статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право
обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих
обязательств… Совет мог предпринимать такие меры и давать такие
предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными.
В случае расхождения мнений по вопросам права или факта … расхождение это
будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий
передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты
не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу и значение, что
и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».
Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне
против тех государств, которые не выполняют «добросовестно вынесенные
решения». [11]
Государства – члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу
выработать универсальный международный документ, который содержал бы
положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод
человека.
В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций,
ограниченным числом государств были заключены первые международные
соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые
вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им
конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о
пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и
языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных
конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы
защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В
соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период
рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю
юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным
законодательством.[12]
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и
итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и
безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод
человека – с другой.
Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому
этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым
в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил
основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[13]
Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления
против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.
Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее
содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих.
Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и
женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь),
недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е.
свобода совести, убеждения и т.п.).[14]
Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные
демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении
членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей
свободе».
С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются
соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась
и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего
МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной
организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая
декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и
другие документы.
Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в
области прав человека и уточнении существующих.
В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве
своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.
Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан
через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря
1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла
Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в
мире как День прав человека.[15]
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии
международных отношений.[16]
Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи
ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не
являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как
юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы
ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором
в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который
формируется в результате международной практики государств и постепенно
признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы,
провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время
государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных
норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы
постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все
новых и новых международных соглашений.[17]
В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о
правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека
и основных свобод.
Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем
европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.
Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании
международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е
годы и явилось результатом идеологического и политического раскола
последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала
Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных
споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября
1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На
сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.
Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве
наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и
эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов
обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому
каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и
международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное
развитие современных государств.
Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного
обеспечения прав человека.[18]
Вывод по § 1 Главы I.
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и
свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека
реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и
образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые
меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит
также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством
и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но
целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы
международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав
человека.
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание
ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу
межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на
государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы
человека.
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии
международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных
свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская
Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,
синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.
§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.
В научной и монографической литературы по теории государства и права
вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как
общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.
В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей
и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности
совершенствования не только норм международного права, но и успешного
осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как
общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,
благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-
юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и
реализуемой на практике.[19]
Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали непосредственным объектом международно-правового
регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в
рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ).
Развитие современных международных отношений убедительно
свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали объектом международно-правового регулирования. Это
регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ
охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя
конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод
человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости
правопорядка.[20]
Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно
недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке
государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола
родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном,
в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,
детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав
ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания
ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной
Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное
время является главным механизмом международной помощи детям.[21]
В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается,
что дети должны быть объектом особой помощи.[22]
Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от
мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто
декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе
юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие
представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей
приобрела более широкий характер.[23] Потребность в придании правам детей
более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|