Правовая концепция иностранных инвестиций в России
Московский Институт Предпринимательства и Права
Дипломная работа по предмету
«Международное право»
по теме
«Правовое положение
иностранных инвестиций в России»
Научный руководитель: кандидат юр. наук Лобанов С.А.
студентки IV-го курса Юридического факультета группы 404
Евдокимовой Татьяны
Москва 1998 г
ПЛАН.
Введение ( стр. 3-12)
1. Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" (
предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система
допуска иностранного капитала ).(стр. 13-35)
2. Международные соглашения о защите иностранных инвестиций и
арбитражная практика по рассмотрению споров предприятий с иностранными
инвестициями. (стр. 36-50)
3. Проблемы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов.
(стр. 51-64)
4. Положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
(стр. 65-71)
Заключение. (стр. 72-76)
ВВЕДЕНИЕ.
Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом,
то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности
зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные
инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность
негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее
вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами отдельных
политических группировок и партий, требованиями национализации
приватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствие
роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц,
занятых в сфере иностранных инвестиций.
Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики,
низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов
вызывает и жёсткая налоговая политика, к тому же постоянно подвергающаяся
непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых
препятствий в виде слабости и несовершенства действующих норм российского
законодательства об иностранных инвестициях.
Улучшение же инвестиционного климата, по прогнозам Правительства,
способно привести к тому, что объём зарубежных капиталовложений в экономику
России уже в 1998 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобы
добиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики,
рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень
управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи
комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по
модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять
серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям
времени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и
известной нестабильности путем правового регулирования и создания для
иностранного инвестора благоприятного правового режима им удается
привлекать значительный иностранный капитал.
Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не
вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том,
что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию
отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые
интересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши
предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для
этого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработки
информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут
успешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей,
разумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, на
профессиональной основе и с соблюдением интересов России.
Становление законодательства об иностранных инвестициях - составная
часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит
сделать ещё очень многое для того, чтобы наше государство стало
действительно правовым. Пока что такое его определение, закреплённое в
Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая
реальность. Таким образом, наступила пора нового поколения
законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того,
чтобы уровень правового регулирования не отставал от развития экономики и
всего российского общества в целом необходимо обновление действующего
законодательства. Здесь можно говорить практически о формировании второго
поколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможности
дополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказались
исчерпанными, не случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону
"Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась. Последние проекты
Закона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного
закона.1
Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешены
более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила,
установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан и
иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом.
Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное
закрепление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь,
равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений,
неприкосновенность частной собственности,
недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую
жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права
собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на
то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятные
условия для его развития в России.
Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и
другим общим законам. В новом Земельном Кодексе должен быть полностью
решён вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для
становления рыночной экономики.
Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с
принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных
банков в РФ уже сняты новым Законом "О банках и банковской деятельности".
Этот перечень можно продолжить, поскольку он охватывает большую часть
законов, в настоящее время находящихся на стадии разработки.
Для понимания особенностей современного подхода российского
законодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду,
что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и
деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных
предприятий. Главным источником регулирования статуса совместного
предприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. "О
порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,
международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и
"О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных
предприятий с участием советских организаций и фирм из
капиталистических и развивающихся стран".1
Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, под
последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на
основании договора, заключённого между советскими государственными
предприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии с
уставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49%
от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержащееся
в упомянутом постановлении Правительства определение совместного
предприятия в значительной степени предопределило характер
законодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в
современной России.
Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об
иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. "Об
иностранных инвестициях в СССР".1 Этот акт в силу своего характера не
содержал детального регулирования, но давал определенные направления для
его развития. В основном Указ предусматривал: создание как совместных
предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного
капитала; возможность портфельных инвестиций; долгосрочную аренду
имущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранным
инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских
юридических и физических лиц.
После принятия Указа Президента СССР последовала разработка и
принятие Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР,
которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход в
регулировании иностранных инвестиций, получивший отражение в Указе
Президента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, что
правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть
менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и
имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских
предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными
актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях.
Российский "Закон об иностранных инвестициях", принятый 4 июля
1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и содержит значительное
число заимствований из союзного законодательства, что отражает сложившуюся
в СССР систему законодательного регулирования. После распада СССР
Закон РФ "Об иностранных инвестициях" продолжает сохранять своё
действие, неизменной остаётся и концепция правового регулирования
иностранных инвестиций в России. В частности, основной формой
инвестирования капитала в российскую экономику на сегодняшний день
продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями,
наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству.
Большая часть норм Закона об иностранных инвестициях ( из 42 статей - 23,
т.е. больше половины ) касается порядка создания и деятельности
предприятий с иностранными инвестициями.
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об
иностранных инвестициях", в котором предусматривается обеспечение
необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику
России. Законопроект учитывает рекомендации международной организации -
Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению
законодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих
стран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципе
недискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равные
экономические и правовые условия, в которых действуют российские и
иностранные инвесторы ) должен быть радикально улучшен: кардинально должно
быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должна
достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового
бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной
должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и
финансирования инвесторов.
Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия "иностранные
инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения законодательства и
положений соответствующих международных договоров); характеристика Закона
"Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательства об
иностранных инвестициях; определение системы допуска иностранного
капитала; проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|