило, не осуществляет своей юрисдикции по делам,

относящимся к внутреннему распорядку на иностранном судне, находящемся в

его порту, включая гражданские и трудовые споры, если только происходящее

на судне не угрожает спокойствию порта. Как правило, прибрежное государство

не вмешивается в вопросы внутреннего распорядка судна, гражданские и

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.